18.03.2015
культура: Что помогает выдержать съемочный марафон — вдохновение, стальные нервы?
Урсуляк: Прежде всего, умение ждать и рассчитывать силы на долгий срок. Если из-за каждого простоя биться в истерике, проект завершится досрочно.
культура: На площадке сложилась творческая атмосфера?
Урсуляк: Да. Насколько возможно, стараюсь поддерживать дух товарищества и дружелюбия, но от производственных проблем не спрячешься: сложно работать с массовкой, еще труднее — с животными, а если кони и люди встречаются в кадре — просто беда. Сегодняшняя сцена будет идти на экране чуть дольше двух минут, слава Богу, мы можем себе позволить такую долгую подробную работу. Скажу одно: снимать актеров в интерьерах куда проще.
культура: Если собрать в единый комплекс все здания, построенные художником-постановщиком, получится поселение дворов на тридцать. Чем продиктовано решение разнести декорации хуторов и станиц на несколько километров?
Урсуляк: Алим Матвейчук — выдающийся мастер, профессионал, умеющий быстро строить и организовывать историческое пространство. Ландшафты для донских объектов выбирали вместе, понимая, что каждую декорацию придется использовать фрагментарно. В прошлых проектах на нас работала историческая фактура: как выглядели послевоенная Одесса и Сталинград, было ясно из хроник и документов, оставалось лишь достроить или убрать лишнее. С Гражданской войной оказалось сложнее... «Тихий Дон» для меня самая трудная картина. Правда, никогда не работаю легко, всякий раз мучаюсь и с удовольствием вспоминаю лишь о том, что уже закончилось. Но на самом деле труд приносит радость, и в глубине души я счастливый человек, занимающийся любимым делом.
культура: С первой встречи разглядели в Ткачуке Григория Мелехова?
Урсуляк: Были и другие претенденты, но я хотел, чтобы героя сыграл именно Евгений. И не ошибся.
культура: На роли шолоховских казачек Вы пригласили юных актрис. С чем связано это решение?
Урсуляк: У нас был выбор — идти по пути, проложенному предшественниками, или смириться с фактом: «Тихий Дон» — история молодых людей, переживающих любовь, потери, разочарования. Шолохов велик во всем, правда и трагизм сочетаются у него с простотой и юмором. Роман начинается легко, пасторально, постепенно бытовая мелодрама превращается в историческую драму, затем — в трагедию. Кастинг был сложным, но нам удалось собрать команду молодых артистов, не засвеченных в глянцевых журналах и глупых телешоу. Главное — бережно распорядиться их талантами.
культура: Роман Шолохова масштабен, ярок, многофигурен. Что послужило камертоном экранизации?
Урсуляк: В сотый раз отстаивать правду белых или красных было категорически неинтересно: в Гражданской войне невозможно выбрать правую сторону. К тому же сегодня никого уже не удивишь баталиями с тысячами статистов — сострадают лишь тем героям, которым верят, которых любят. И «Тихий Дон» для меня прежде всего история семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых... Столкновение политических сил — это фон, главное — трагедия уничтожаемого народа, простого казака, вынужденного вновь и вновь проливать кровь. Зачем, во имя чего? Мелехов рожден растить хлеб и защищать Родину, а не сеять смерть.
культура: Разве герой книги мог прожить мирную, счастливую жизнь?
Урсуляк: Как посмотреть. Прежде всего, казаки у Шолохова — пахари, в свободное от государевой службы время они ни минуты не сидели сложа руки. Увлекаясь внешними сословными атрибутами, об этом часто забывают.
культура: Но трудиться невозможно — все отберут. Защищать нечего. Воевать не за что. Чью бы сторону ни принимал Григорий, его выбор приводил к гибели близких... «Тихий Дон» — самый страшный роман советской литературы?
