• Авторизация


Древнегреческий театр 15-03-2012 01:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает место для зрелищ и само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V - IV века до н. э.) и воспринимать как некий образец, эталон. Характерной чертой классического искусства всегда является сбалансированность художественных сил, гармония элементов и пропорций - будь то архитектура, пластика, многофигурные композиции или искусство театра.



[800x834]
Изображение актера

 

Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. С конца VI века до н. э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были распространены и в других частях Греции. Эти театрализованные представления стали обязательной частью государственных праздников. По жребию определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и трех тетралогий, представленных пред публикой в следующие три дня: каждая из тетралогий, в свою очередь, состояла из трех трагедий и одной сатировской драмы. Выбором постановок занимались непосредственно городские власти. По окончании показа-соревнования судьи определяли лучшие постановки и награждали победителей призами. На подобных зрелищах присутствовал буквально весь город, т.е. все его социальные группы. Только замужним женщинам возбранялось смотреть представления комедий. А бедные зрители получали от властей деньги, чтобы оплатить вход в театр.

[показать]
Актер, играющий раба

 

Самым старым театром Афин считается Театр Диониса – театр под открытым небом располагался на юго-восточном склоне Акрополя в священной ограде Диониса. Здание театра и места для публики были деревянными, и поначалу сооружался театр только на время представлений. Византийский ученый Свид сообщал, что в 70-ю олимпиаду (т.е. в 499 - 496 годах до н. э.) временные сидения обрушились, после чего афиняне соорудили театрон - особые места для зрителей. В IV веке до н. э. был выстроен новый театр Диониса -  из камня, однако его архитектурный облик не раз менялся. Театр Диониса служил образцом для всех греческих театров. Он состоял из трех основных частей: орхестры - круглой площадки, на которой выступали танцоры и хор. Последние раскопки 1895 года позволили установить, что диаметр орхестры Театра Диониса составлял 27 метров.

[1067x800]
Театр Диониса

Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры – позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Зрительный зал - вторая неотъемлемая часть театра. Третья часть - здание скены. Орхестра располагалась в центре театра, в центре же орхестры устанавливался алтарь Диониса. Две трети орхестры были окружены зрительным залом. Ряды для зрителей располагались один над другим, уходя вверх, и делились двумя проходами на три яруса, а также делились вертикально многими проходами на клинья. Старая орхестра в новом театре была отодвинута к северу, таким образом было освобождено несколько большее пространство для представления актеров и для сценических приспособлений. Первые ряды во время представления занимали влиятельные и уважаемые лица города. Зрительный зал от сцены отделяли проход и небольшой ров с водой. Скена располагалась на противоположной к зрительному залу стороне - это были комнаты для переодевания актеров и хранения реквизита, скена также использовалась в качестве декорации. Актеры выступали на площадке, которая находилась на уровне земли, и только позже она поднялась над землей и получила название «проскений». Проскений и орхестра соединялись между собой ступеньками. Выступления хоров происходили на орхестре. Занавеса в греческом театре не было.

[1067x800]
Театр Диониса

 

Рядом с театром располагался и храм Диониса, в котором помещалась статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым Алкаменом - скульптором и мастером бронзового литья, который жил во 2-й половине V века до н. э.

[800x1888]
Дионис
Римская копия греческой статуи
Статуя работы Алкамена до наших дней не сохранилась

 

Следующая большая перестройка афинского Театра Диониса происходила во второй половине IV века до н. э. (завершена около 330 года). Она была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами. Вместо временных деревянных строений была построена постоянная каменная сцена. Фасад скены имел три двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутренних сторонах параскении имели колонны. Пьесы разыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспосабливался с помощью подвижных ширм, перегородок для представления отдельных пьес.

[1067x800]
Театр Диониса

Зрительные места (значительную часть которых можно видеть в Афинах и до сих пор) были теперь сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе пространство мест для зрителей делилось радиально подымающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута еще дальше на север. Вокруг орхестры был устроен канал для стока дождевой воды.

[1062x600]
Театр Диониса

 

Античный театр вмещал огромное количество зрителей – в Афинском Театре Диониса размещалось 17 тысяч человек.

