• Авторизация


О мальчиках-актерах 31-01-2021 23:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Небольшая познавательная заметка "Из истории театра".

Известно, что в английском театре XVI - начала XVII века женские роли играли мальчики, и также известно, что там же и тогда же существовали целые труппы актеров-мальчиков, где они играли все роли и чья конкуренция с труппами взрослых была успешной. Широкая публика знает об этом хотя бы потому, что о детских труппах в "Гамлете" упоминается.

Кое-что об этом я вычитала, заинтересовавшись, в книге знаменитого литературоведа Стэнли Уэллса "Shakespeare & Co". Название, наверное, не самое удачное, потому что в книге речь идет и о коллегах, и о конкурентах, но книга содержательная. Как раз о театральном мире той страны и эпохи.

Так вот, об актерах-мальчиках сообщается, что их могли набирать принудительно. Существовал приказ королевы, позволявший набирать подходящих мальчиков для пения в королевской капелле. Хормейстеры пытались распространять его действие на вербовку мальчиков-актеров и, что называется, воровали их на улицах.

В 1600 г. это вызвало скандал, о котором сохранились сведения. Отец по имени Генри Клифтон пожаловался, что его сына Томаса 13-лет и еще нескольких ребят украли по пути из дому в школу для театральной труппы мальчиков королевской капеллы, выступавшей в здании бывшего монастыря Блэкфрайерз в Лондоне (здание известно, в частности, потому, что в монастыре слушалось дело об аннулировании первого брака Генриха VIII, а впоследствии - также благодаря закрытой сцене очень знаменитой труппы "Слуг короля", бывших "Слуг лорда-камергера"). Генри Клифтон угрожал, что пожалуется в Тайный совет. Организатор похищения, королевский хормейстер из Виндзора Натаниэль Джайлс отвечал, что уверен в своей безнаказанности, и украденному мальчику велели учить роль. Но Генри Клифтон кого-то в Тайном совете, кому пожаловаться, все-таки нашел и добился приказа об освобождении своего сына.

Вместе с тем, сэр Стэнли Уэллс анализирует причины успеха трупп мальчиков у тогдашней публики и среди прочих называет такую: могла присутствовать привлекательность миниатюризации - эффект, подобный тому, какое производит представление оперы Моцарта, которую играют марионетки. В английском тексте - даже фраза, звучащая еще осторожнее: буквально "эффект не непохожий на тот..."

Я тоже видела, как оперы Моцарта играет Зальцбургский театр марионеток. Надо, конечно, уточнить, что поют не марионетки - но это понятно. Спектакли очень красивые. Но то, что описал сэр Стэнли Уэллс применительно к детям, играющим из-под палки взрослый репертуар в ренессансном театре, мне хочется назвать "эффектом буратинизации". У меня возникают буратинские ассоциации. Эффект, производимый марионетками, играющими в операх Моцарта, можно без натяжки назвать так же, поскольку, как мы помним, имя Буратино образовано как раз от итальянского названия театральной куклы - il burattino. Но я имею в виду как раз книжку из детства и то, как она именно в детстве читалась. Как куклам в театре тяжело приходится, пока они не сбегут. (Я сейчас не имею в виду намеков "Золотого ключика" для взрослых читателей).

Марионетки в операх Моцарта подчеркивают красоту музыки, потому что они очень изящные. А дети, загримированные как взрослые обоих полов и играющие принудительно в пьесах английского "золотого века", наверное, в трагедиях подчеркивали трагизм, а в комедии его привносили. Но, наверное, зрители об этом не думали.

https://valya-15.livejournal.com/880395.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О мальчиках-актерах | lj_valya_15 - Шкатулка | Лента друзей lj_valya_15 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»