Урсуляк: Именно так, ведь речь у Шолохова идет не только о трагедии донского казачества. В этой книге оживает история ХХ века, на протяжении которого мы делили всех на своих и чужих.
культура: В чем главная идея «Тихого Дона»?
Урсуляк: Гражданская смута раскручивает маховик, перемалывающий правых и виноватых: кровь за кровь, смерть за смерть. Моментально забывается, кто и почему первым поднял руку на брата. Вернуться к исходной точке конфликта невозможно, но, ломая людей через колено, мир не восстановишь. Следует смотреть на вещи шире, осознавать конечность земного существования и не портить друг другу жизнь из-за идейных разногласий.
культура: Есть ощущение, что Россию вновь затягивает в геополитическую западню?
Урсуляк: Да. И зная, чем все заканчивается, мы должны сопротивляться этому, по-крайней мере внутренне. Не играть в навязываемые игры — не делить людей на своих и чужих.
30.11.2015
На телеканале «Россия 1» завершился показ экранизации «Тихого Дона». В дни премьеры «Культура» встретилась с исполнителем главной роли Евгением Ткачуком.
культура: Как выдержали 10-месячный съемочный марафон в чистом поле?
Ткачук: Все решала подготовка. Каждый день начинался с четырехчасового грима — это было что-то вроде инициации и ритуала, момент перехода. Пока клеили мелеховский нос, засыпал в кресле. И шел на площадку уже казаком... Главное — не подводили коллеги, это очень важно. Всем был дорог и близок шолоховский роман, ребята понимали: такие роли дается сыграть лишь раз в жизни.
культура: Как работали над образом?
Ткачук: В театре артист живет на общем плане — он должен менять характер игры, чтобы не терять контакта с залом. А в кадре главное — поиск собственных мотиваций. Если не решаешь внутреннюю проблему, становишься неинтересен. То, что цепляет душу, неизбежно «зеркалится» зрителям. Я старался быть честным и предельно конкретным в каждой сцене. Шолоховский герой не разбрасывается словами, и уж если говорит, то от сердца. Было важно сберечь внутреннюю правду. Мы тщательно разбирали текст на предварительных читках, но режиссерских установок «а попробуй-ка найди это или то» ни тогда, ни в поле не звучало.
культура: Не боитесь навсегда остаться для зрителей Григорием Мелеховым?
Ткачук: Для меня подобный вопрос не стоял, а если так, то и слава Богу!
культура: Заметно, что в «Тихом Доне» Ваш герой существует по иным правилам, чем окружение. Даже в эпизодах с Аксиньей Григорий чуть-чуть, да не с ней...
Ткачук: Верно. Для меня было важно смотреть за краешек кадра. Мелехов — прежде всего человек судьбы, в некотором роде заговоренный: знает наперед, стоит ли переть на рожон или переждать атаку.
культура: Инстинкт благородного хищника?
Ткачук: Казацкая чуйка. Григорий старается жить по правде, только нигде ее не находит. Вроде все обо всем договорились, и тут же вновь мир рассыпается. Да как же так — всюду клин? Где справедливость?
Он один готов стоять за общество, в котором брат идет на брата — каждый со своей правдой. Люди мельчают, становятся заложниками чужих интересов. А у него интерес один: увидел Аксинью — на душе полегчало, попал на войну — опять двадцать пять. Жизнь — качели, у Шолохова в романе это грандиозно показано.
культура: Метания между белыми и красными зарифмованы с роковой любовной страстью. Ни счастья, ни угла для Григория с Аксиньей нет. Этот факт определяет мелеховскую бездомность и неприкаянность...
Ткачук: Да, тут есть и обреченная любовь, и неутоленная страсть. Люди ходят по жизни кругами, то пересекаясь, то натыкаясь друг на друга. Рост человека в чем заключается? Чтобы найти свой путь, следует преодолевать самого себя как препятствие.
культура: А может быть, дело в том, что Мелехов чересчур привязан к Дону? Оторвался бы от корней — встретил мощного революционного лидера и пошел за ним в огонь и в воду.
