• Авторизация


история моей нации 17-05-2014 17:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ГОРЫ И ГОРЕ.
Для соседей они айсоры, сами для
себя — атурая. Название
«ассирийцы» возродилось
сравнительно недавно в память о
далёких предках, наводивших когда-
то ужас на весь Ближний Восток.
После падения Ассирийской
державы в 605 году до нашей эры
её население смешалось с
семитскими племенами арамеев и
халдеев. Три века спустя территория
бывшей Ассирии была разделена
между Персией и Сирийским
царством, место которого позднее
заняла Римская империя. В I веке
апостолы Фома и Фаддей принесли
сюда христианство. Халдейская
церковь подвергалась жестоким
преследованиям огнепоклонников-
персов, а в V веке рассорилась и с
православной Византией, приняв
несторианскую ересь. Её
основатель, патриарх Несторий,
отрицал единство божественного и
человеческого начал в личности
Христа.
В средние века халдеи-несториане
под именем сирийцев играли
важную роль на Ближнем Востоке.
Пройдя с торговыми караванами
весь Шёлковый путь, они принесли
христианство в Среднюю Азию,
Индию и Китай. Сохранив античную
культуру, передали её арабам,
которые через несколько веков
вернули её в Европу. Сирийцы
считались лучшими учёными,
врачами, дипломатами тогдашнего
мира, занимали высокие посты при
дворах восточных халифов и
эмиров. В ХIII веке несторианскому
католикосу (патриарху)
подчинялись 150 епископов от
Средиземного до Жёлтого морей.
Потом начался упадок — вслед за
разорителями-монголами пришёл
жестокий фанатик Тамерлан,
предавший мечу десятки тысяч
«неверных» сирийцев. Уцелевшие
забыли науки и придворный лоск,
укрывшись в неприступных горах
между Турцией и Ираном.
К началу ХХ века здесь проживало
около миллиона сиро-халдеев, всё
чаще называвших себя
ассирийцами. Из них 80 тысяч жили
в Иране, в районе Урмии, ещё 20
тысяч оказались в российском
Закавказье. Остальные считались
подданными Османской империи,
хотя часто подчинение ей было
формальным. Один из
путешественников писал о «скале
сборщика податей» на горной
дороге: «Рассказывают, что
турецкий сборщик податей может
доехать только до этой скалы, ввиду
того, что не может спуститься вниз
по узкой тропинке шириной в
полметра… поэтому жители,
проживающие по другую сторону
скалы, оставались свободными от
взноса податей»1. Ассирийцы
подчинялись своим племенным
вождям (маликам), а высшим
авторитетом для них был
несторианский католикос из рода
Мар-Шимон, резиденция которого
находилась в селении Кочанис. В
ХVI веке часть несториан вступила в
унию с Римом и основала
Халдейскую католическую церковь с
резиденцией в Мосуле (Ирак).
Другая ветвь униатов — сиро-
католики — обосновалась в
турецком городе Мардин. Среди
верующих были также монофизиты,
протестанты и православные — в
1898 году 10 тысяч человек во главе
с епископом Мар-Ионой приняли
покровительство Русской Церкви.
Часть ассирийцев жила в городах
Эдессе, Диярбакыре, Мосуле, где
они занимались ремеслом,
особенно сапожным делом.
Большинство же были пастухами и
садоводами. Одеждой и обычаями
они всё больше напоминали
окружающих мусульман, но те по-
прежнему относились к иноверцам
с неприязнью. Любая стычка могла
стать поводом для кровавого
конфликта, часто местные турки и
курды совершали набеги на
ассирийские деревни без всякого
повода, ради добычи. Случались и
масштабные кровопролития —
например, в 1842 году курдский
эмир Бадр-хан напал на ассирийцев
округа Тиари, перебив до 10 тысяч
человек. В январе 1895 года
турецкие солдаты обрушились на
населённый ассирийцами и
армянами город Эдесса (Урха). За
два дня было убито 13 тысяч
человек, а в округе резня
продолжалась до весны, её
жертвами стало до 40 тысяч одних
только ассирийцев.
Но настоящего размаха резня
достигла лишь под надзором
националистов из младотурецкой
партии «Единение и прогресс»,
пришедших к власти в 1908 году.
Они с самого начала не скрывали
своей цели — создания «Великого
Турана» от Боснии до Китая.
Первым шагом к этому должна была
стать ликвидация этнических
меньшинств — прежде всего
христиан, которые составляли пятую
часть населения империи. Армян,
греков, ассирийцев младотурки не
без оснований считали
естественными союзниками своих
врагов — России и стран Антанты.
Один из идеологов «Единения»
Бехаэддин Шакир говорил на
партийном съезде: «Народы,
доставшиеся нам от прежних
времён, представляют собой
чуждые и враждебные сорняки,
которые нужно выкорчевать без
жалости». Под такие речи офицеры
и чиновники готовились к
«выкорчёвке». Её ждали и турецкие
беженцы с Балкан, жаждущие
поквитаться с христианами за
отобранные земли и имущество.
Желанным поводом стала Первая
мировая война, которая позволила
младотуркам действовать «по
законам военного времени», то есть
с максимальной жестокостью.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник история моей нации | babochkaalidana - Дневник babochkaalidana | Лента друзей babochkaalidana / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»