Небольшая театральная шутка. Продолжение темы "привлекательности миниатюризации".
Посмотрела я запись спектакля Киевского театра марионеток "Котилася торба". Зачем он мне? - а я давно хотела его посмотреть по причине оригинальности его формы.
Разыграна в драматической форме, с актерами-людьми на виду у зрителя и марионетками, широко известная украинская народная сказка "Ивасик-Телесик"; большинство детей ее, наверное, знают прежде, чем им спектакль покажут. Сюжет этой сказки - традиционная борьба со змеем и победа над ним. Особенность в том, что герой сказки - не взрослый витязь, а мальчик.
Но трактована тема так, что можно сказать: по форме спектакль обращен ко взрослым не меньше, чем к детям. Потому что история Телесика помещена внутрь рассказа о сотворении мира. Родители главного героя - это не просто "дед и баба" (очень симпатичные куклы), но и Адам и Ева. Которых никто из рая не изгонял, но злая змея (женского пола), по-видимому, решила, что они должны обеспечивать ее и ее потомство питанием на будущее. Сначала она организовала, чтоб они съели плод с дерева, после чего у них родился сын. Один. И род человеческий получил продолжение. (Или это так совпало, что аист принес Телесика именно после того, как дед и баба съели плод). Но потом змея похитила юного Телесика и намеревалась его съесть, разделив угощение со своей дочерью, змеючкой Оленкой. По ошибке была съедена Оленка, Ивасик спасся бегством, возвратился к родителям, впоследствии встретил прекрасную возлюбленную и родил деду с бабой много внуков.
Сказка, конечно, жестокая, как некоторые греческие мифы: киднеппинг, а затем канибализм. Мать-змея съела змеючку - какой ужас! Но разве лучше было бы, если бы они вдвоем съели Ивасика? На самом деле, конечно, здесь нет ничего необычного: народные сказки без обработки часто жестоки, и это само собой разумеется. Их приглаживают в обработке, когда предназначают ее для детей, и здесь нет тайны.
В этом спектакле сюжет урезать не стали, но и пугать юных зрителей очень страшными куклами не стали. И вот ... неожиданный эффект: мне жалко змеючку Оленку. Ее сделали забавной куклой-девочкой, не вызывающей никакого отвращения. Даже можно догадаться, что она испытывает к Телесику чувство неосознанной влюбленности... Бедная Оленка, которую сварили и съели вместо Телесика! И бедная взрослая змея...
Все определяется тем, как создан образ персонажа в спектакле. В данном случае - тем, как выглядит кукла. (Ну и, понятно, тем, как эту куклу ведут и за нее говорят). Если она нравится, в ней не видишь злой силы - жалеешь персонаж, хотя он и отрицательный и для главного героя опасный.
Телесик и женщина, не лишенная обаяния. :-) 

Предлагаю новый конец сказки. Оленка укусит...то есть нет, она поцелует пленного Ивасика. И превратится в царевну. И поможет ему бежать к родителям - тоже, кстати, вполне распространенный фольклорный сюжет, только из другой сказки. И не надо в финале новой девицы - будут они с Телесиком жить счастливо.
Не считая того обстоятельства, что мать-змея теперь, вместо того, чтобы съесть Телесика, окажется его тещей... Н-да... И это сюжет для продолжения (каким образом они все должны помириться. Чтобы дети не расстраивались).
https://valya-15.livejournal.com/880654.html