Буквы Уу-ю
План урока
Актуализация опорных знаний.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Игра «Доскажи словечко».
Давайте повторим все, что мы знаем о речи.
- Речь бывает .. (устная и письменная) .
- Устную речь мы… (слышим и произносим).
- Письменную речь мы … (пишем и читаем).
- Наша речь состоит ….(из предложений).
- Предложения состоят .. (из слов).
- Слова делятся … (на слоги).
- Слоги состоят … (из звуков).
- Звуки мы .. (слышим и произносим), а буквы мы …(пишем и читаем)
Повторение о звуках (СЛАЙД 2)
- Звуки бывают … (гласные и согласные).
- Гласные бывают … (ударные и безударные).
- Согласные бывают …. (твердые и мягкие, глухие и звонкие).
Игра «Определи какой это звук» (СЛАЙД 3)
- Определите, какой звук я произношу, повторив его за мной. Если это гласный – сделайте один хлопок, если согласный – два хлопка.
Учитель произносит звуки : [м], [ о], [ р], [ л], [у], [н], [э], [а].
Расскажи как ученый (СЛАЙД 4)
Вижу буквы ы, а, э, о, у – перед ними буквы согласных читаю твердо.
Вижу буквы и, я, е, ё, ю – перед ними согласный читаю мягко.
Игра «Составь слово» (СЛАЙД 5)
СЕ СО ЛА
СИ СА ЛИ
СЁ МЯ ЛО
(села, сели, село, сёла, сало, лоси, соли, лиса, мяли, мяла, мясо, семя).
- Какой гласный услышали в слове? ([у])
На доске учитель пишет: КЛУЧ
-Какой буквой мы вчера обозначали звук (У) после согласных? (Буквой У.)
Сегодня мы с вами познакомимся с новой гласной буквой Ю. И ответим на вопрос, какой буквой обозначается звук (у) после мягкого согласного?
Закончи звуковую схему слов лук, люк. ) (СЛАЙД 8)
Какая буква нужна для обозначения первых звуков в каждом слове. Можно ли воспользоваться буквой у для обозначения гласного звука в этих словах?
Познакомиться с буквой ю и уточнить её значение, завершить работу над словом.
Чтение написанных слогов (стр. 16), (СЛАЙД 9) найти среди записей слова. (среди записей лишь одно слово – главная форма МНУ – от слова мять).
Чтение слов (определение звуков)
Работа с текстом. Чтение текста. В первом предложении перечисляются фрукты и стоят запятые. Работа над «хитрым вопросом»: на картинке компот ещё не кипит – кастрюлю ещё даже не поставили на плиту. Отметить «опасные места» с тексте (большая буква в предложении, знаки в их конце, пробелы, сочетание –ши-).
Страница 17. Когда так говорят? Чтение слов и обсуждение значения слов и выражений. Составление предложений со словами. (У тебя не руки, а руки-крюки. Что за руки-крюки. Какой сегодня хороший клев! Какой у птицы длинный клюв!) Записать предложения графически, выбирая нужный знак в конце.
Значение слова КЛЮНУЛА обсуждается: ударила клювом, попалась на крючок, зацепила, взяла клювом, съела. С этим словом составить предложения о рыбе, вороне и синичке.
Чтение слов (стр. 17). Отметить буквы безударных звуков, поделить на слоги. В словах ворона, и капюшон обратить внимание на 1 гласные звуки: звуки одинаковые, а буквы – разные.
Чтение скороговорки. Составление схем слов: кукушонок, капюшон.