[1067x800]
Театр Диониса

Организацию театральных представлений в Греции брало на себя государство в лице высших должностных лиц — архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора ложились как почетная общественная повинность на богатых граждан, получавших в этом случае наименование хорегов. Обязанности и ремесло драматурга и актера были почетными в греческом обществе. Некоторые из драматургов и актеров в V и IV веках до н. э. занимали важные общественные должности и принимали активное участие в политической жизни страны.

[800x1067]
Еврипид

Спектакли давались на трех праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре — январе по нашему календарю), Ленеях (в январе — феврале). Великих (или городских) Дионисиях (в марте — апреле). Сами спектакли носили характер состязания.

[800x1070]
Дионис

Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до н. э. состязались и актеры, исполнявшие первые роли (протагонистов) К состязанию допускались три драматурга, каждому из которых архонт назначал хорега и между которыми он распределял протагонистов. Результаты состязаний тщательно заносились в особые записи — дидаскалии, хранившиеся в государственном архиве Афин.

[840x800]
Актеры

В древнегреческом театре женские роли всегда исполнялись мужчинами. Один и тот же актер на протяжении пьесы играл несколько ролей. Поскольку в античном спектакле было принято музыкальное сопровождение, от актера требовалось не только хорошо читать стихи, но и петь и танцевать. Греческие актеры носили на лице маски, менявшиеся в различных ролях и даже на протяжении исполнения одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены. Театральные маски изготавливались по преимуществу из холста, которому с помощью гипса придавалась нужная форма. Потом они раскрашивались, делались прорези для глаз, рта, а сверху прикреплялся парик. Маски первоначально имели культовое значение, но в театре они были необходимы и потому, что женские роли исполнялись мужчинами, а главное, потому, что размеры греческого театра были огромны, вследствие чего живая мимика лица совершенно не была бы замечена зрителями. Маски обобщали состояние героя, маски указывали на него и делали его видимым. Актерам необходимо было также увеличить и свой рост: они надевали высокие кожаные сапоги на толстой подошве — котурны. Костюмы актеров соответствовали характеру постановок: для трагедий актеры облачались в длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, такой роскошный костюм походил на тот, что носили жрецы Диониса во время религиозных церемоний. Поверх длинного хитона надевался плащ. Комедии игрались в других (комедиальных масках), в коротких костюмах, нередко надевался кожаный фалл, накладные животы, зады, горбы — все это придавало телу актера гротескные формы.

[800x864]
Маска Диониса

В трагедии до Эсхила (525 – 456 годы до н. э.) было еще мало действия. В ее основе всегда лежал миф. Эсхил вводит второго актера, тем самым открывает возможность для углубления трагедийного конфликта. Эсхил сам был главным исполнителем в своих трагедиях, требовавших от актера искусства создания титанических образов.

[800x1067]
Эсхил

Хор в трагедии, в том числе и у Эсхила, был самостоятельным действующим лицом и состоял из 12 человек. В ранних трагедиях хоровые партии составляли более половины пьесы, в более поздних хор стал играть значительно меньшую роль. Античные спектакли Эсхила отличались большой пышностью, их наполняли торжественные выезды на колесницах, роскошные процессии, въезды царей, появления призраков.

[показать]
Эсхил

За Эсхилом последовали Еврипид и Софокл, существенно повлиявшие на древнегреческий театр. У Софокла появляется третий актер, увеличиваются диалоги, вводится декорационная живопись. Софокл больше уделяет внимания человеческой личности. Еврипид же в целях эмоционального воздействия на зрителей усиливает зрелищную сторону трагедии: вводит сцены смерти, физических страданий, безумия, траурных церемоний, использует машины для полетов и появления богов. Аристофан — король античной комедии, вывел на сцену множество ярких социальных типов. А драмы сатиров — это веселые пьесы мифологического содержания.

[показать]
Аристофан

Развитие драматургии определяло и эволюцию постановочной техники театра. Если у Эсхила применялись массивные деревянные сооружения, то при Софокле уже появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в палатку предводителя. В комедиях действие переносилось из одного места в другое — из города в деревню, с земли — в подземное царство, для чего выделились отдельные части сцены.

[800x1200]
Софокл

Древнегреческий театр — начало начал европейского театра. До сих пор в театре соблюдаются его принципы и в архитектуре (есть партер, амфитеатр, ярусы, сцена). К античной драматургии не раз будут возвращаться и в театре нового времени. Царь Эдип и Ифигения, Медея и Антигона, Электра и Федра, Агамемнон и Прометей — эти греческие боги и герои получат свою вторую жизнь в операх, балетах, трагедиях, на сценах многих европейских и русских театров. Античный древний театр выделил то, что навсегда останется сущностью театра, без чего театр невозможен — без драматического диалога, без участия живого актера.

