Продолжаю тему пушкинских спектаклей театра на Таганке. Посмотрела передачу
"Юрий Любимов. Мой Пушкин" (2001).
Передача забавно построена. Чередуются эпизоды, в которых великий режиссер признается в любви к Пушкину (вид у него при этом удивительно добрый и светлый) и эпизоды, в которых он же бранит и обучает молодых актеров на репетициях спектакля "Евгений Онегин" (вид у него при этом, как можно догадаться, - суровый).
Среди его упреков актерам: "Вы даже не помните формулировку, у вас в голове не застряло:"Блюди форму. А содержание подтянется!""
Услышав это, я сперва засопротивлялась мысли великого режиссера: ну как же это! Ведь форма - это ради содержания... Форму выбираешь, чтобы содержание донести...
Но почти сразу же до меня дошло: а я ведь знаю, что Любимов - прав, в том контексте, который он имеет в виду. И я очень давно это знаю, причем из источника, непосредственно имеющего отношение к Пушкину.
Мой источник - знаменитая книга Ю.М. Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII - нач. XIX века". Глава о дуэлях в этой книге мне уже давно очень понравилась и оказалась полезной (для исследований, к литературе и художественной культуре отношения не имеющих). Там говорится, что дуэль - это ритуал, где подчинение правилам поглощало свободу участников и в самый момент дуэли направляло их на то, чтобы лишить жизни противника, хотя, может быть, первоначально это не было их намерением. Приводится много исторических примеров, которые хорошо запоминаются.
Правила - это форма, а желание убить соперника, возникающее во время исполнения ритуала - содержание. И именно такое содержание создается соблюдением формы на месте. В ситуации дуэли принцип, названный Любимовым, работал так же, как и в ситуации спектакля на сцене.
Но о том, как нарушались правила дуэли, чтобы вызвать кровавый исход, в книге тоже идет речь, и как раз на примере дуэли Онегина и Ленского. В данном случае известная цель оказывалась в глазах нарушителя важнее соблюдения правил как раз в той части, в которой, соблюдая правила, именно такой исход можно было предотвратить (например, на месте дуэли до ее начала предложить примирение).
Что меня здесь занимает: к организации дуэли применяется тот же принцип, что и к театральной постановке. И то, что принцип был упомянут при постановке "Онегина", оказывается уместным.
https://valya-15.livejournal.com/897843.html