Ткачук: Никуда бы он не делся, в конце концов свернул бы с этой дороги.
культура: Тут просматривается любопытный задний план. Начиная сниматься у Урсуляка, Вы завершили работу над двумя версиями «Бесов». В сериале Владимира Хотиненко сыграли тишайшего Шатова, в авторской картине Романа Шаляпина — неистового Верховенского.
Ткачук: Неумышленное совпадение. Мы начали снимать за два года до Хотиненко и закончили позже.
культура: Тем не менее Ваш звероподобный Петр Степанович завербовал бы буйного Григория Пантелеевича?
Ткачук: Да уж, мимо не прошел бы. У Достоевского на месте Мелехова оказывается Шатов — и Григория так же «шатает». Он никак не может понять: как же так, идем погибать за правое дело, а губим невинных... За что воюем? За право на убийство? Сначала ты выбираешь путь, затем он выбирает тебя, и выйти из игры на таких уровнях невозможно: свернешь в сторону — свято место немедленно займет кто-то еще, а тебя — в расход... Эту страшную тему первым затронул Велимир Хлебников, научившийся математически рассчитывать пространственно-временные координаты общественных беспорядков. Он спешил на место происшествия, пытался успокоить толпу.
культура: Экранизация Урсуляка внушает иллюзию: если бы не перебаламутивший народ 17-й год и кровавая Гражданская война, мы так и жили бы в «золотом веке»... А может быть, причина краха исторической России была проще: время деревенских кончилось, настало время городских, и Мелехов попал как кур в ощип, потому что не слинял с Дона?
Ткачук: Нет. Потому что восстал против истребления своего народа и, пролив кровь, не смог переступить через нее. И, что еще страшнее, остался в одиночестве. Для казаков служба царю была религиозным долгом. Монарха свергли при полной поддержке всех слоев образованного общества. Из донцов вынули дух, и все озверели. Устояли единицы, подобные Мелехову, но их это не спасло. Чем больше Григорий понимает, тем яростнее перемалывают его жернова.
Помните, прежде чем зарубить матросов, он стоит перед своим полчищем: вперед, шашки наголо! Ринулся в атаку и, пока летел, заметил, как небо над ним закрыла черная туча, а кромка света — метрах в пяти. И, забыв куда скачет, понял: во что бы то ни стало надо успеть туда. Успел, обернулся: все ли видят, как он вырвался из тьмы? А войско на месте — никто не двинулся... И он застыл, и туча обратно его заволокла, и в нем душа перевернулась: да что ж это, так я один? Начал рубить матросов — не мог остановиться. Обессилел, рухнул с коня на руки казакам, зарыдал: да убейте же меня, я больше не могу! Это апофеоз романа и моего образа — геройства и оголтелости, света и тьмы. Важно вырваться, высветиться... В такие мгновения ощущаешь себя титаном, способным перевернуть мир.
культура: И делаешься смертельно одинок.
Ткачук: Да, но в этот миг видишь всех очень ясно, понимаешь, прощаешь. Люди-то не поскакали за Григорием на пулеметы. А он знал, что пули не в него летят — потому что всей верой, всей правдой рвался вперед.
культура: И Вам открылся новый горизонт?
Ткачук: Да. Я задумал совершить революцию.
культура: Какого рода?
Ткачук: Революцию духа. Хотелось бы собрать единомышленников, создать передвижной конный театр и предпринять паломничество в глубь России. Идти три-четыре месяца — от донских степей до Омска — останавливаться в крупных городах. Давать спектакли, собирать попутчиков, аккумулировать коллективную творческую энергию, обретать язык для молитвы в форме новой народной песни, которая должна зазвучать в конце «крестного хода».
культура: Разделяя любовь к лошадям, замечу, что противно, когда их заставляют бегать по кругу, как собачонок. Они должны стать не только тягловой силой, но и актерской труппой?
