• Авторизация


Безалаберный и строгий 03-01-2020 16:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Незадолго перед Новым годом я прочла книжку Alison Weir, Siobhan Clarke. A Tudor Christmas (London: Vintage Publishing, 2018). Первый автор - известная писательница на исторические темы (или дама-писатель, если вам почему-нибудь не нравится слово "писательница"), другой - сотрудница Хемптон-Корта. Книга - о традициях празднования Рождества в Англии XVI века.
Много интересного для любителей страноведческого материала. И новогодние рецепты, и стихи, но главным образом - подробное описание традиций всех двенадцати дней празднования Рождества. Как и самого их происхождения. Некоторые традиции были странные. Например, сообщается, что в память об избиении младенцев по приказанию Ирода детей в соответствующий день секли в постелях (вероятно, не слишком сильно - замечают авторы), зато потом уж детям весь день позволялось шалить и даже играть в церкви. А еще, поскольку смысл рождественских развлечений был - меняться местами, школьники могли захватить здание школы, засесть в нем, как в осаде, и впустить учителя только в обмен на обещание больше давать отдыхать в наступающем году и меньше пороть. (Представляю себе такие баталии у нас во время зимней сессии ... Лучше всего - прямо перед каким-нибудь экзаменом. Когда экзамен все-таки начался бы, как бы он происходил...) 1 января поощрялось дарить подарки, в особенности королю. По тому, принимал король (а впоследствии королева) подарки или отвергал их, можно было судить, в милости ли даритель. Например, приходит подарок от знатного узника Тауэра, а его не принимают - значит, обратись мыслями к небесам и оставь земные надежды, узник ... Или, напротив, принятие подарка от того, кто ранее вызвал монарший гнев, было знаком прощения.
Но авторы затрагивают и другую тему - отмены традиционного празднования Рождества пуританами во время гражданской войны и республики (точнее the Commonwealth). Пуритане считали веселые рождественские бесчинства грешными и даже ввели штрафы за них. По их мнению, встречать Рождество следовало скорее в благочестивых размышлениях, что понятно. Ограничения старых рождественских традиций начались при Эдуарде VI, но сильнее всего были именно в упомянутый период и не способствовали популярности новой власти. При Реставрации рождественские традиции восстановили.
В этом месте следовало бы печально вздохнуть и пофилософствовать о разнице идеалов. Но на меня как раз при чтении о пуританской рождественской строгости нашел внутренний хохот. Потребовались некоторые усилия, чтобы он не прорвался вовне - а мог бы и прорваться, не повредил бы. Потому что вспомнилась мне с детских лет знакомая сцена, которую авторы этой книги вряд ли держали в уме, так как она не принадлежит к их интересам и вообще, скорее всего, им не известна, а между тем речь в ней идет о том же самом.
Вы догадались. Женя и Ипполит на автобусной остановке. Диалог "Такие, как вы ..."
(Да, я однажды уже приходила к выводу, что считаю "Иронию судьбы" устаревшей. Потом решила уточнить вывод. Старая игрушка особенно ценна).
Просто так с помощью двух персонажей представлены два разных подхода к празднованию одного праздника, через которые выражается разница людей. А праздник-то один. И женщина одна. (Хотя они там в диалоге говорят не о празднике, они говорят именно о разном видении жизни. Но праздник - повод).
В английской рождественской книжке речь примерно о том же самом. Праздник один, а видение его разное: безумство и правильность. Только разницу в книге олицетворяют не два человека, а группы людей в конфликте между собой. И исторические эпохи.
Книжка именно о национальных традициях. Другие страны упоминаются, но мало - поскольку их нужно назвать, так как, например, традиции произошли оттуда (но прижились и стали своими). Фильм очень сильно - порождение конкретного общества (хотя сейчас уже есть индийская переделка, где действие - в США). Но все-таки сама эта тема - конфликт безумства и правильности, повод еще раз выразиться которому дает праздник смены года, позволяющий им, даже требующий меняться местами - как подтверждается, международная. (:-) И, может быть, это одна из причин живучести и популярности традиций: ты думаешь, что это - только твое, а оно из общих основ происходит.

https://valya-15.livejournal.com/834655.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Безалаберный и строгий | lj_valya_15 - Шкатулка | Лента друзей lj_valya_15 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»