[1067x800]
Прометей
Paul Manship

Текст Капитолины Смолиной

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (64): вперёд» последняя»
Elisa_Doolittle 15-03-2012-05:50 удалить
arvenundomiel, потрясающе интересный пост люблю театр- любите ли вы театр? любите ли вы театр так как люблю его я ?...... делала пост с этим гениальным отрывком из Белинского ============= есть рубрика у меня театр а не знала как делать посты цитирую с благодарностью
arvenundomiel 15-03-2012-05:55 удалить
Ответ на комментарий Elisa_Doolittle # Elisa_Doolittle, очень рада, что тебе понравилось :) Да не за что благодарить: текст из книги, фотографии из Википедии, я только компилятор. Если это интересно кому-то еще, кроме меня, я только рада :)
Потрясающий пост. :) А у меня дома почти полное собрание античных пьес. :))))))) Все подбирала и читала с урчанием довольным. :) А в вузе мы как-то делали реконструкцию древнегреческого театра, все до сих пор без смеха вспомнить это не могут. :) Жаль, нет фотографий, это было и правда очень смешно - идти по вузовским коридорам в простынях и веночках. :)))))) Эх, увидеть бы все это своими глазами в Греции, вот было бы здорово. :)
arvenundomiel 15-03-2012-20:01 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, спасибо, мне очень приятно, что Вам понравилось :) Я бы тоже хотела посмотреть на расцвет Древней Греции :)
arvenundomiel, я вообще с детства была без ума от античности, мне этот период представляется радостным и полным жизненных сил. :) Это как позднее детство - ранняя юность. :) А вот у меня есть еще такая фотография статуи Диониса, увы, не знаю, из какого музея. :) [201x320]
arvenundomiel 16-03-2012-02:09 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, мне не близок Рим, только Эллада :) Но в целом - согласна с Вами. Да, я видела это изображение, но где находится скульптура тоже не знаю :)
arvenundomiel, мне Рим тоже интересен, но Эллада - это как прекрасная мечта. :) А у Вас случайно не завалялись дома "Деяния Диониса"? :) А какой любимый исторический период у Эллады? Что вообще больше всего нравится? :)
arvenundomiel 17-03-2012-08:29 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, нет, я их вообще только в Ленинке и видела. Любимый период, собственно, эллинистический, времена Александра Македонского :) Больше всего меня интересуют быт и искусство того периода. Политика и войны как-то совсем не задевают :)
arvenundomiel, я вот тоже в библиотеке брала. Мне добрый человек прислал в электронной форме, а в бумажной найти не могу, по крайней мере, по нормальной цене. Сейчас эта книга по рыночной коллекционной цене стоит около 9000 рублей. :( Я ее когда-то так искала, даже в издательство писала, но тираж размели почему-то в момент и даже электронные заказы отменили. Мне кажется, это самый красивый и романтический период. :) А потом уже начинаются перемены...
arvenundomiel 17-03-2012-12:05 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, 9 000 - это с ума сойти, просто! Меня бы жаба задушила... Да, после Александра, увы, уже начинается закат империи :(
arvenundomiel, меня и задушила. И мое возмущение невозможно описать - почему продавец делает такую цену?! Издательство продавала по 119 рублей. Что с этих денег (учитывая, что книга издана прилично) получил переводчик и редактор?! Смешно даже озвучить эту сумму. А вот торговец наверняка продал ее центру или библиотеке и совесть его не терзает. Античные книги "Алетейи" вообще очень выгодное вложение. Тираж маленький, переиздания нет, цены через пару лет взлетают до небес. А с книгами будет хуже, сейчас пошел такой процесс, который мне не нравится. Я очень мечтаю в Греции побывать, уже дважды поездка сорвалась, пришлось сдавать билеты и отказываться от визы. :(
arvenundomiel 20-03-2012-00:16 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, ох, как неприятно :( Будем надеяться, что это в связи с кризисом судьба отводила Вас от соприкосновения с мечтой в некомфортных условиях :) От всей души желаю Вам попасть в Грецию в самое подходящее время и получить только положительные впечатления от поездки!