Ткачук: Именно. Это животные очень честные, откровенные, при правильной дрессуре способные на удивительные вещи. Пока в моем театре «служат» три коня, они стоят в станице Вёшенской. А чтобы достичь определенной энергетики, нужно не менее двадцати пяти.
культура: О чем собираетесь помолиться в Омске?
Ткачук: О том, чтобы все были счастливы.
http://portal-kultura.ru/articles/cinema/92737-aktrisa-polina-chernyshova-aksinya-polnovodnaya-reka/
19.03.2015
культура: Вы — совсем молодая. Не боитесь остаться заложницей шолоховского образа?
Чернышова: Есть немного. Предложение Сергея Урсуляка свалилось как снег на голову — оканчивала Щукинское училище, была принята в труппу Вахтанговского театра и вдруг улетела на «Тихий Дон»... Кажется, с начала съемок прошла целая жизнь. Аксинья для меня — роль «на вырост».
культура: Вы девушка миниатюрная, а героиня Михаила Александровича — дама крепкая. Коромысло с полными ведрами поднимете?
Чернышова: Легко, я сильная. После первой экспедиции поняла, насколько многому нужно научиться, и была счастлива, что остается два месяца до новых съемок. Перерыв помог увидеть роль со стороны, повзрослеть. В институте играла «от себя» — в предлагаемых обстоятельствах, не понимала, что значит войти в образ. Эти мысли отвлекали — плюнула на них, и все стало получаться.
культура: Работа на камеру отличается от работы с залом?
Чернышова: Тут даже способ подготовки к роли иной. В театре репетируем месяцами, создаем пространство, атмосферу, законченный рисунок спектакля. А перед камерой нужно открываться моментально, без разгона. Это не всегда получается. Иногда готовишься, готовишься и ничего не выходит. А порой расслабишься — и ловишь волну. Сценарий перечитывала миллион раз. Как и роман: Шолохов помогал, обращал внимание на детали.
культура: Аксинья — femme fatale, слепая игрушка страстей или романтическая героиня?
Чернышова: Она — первая настоящая женщина Мелехова и никому не хочет его уступать. Стопроцентная собственница. Но добрая, честная, открытая, никому не желающая зла.
культура: За что Аксинья полюбила Григория?
Чернышова (смеется): Любят не за что-то, любят кого-то. Думаю, она потянулась к Григорию, потому что он первым ее полюбил. Чувство было необходимо Аксинье, как воздух: несчастное детство, похотливый отец, постылый муж, избивший после брачной ночи. Разве это жизнь, когда никто не погладит, не приголубит? Она жила со своими коровами, муж три года с ней не разговаривал, а после смерти ребенка совсем отдалился, гулял себе «с чубчиком». Степана все боялись, один Мелехов не дрогнул: она чувствовала, что его ничто не остановит.
культура: Что показывали режиссеру на пробах?
Чернышова: Их не было. Я учусь на одном курсе с Дашей Урсуляк, ее папа часто приходил на наши спектакли.
культура: Он твердил Вам: ты должна понять о шолоховской героине то-то и то-то...
Чернышова: Откуда вы знаете?
культура: Постановщики часто так делают.
Чернышова: Он говорил: Аксинья — большая и полноводная, наполненная, как река, воспоминаниями, мыслями, мечтами. Несуетливая, взрослая, горячая, внимательная, нежная.
культура: Какая героиня русской литературы выдерживает сравнение с Аксиньей?
Чернышова: Анна Каренина. Кое-что я у нее позаимствовала.
культура: А из мировой классики? Госпожа Бовари?
Чернышова: Дважды начинала читать Флобера, но бросала. Чувствовала: увлекаюсь, становлюсь такой, как она. А это, согласитесь, неприятно.
культура: Как впервые встретились с Григорием?
