Думая, как два озорных брата смогли вот так запросто выбросить телеграмму, начинаю присматриваться к форточке.
Повествование захватывает! Я представляю себя с братьями в поезде. Мы вместе ночуем на печке в лесной избушке, после дружно ревём, признавшись, что порвали телеграмму, потрошим тушку зайца, переживаем за Гека, когда тот температурит и несказанно радуемся возвращению папы и геологов.
Дальше были другие книги: РВС, Голубая чашка, Военная тайна, Школа и многое другое. Ещё не научившись читать, я с удовольствием слушал книги Гайдара.
Задача писателя, построить произведение таким образом, чтобы оно читалось и было интересно. Высший пилотаж когда прочитанное переосмысливаешь, ибо зацепило за душу!
Если сравнивать Гайдара с Паустовским, последний выигрывает красочностью описаний и литературным слогом. Гайдар в этом плане попроще, но у него удивительные сюжеты.
Нам всем хотелось быть похожими на Мальчиша-Кибальчиша, подражать Тимуру и его команде, по примеру мальчишек из «Дальних стран», объединившись, дать отпор вредному Серёжке.
Философская сказка «Горячий камень», где никто не захотел разбить камень и вновь стать молодым, в любом возрасте читается на одном дыхании. Всё так — каждому его прожитая жизнь дорога. Сказка актуальна на все времена.
Между произведениями Гайдара и моим детством почти 50 лет, а кажется, что он наш современник.
Гайдар жил в сложное время, но при этом никогда не упоминал Сталина, хотя коллеги по перу подобное практиковали. Гайдар оказался выше — он создал мир детства, мир пионерии, заложил фундамент негласного кодекса взаимоотношений между советскими людьми.
Писатель представляется близким и понятным. Думаю, читатель моего возраста с подобным согласится. И тут возникает вопрос, а что мы знаем про самого Гайдара?
Произведение «Школа» во многом биографично, в 16 лет командовал полком, «Тимур и его команда» посвятил сыну, погиб в 1941 г. на фронте.
Кто-то наверняка может что-то добавить, но это ситуацию принципиально не изменит.
В советское время биография Гайдара подавалась отрывками. После обрушился целый ком информации, где разобрать правду от фейков достаточно сложно. Гайдар был символом эпохи, и потому его начали мочить. Плюс, свою лепту в восприятие добавил внук.
Тот факт, что в Клину есть дом-музей А. П. Гайдара для меня стал откровением. Как его сюда занесло? Почему Клин?
Были времена, когда попадание в Союз писателей обозначало получение квартиры, покупку машины и остальных благ. Гайдар ни квартиры, ни машины от государства не получал. Аркадий Петрович не стремился к домашнему уюту. По его собственным словам, полка в вагоне поезда — лучшее место для отдыха.
В 1938 году, будучи уже известным, Гайдар ехал в поезде. Разговорившись с попутчиком, узнал, что есть такой замечательный город Клин. Решил посмотреть. Сошёл на станции, углубившись в город, увидел дом, очень похожий на тот, в котором вырос в Арзамасе.
Изба принадлежала сапожнику Матвею Чернышёву. Гайдар предложил, сдать ему одну из комнат, тот согласился.
Здесь Аркадий Петрович познакомился со своей третьей женой — Дорой Матвеевной Чернышёвой, дочерью хозяина. Первый раз посватавшись, получил отказ. Второй раз, когда женщина стирала в тазу бельё, повторил предложение.
Двадцати пятилетняя Дора до этого уже была за мужем и имела дочь. На всю страну известному писателю она так и сказала, что Евгения для неё на первом месте. Гайдар детей любил и ребёнка усыновил.
Именно отсюда писатель ушёл на фронт.
После гибели Гайдара, Чернышёвы сохранили исторический облик дома.
В неизменном виде до нас дошли ворота, фасад здания, крыша и две беседки на территории.
В семье Чернышёвых было 8 детей. Мать Доры Клавдия получила орден Материнской Славы второй степени.
Мемориальная табличка появилась сразу после войны.
Чернышёвы память о Гайдаре хранили бережно, неустанно предлагая властям, создать в их доме музей. В 1985 г. дочь писателя Евгения получила от городских властей квартиру и съехала. Через четыре года музей принял первых посетителей.
Внутреннее пространство состоит из коридора и трёх комнат. В первой, разместилась администрация. В самой большой, выполнявшей роль зала, квартировал Гайдар — на всю страну известный писатель снимал угол возле печки.
Хозяева и их дети находились рядом. Личное пространство для творчества было огорожено простынёй. Когда Гайдар женился, и супруга перебралась в его угол, в бытовых условиях мало что изменилось.
— А как же писательские гонорары? Он как известный автор наверняка получал приличные деньги? — спросит читатель
По словам музейных работников, гитара, самовар и мебель, собранные в зале, Гайдара помнят. Письменный стол и радиоприёмник пережили немецкую оккупацию.
Деревянного орла Дора и Аркадий привезли в качестве сувенира из Крыма. Любопытна на первый взгляд неприметная тросточка. Её использовали не для ходьбы. В 30-х годах на юге существовала мода: сесть за столик в кафе, и, скрестив руки, положить запястья на округлённую ручку. В настоящем подобная трость большой раритет.
В коридоре стенд, где представлены книги Гайдара и поделки ребят, изучающих его творчество.
Третья комната, где у хозяина была сапожная мастерская, как и зал, используется в качестве лектория. На выходные приходится наибольшее количество посетителей.
Экскурсии проводятся по времени. Основной контингент — дети.
Сотрудники музея рассказывают ребятам о жизни писателя.
Создавая атмосферу игры, устраивают викторины.
Гайдар переведён на множество языков мира.
Почти все его произведения экранизированы.
С другой стороны, чтобы лучше понять писателя (и художника), желательно изучить его биографию.