arvenundomiel, спасибо большое! :) Еще мечтаю попасть на Крит. :) Может, получится все разом посмотреть, было бы здорово. :) Даже представить страшно, какие там музеи необыкновенные!
arvenundomiel 23-03-2012-18:25 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, крито-микенская культура мне тоже нравится :)
arvenundomiel, а не посоветуете, пожалуйста, что-нибудь интересное на эту тему почитать - Древняя Греция, Крит? :) У меня не так много книг по этой теме - кое-какие по истории искусства, Сергеев "История Древней Греции", Соколов "Искусство Эллады", сборники Вейса, мифы, сборники произведений античных писателей, конечно... ну и Ефремов. :) Был затяжной период увлечения кельтикой и средневековой литературой, библиотека собралась даже домашняя, а все началось с перечитывания курса британской литературы. :))) А когда-то очень интересовалась Древней Грецией и Римом, в последние годы потеряла эту тему, а зря - столько всего интересного. :)
arvenundomiel 26-03-2012-16:38 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, Однозначно могу посоветовать Джефри Триза: "Фиалковый венец" и "Холмы Варны". Формально - это детские книги, но из "настоящих", из тех, что с удовольствием читаются в любом возрасте. Кстати, о театре ;) А дальше рекомендовать сложно: научных трудов я читала совсем немного, зато прочла прорву художественной литературы о Древней Греции. Есть очень интересные книги: с захватывающим сюжетом, хорошим языком, "живыми" персонажами, яркими характерами, но у всех у них в той или иной степени хромает историческая часть :( Где-то совсем чуть-чуть, где-то довольно серьезно. Вам такое будет интересно? Хороши биографии из серии ЖЗЛ (Перикл, Еврипид, Гомер, Платон, Аристотель, Геродот, Сократ, Шлиман, кстати, хоть он и не из той эпохи :) ), но этот жанр не все любят. Кельтика? А Мэрион Зиммер Брэдли читали?
arvenundomiel, по кельтике я читала (и собирала) массу разных мифов и их интерпретаций разными исследователями, интересовалась и странствующими сюжетами и литературными обработками и аллюзиями. :) Конечно, Мэрион Циммер Брэдли я читала тоже, правда, не всю ее серию про Авалон, что надо бы сделать - мне любопытно. :) Артуриана, конечно же, тоже входит в число любимых. :) Как прочитала я в детстве "Сквозь волшебное кольцо" - так и пропала, там же были изложения кельтских мифов. :))) Художественная литература мне, конечно, тоже будет очень интересна! И Триза я не читала...
arvenundomiel 26-03-2012-17:18 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, к Артуриане у меня смешанное отношение: с одной стороны - красивые очень преданья, многие работы написаны на высочайшем уровне и с удовольствием читаются, героические и волшебные саги, фейри, Мерлин, Моргана, а с другой... я не вижу ничего возвышенного и красивого в одной из основных сюжетных линий Артурианы (Ланселот и Гвиневра). Когда человек спит с женой лучшего друга и сюзерена - дрянь этот человек, а вовсе не рыцарь на белом коне, сколько бы подвигов он ни совершил. Хотя, конечно же, версий их взаимоотношений чуть ли не столько же, сколько авторов, писавших на эту тему. Художественную литературу сейчас повспоминаю получше и вечером напишу Вам список самых любопытных (с мой точки зрения) книг :) Надеюсь, Вам что-нибудь приглянется :)
arvenundomiel, меня больше все-таки привлекает Артур. :) Мне интересна его личность и вообще Пендрагоны. :) Интересен Артур исторический, Артур в некой скрытой и потерянной мифологии, где проступают очень интересные его подвиги и контакты, хотя в романах тоже часто он изображается привлекательно. :) Ланселота я недолюбливаю. :) И Гвиневру тоже. :) А вот Тристана и Изольду мне жалко. :) Спасибо Вам большое, буду очень признательна! :)