Чернышова: На читке. Женя Ткачук пришел и сел свободно, широко. Но не развязно, а по-мужицки. И стал играть с листа — глаза в глаза. Я даже опешила, потом нашлась.
культура: Что было самым трудным на съемках?
Чернышова: Первая сыгранная на камеру сцена: Аксинья выкидывала старика Мелехова — Сергея Маковецкого из хаты. Не понимала, что делаю, но партнер терпел, помогал справиться с шоком. У меня не было легких сцен, ведь жизнь Аксиньи не сахар.
культура: Как поддерживали творческий тонус?
Чернышова: Я ничего не копила в себе, не жадничала, если что-то получала — сразу отдавала.
культура: А что отвлекало?
Чернышова: Природа. Донская степь невыносимо прекрасна — закаты, рассветы и даже коровы.
03.12.2015
Наш корреспондент пообщался с 26-летней актрисой, сыгравшей жену Григория Мелехова Наталью.
культура: Приглашение в картину было неожиданным?
Урсуляк: Нет, но никак не предполагала, что отец все-таки доверит мне эту роль — все висело на волоске до первых съемочных дней.
культура: Образ тяжело давался?
Урсуляк: Папа много рассказывал про верность и веру, всепрощение, любовь... Но на площадке это почему-то мало помогало — шолоховская Наталья до сих пор остается для меня загадкой. Согласитесь, скучно играть вялую брошенку, которая ходит по Дону и рыдает. Мне кажется, куда интереснее показать любовь — она действенная. Наталья создана для счастья, дома, семьи, труда, но этого у нее нет, и все делается безразличным. А дальше? Я шла от самоуважения и внутренней борьбы: что-то цельное, большое должно быть в женщине, сумевшей вынести столь горькую судьбу. Мне помогал Женя Ткачук, образ, который он создал. Жаль, что у Натальи и Григория так мало сцен.
культура: Жалели Мелехова?
Урсуляк: Конечно, жалость и любовь для меня — смежные чувства.
культура: Представляется, что и без Аксиньи жизнь Григория с Натальей не заладилась бы.
Урсуляк: Думаю, если бы Мелехову дали свободу и оставили в покое, он мог быть счастлив с Аксиньей. Но не с Натальей.
культура: В фильме две темы: гибель казачьего сословия и семьи. Последнее представляется более актуальным. Сегодня ячейка общества тоже переживает трудные времена?
Урсуляк: Я это чувствую, но меня окружают люди глубоко преданные, они живут и работают для родных. Но и у них есть непреодолимые противоречия. Все мыслят по-разному, это нормально. Надо просто быть добрее друг к другу.
культура: Возможно, Наталья стремилась вырваться из дома, веря, что ее жизнь может сложиться счастливо... Пошла за Мелехова потому, что он был от нее далек, сложен, драматичен. А за что современные девушки любят мужчин?
Урсуляк: Раньше больше ценила интеллект, сейчас — доброту, хотя без мозгов это страшная сила... У Натальи все по-другому — она не рефлектирует. Она цельная, щедрая, плодоносная, честная, земная. А огневым ребятам — Аксинье и Григорию — нужны страсти-мордасти.
культура: Вы чувствовали, что режиссер в Вас не разочаровался?
Урсуляк: Косвенно. Оператор Михаил Суслов шутил, что после премьеры проснусь знаменитой. У нас была удивительная атмосфера — мы говорили, размышляли, разбирали роман на читках. В итоге спустя три месяца на съемки пришли люди с «размятыми» ролями. Все понимали — играть надо, как в последний раз.
культура: Не страшно навечно остаться шолоховской Натальей?
Урсуляк: Мои страхи другого уровня. Боюсь, скажут: ага, ее фамилия — Урсуляк, понятно, как она тут оказалась...
культура: Люди и кони в сериале — особая, завораживающая песня.
