• Авторизация


Чудо как несвобода 19-11-2021 20:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Посмотрела шекспировскую "Бурю" в постановке Джорджо Стрелера. Cпектакль сперва кажется затянутым, но очень красивый: из-за того, что главное в постановке - пластическое решение. (Красиво даже тогда, когда беднягу Калибана - видимо, из-за злоупотребления горячительным - тошнит. Это показано только движением).
Один художественный прием достоин особого упоминания.
Актриса, играющая Ариэля, конечно, летает, и для этого используется трос, на котором Ариэля поднимают и опускают над сценой. Ариэль не все время летает, но иногда он должен летать. И понятно, что трос не должен привлекать к себе зрительского внимания.
Но, когда в начале пьесы Ариэль просит у Просперо возвратить ему свободу и на время ссорится с ним, Ариэль хватается руками за прикрепленный к спине трос, - при этом показывая его зрителю, который до сих пор старался троса не замечать, принимая условность как данность, - и пытается от него освободиться. При этом трос как будто служит цепью, которая лишает героя свободы.
Получается интересный образ: Ариэль - это чудесный персонаж, но чудо ему не в радость. Он показывает зрителю, что чудо искусственное, и он хотел бы от него избавиться.
Когда в конце спектакля Просперо отпускает отслужившего Ариэля, он отсоединяет трос - конечно, в тот момент, когда Ариэль не летит, а стоит. Улететь Ариэль уже не может и радостно убегает. Куда? В зрительный зал. Чудо исчезает, но вместе с ним и иллюзия исчезает - переходит в реальность.
Происходит это прямо перед тем, как Просперо, отрекшийся от своего волшебства, обратится к залу и попросит отпустить уже его, как он отпустил Ариэля. То есть он повторяет то же, что только что сделал Ариэль, - отказывается от чуда ради свободы.
Когда Просперо отрекается от волшебства, чтобы снова сделаться герцогом, всегда жаль. Это конец сказки ради торжества обыденности, пускай и счастливой обыденности. Но это сожаление со стороны зрителя. А со стороны персонажа - то, что ему необходимо. И, если персонажи спектакля напоминают зрителю, что остров - это их несвобода, они в ней несчастливы и хотят вырваться, такое напоминание должно, как видно, примирить зрителя с окончанием волшебства.
А можно, наверное, прочесть и так: творчество, пока оно возможно, - это несвобода. И тот, кто ему принадлежит, знает это. Он, может быть, хотел бы предпочесть свободу, но что с ним будет тогда? О Просперо и Ариэле известно, что они на свободе будут счастливы, но это потому, что зрителю об этом сообщили. А тот, кто откажется от творчества ради свободы - от него - может не получить ничего лучше. Поэтому он согласен на эту несвободу, и то, что для зрителя - удовольствие, для него может быть страданием. Но при этом он знает, что он - на службе чуда.

https://valya-15.livejournal.com/918452.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чудо как несвобода | lj_valya_15 - Шкатулка | Лента друзей lj_valya_15 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»