arvenundomiel 27-03-2012-18:59 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, соглашусь про Тристана и Изольду. Но у них, в отличие от Ланселота и Гвиневры, не было выбора в самом буквальном смысле этого слова. Простите, что не ответила Вам вчера - не было интернета :( Исправляюсь: Ольга Эрлер. Александр Македонский и Таис. Верность прекрасной гетеры Серия книг Мэри Рено о Древней Греции («Последние капли вина» (The Last of the Wine), 1956, «Царь должен умереть» (The King Must Die), 1958, «Бык из моря» (The Bull from the Sea), 1962, «Маска Аполлона» (The Mask of Apollo), 1966, «Небесное пламя» (Fire From Heaven), 1969, «Персидский мальчик» (The Persian Boy), 1972, «Поющий славу» (The Praise Singer), 1978, «Погребальные игры» (Funeral Games), 1981) Роберт Грейвс "Золотое руно" Стивен Прессфилд "Врата огня" Любовь Воронкова (Мессенские войны (1969), Сын Зевса (1971), В глуби веков (1973), Герой Саламина (1975)) Валерио Манфреди (серия про Александра Македонского) Очень на любителя, но местами забавно - серия "Лагерь полукровок" Рика Риордана (это фэнтези типа Гарри Поттера, где олимпийские боги пренеслись в современный мир) Это все, что я смогла вспомнить пока. Историческая часть всех перечисленных книг вызывает определенные сомнения (где-то весьма сильные), но у них есть иные достоинства.
arvenundomiel, Грейвза я просто обожаю, многолетне, нежно и преданно. :))) А какая работа по мифам! (Пусть ее российские спецы и покритиковали!) Скупила практически все его работы. Мэри Рено мне тоже очень понравилась, хотя открыла я ее для себя сравнительно недавно - буквально пару лет назад. Историческая часть почти всегда хромает в романах, но зато порой там так воссоздается достоверно какая-то атмосфера, особенности мышления, и так описывается, что начинаешь это ощущать. :) Слышала о романе "Сын Зевса", но эти произведения, если не путаю, не читала. Спасибо Вам большое, пошла искать и читать. :) Вчера так разогналась на античной теме, что разыскала и весь вечер смотрела сериал "Последние дни Помпеи" 1984 года, у нас его показывали в Союзе в 1993 году, еще старая озвучка, яркий такой фильм. :) Не в тему, но вдруг захотелось. :)
arvenundomiel 27-03-2012-21:55 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, у Грейвса больше всего люблю "Белую богиню" :) Да не за что! Надеюсь, что-нибудь понравится :) А я и этот сериал не смотрела :) Я вообще редко смотрю сериалы.
arvenundomiel, ну, "Белая Богиня" у меня вообще настольная книга на все случаи жизни, одно время я ей просто болела и всех вокруг заражала и всем дарила, до кого могла дотянуться. :))) Я люблю иногда отключить голову, какие-нибудь исторические костюмные сериалы посмотреть. А так вообще телевизор смотрю крайне редко, что-то кабельное - фильм какой-нибудь хороший или образовательную передачу.
arvenundomiel 28-03-2012-02:18 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, у меня телевизора в принципе нет :) На исторических сериалах у меня не получается отключить голову - все время неточности в глаза лезут. А вообще кино люблю и смотрю много :)
arvenundomiel, я исторические воспринимаю как картинку. :) А неточностям стараюсь забавляться (хотя порой думаешь - и чего они консультанта не позвали, при таких-то расходах на фильм?), и просто смотреть - обычно там все такое яркое и романтическое. :) Вспомнила забавную книжку, которую читала на древнегреческую тему - Кир Булычев, "Покушение на Тесея", очень смеялась! :)
arvenundomiel 28-03-2012-20:55 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, не читала :) Надо будет ознакомиться. Спасибо за наводку!
arvenundomiel, надеюсь, понравится. Еще была серия, кажется, Шекли - про рыжего демона Аззи, там тоже были смешные эпизоды с древнегреческими героями, очень забавные и ехидные. :)
arvenundomiel 29-03-2012-00:55 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, спасибо! Тоже не читала. Я вообще очень мало читала научной фантастики.
arvenundomiel, не за что. :) А вот интересно - делают, наверное, реконструкции каких-нибудь древнегреческих театральных представлений? Я читала, что в Греции есть реконструкция Олимпийских игр, наверное, и театр тоже не обошли стороной. :)
arvenundomiel 29-03-2012-14:46 удалить
Ответ на комментарий Эльф_в_капюшоне # Эльф_в_капюшоне, честно говоря, не знаю. Но вопрос интересный... Я им, пожалуй, озадачусь :) Если что-нибудь найду - свистну ;)


Комментарии (64): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Древнегреческий театр | arvenundomiel - Кривое зеркало памяти | Лента друзей arvenundomiel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»