Сейчас сессия, поэтому на работе зашел разговор о критериях оценивания. Среди рекомендованных в административном порядке критериев отличной оценки оказался такой: ученик должен уметь применять нестандартные способы для решения стандартных задач.
По этому поводу мне вспомнился отрывок из одной китайской сказки, читанной в детстве. Речь там шла как раз о нестандартном решении. Детали понадобилось подновить. Поискала; оказалось, что сказка называется "Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай", опубликована она в известном сборнике "Сказки старого Сюня". Ностальгировать по всему литературному наследию Сюня мы сейчас не будем, а коснемся только этой сказки. Один эпизод в ней мне запомнился настолько хорошо, чтобы вспомнить его даже через много лет. Бывает, что помнится какая-то оригинальная мелочь, даже если почти весь контекст забывается.
Распространенный сюжет: девушка переодевается юношей, в данном случае - чтобы отправиться учиться. Она учится вместе с юношей, в которого влюбляется, но он столь наивен, чтобы не узнать в ней девушку - это в мировой литературе тоже бывает. :-) Дальше, тоже как можно догадаться, появляется кто-то, кто догадывается, что с одним из учеников дело нечисто, и старается проверить свою догадку, но при этом просто раздеть подозреваемого нельзя. Самый умный "кто-то" в данном случае - наблюдательная дама. И дальше идет само "нестандартное решение".
Дама предлагает паре главных героев помочь ей подобрать нитки разных цветов, чтобы ей вышить летящего аиста. Настоящий юноша Лян Шань-бо мыслит прямолинейно и предлагает только черные и белые нитки. Но девушка Чжу Ин-тай сознательно усложняет задачу, чтобы достичь лучшего результата, и предлагает соответствующее решение. Она советует вышить аиста, летящего навстречу восходящему солнцу; следовательно, требуются еще нежно-розовые нитки, чтобы показать, как солнце освещает грудь аиста, и бледно-голубые, чтобы обозначить тени под крыльями.
Дальше там также распространенный финал: соединение влюбленных не в этой, но в новой жизни. Но меня интересует эпизод с вышитой картиной.
Яркий пример именно такого нестандартного решения стандартной задачи. Цвета подобраны так, чтобы картина была лучше; потому-то я и запомнила. Но вместе с тем девушка спалилась. :-) Она выдала, что она - опытная вышивальщица, подтвердила догадку дамы и другой своей задачи - скрыть тайну - не решила.
Но дама-отгадчица вполне решила свою задачу нестандартным способом.
Таким образом, в сюжете данной сказки мы имеем несколько конфликтующих задач, которые обе героини пытаются решить нестандартными способами. Но иногда успешное решение одной задачи таким способом приводит к неудаче в решении другой - для той же героини. :-)
Менее хитрая, но главная, героиня этой сказки решила бы более важную для себя задачу, если бы, советуя выбирать нитки, не увлеклась поиском интересного решения и изобразила бы простака. Но автор и читатели тогда проиграли бы.
https://valya-15.livejournal.com/831129.html