• Авторизация


Слова, слова, слова...без слов 02-12-2020 00:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Насколько я знаю, по "Гамлету" (шекспировской трагедии) существует более, чем одно музыкальное произведение. Я посмотрела телеспектакль-балет на музыку Д.Д. Шостаковича из фильма Г.М. Козинцева. (Сценарий Н. Камковой, режиссер С. Евлахишвили, 1969 г.)
Балет назван осторожно "хореографическая сюита". С одной стороны - захватывающий эксперимент: как слово заменить жестом. Еще и в трагедии о борьбе честности с лицемерием. С другой стороны это все-таки - конспект трагедии, основные сцены, передающие ее сюжет, и основные образы.
Спектакль, конечно, красивый (сложность в том, что при постановке "Гамлета" красота зрелища может не нравиться. Но в данном случае она, видимо, призвана помочь, а не отвлечь: это точность линии, движения, жеста в балете). Знаменитый Марис Лиепа в главной роли вызывает воспоминание о Лоуренсе Оливье в той же роли - наверное, еще и потому, что они оба играли также Красса. У меня сложилось впечатление, что "быть или не быть" в балете читается скорее как "не быть - быть" (падение - потом встать на ноги). Так как Гамлет - герой-мыслитель, появляются два дополнительных сопровождающих его персонажа: танцовщицы, изображающие мысли, между которыми нет согласия. (И это они отняли героя у бедной Офелии).
В балете нет нескольких важных второстепенных персонажей пьесы, с которыми главный герой в ней беседует. Нет друга Горацио, Розенкранца и Гильдестерна... Я не сразу определила, кого нет еще, а чувствуется, что не хватает: могильщиков и черепа бедного Йорика. Потому что нет всей сцены на кладбище. Полоний в балете нужен больше всего для того, чтоб его убили: в остальное время он надоедливо пристает к Гамлету, пытаясь выяснить причину его беспокойства, но главный герой его быстро отталкивает. Клавдий и Полоний очень напоминают двух бесов: Клавдий - главного, а Полоний - суетливого помощника.
А Клавдий и Гертруда в этом спектакле могут очень сильно напомнить чету Макбетов. Прежде всего - из-за их сильного взаимного влечения. Затем - потому, что после сцены, когда совесть Клавдия пробуждается и он мучается, к нему приходит Гертруда и, по-видимому, он благодаря ей успокаивается. Наверное, это должно символизировать, какую власть над Клавдием имеет влечение к ней.
Конечно, есть Призрак и сцена рассказа о преступлении, есть спектакль "Мышеловка", сцена в спальне Гертруды и завершающая дуэль Гамлета и Лаэрта. Я не сразу заметила один художественный прием этой постановки, который уместен: известно, что Гамлету помогают актеры. Но и у Клавдия есть свои придворные шуты. Они участвуют в сцене свадьбы Клавдия и Гертруды. Шуты должны создавать всеобщее веселье, показывать, что все в порядке. Очевидно, что главному герою с ними не по пути.
В этом спектакле мне очень нравится Офелия (Ирина Холина), но это Офелия без тех самых песенок, кроме одной мелодии. Сцена безумия превращается в хореографический монолог Офелии: у нее остались два человека, которых она любит и которые любят ее, Лаэрт и Гамлет. Скорбь о ней должна объединять их, но коварный Клавдий их стравливает.
Пожалуй, больше всего мне нравится в музыке фильма - и этого балета - то, что она, если можно так сказать, обновляет восприятие самой трагедии. Сперва мне хотелось написать "освежает", но потом это слово разонравилось. Я имею в виду, что она помогает не относиться к трагедии как к очень знаменитому произведению мировой литературы, которое поставили "в очередной раз", а снова почувствовать ее жизненность. Балет - это, наверное, такая форма, которая позволяет - в этом случае - передать только часть того, что есть в литературной основе. (И очень чувствуется, что это только часть). Но эксперимент для тех, кто его делал, должен был быть увлекательным.

Посмотреть, можно, например, здесь.

https://valya-15.livejournal.com/871170.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Слова, слова, слова...без слов | lj_valya_15 - Шкатулка | Лента друзей lj_valya_15 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»