Урсуляк: Испытывала гордость, видя, как гарцует Женя. Ребята тянулись за ним, не отставали. Если артистам дается хорошее, они раскрываются и умеют быть благодарны. Когда человек понимает, что занимается фигней, начинает искать свой вагончик и голосить: почему здесь так душно?! У нас такого не было — все выкладывались на совесть.
культура: Актер — зависимая профессия?
Урсуляк: Ровно настолько, насколько ты позволяешь себе зависеть. Как и любая другая профессия. В театре большой талант вытягивает даже безнадежную постановку — главное, чтобы было, что делать. Не люблю играть вполсилы. Пока мне везет — выхожу в образе Джульетты, всякий раз умираю на сцене и не понимаю, почему в самом деле не умерла.
культура: Кто для Вас икона большого стиля?
Урсуляк: Роми Шнайдер. Женщина, на которую могу смотреть часами. Вроде бы ничего особенного, но в ней столько теплоты и жизни.
культура: А из актеров?
Урсуляк: В отличие от женской, мужская красота для меня раскрывается в динамике. С детства люблю Роберта Редфорда и Вячеслава Тихонова.
культура: Если бы добрый волшебник предложил на выбор сильную драматургию, гениального партнера или отзывчивый зал, Вы бы предпочли...
Урсуляк: Талантливого режиссера. По-моему, мне везет на встречи с режиссерами — благодаря им у меня внутри происходят невероятные, радостные вещи, очень интересные открытия. Речь не о шаманстве, а воле, против которой нет ни ходулей, ни защиты. Быть вне себя — довольно страшное состояние, но это дорога к чему-то настоящему. Когда ты стоишь перед залом — голый, бездарный, потерянный, напуганный, грязный, но абсолютно счастливый...
Дочь известного режиссера и актрисы открыла тайны своей семьи
Молодая актриса Дарья Урсуляк — исполнительница одной из главных ролей в новой экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», премьера которой состоялась на телеканале «Россия». Постановкой картины занимался режиссер Сергей Урсуляк, а по «совместительству» — отец Даши. В картине она играет Наталью, жену Григория Мелехова. Мама Дарьи — известная актриса театра «Сатирикон» Лика Нифонтова, сестра — актриса Александра Урсуляк.
Кто-то может подумать, что профессия Даше досталась по факту рождения. А вот и не так! Актриса откровенно рассказала нам о том, как она на самом деле стала актрисой. И о своей дружной семье, в которой каждый – личность с большими творческими амбициями.
«ТИХИЙ ДОН» — ЭТО РАЗМАХ И КОЛОРИТ»
— Даша, вы первый раз работали на съемочной площадке своего отца. Это сложно?
— Очень непросто… И наверно, папе еще сложнее, чем мне. Знаю, что он снимает только хорошее кино, и поэтому я все время боюсь что-то испортить.
— Но вам это вряд ли позволят сделать!
— Вся надежда только на это!
— Сергей Владимирович как-то настраивает вас на нужный лад?
— Нет, у меня самой есть внутренняя потребность сделать все безукоризненно, что ли. Для меня сниматься в «Тихом Доне» — большая ответственность. Такие роли вообще, может, раз в жизни бывают.
— Как вы думаете, почему ваш отец взялся за экранизацию этого произведения, ведь уже существует такая замечательная версия Сергея Герасимова?
— Он любит Шолохова, и, как мне кажется, очень хорошо чувствует эту вещь. Плюс его привлекают масштабы. После экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» он снова искал что-то эпохальное, значительное, где ему можно развернуться. А в «Тихом Доне» есть и размах, и колорит.
Не думаешь о том, что эти люди жили на Дону сто лет назад. Это история про нас, про страну — про то, что происходит сейчас.
«ЛЮБИТ — НЕ ЛЮБИТ…»
— Трудно было играть Наталью, нелюбимую женщину?
— Мы все время в этом разбираемся, пытаемся понять, что значит: «любит — не любит», ведь в жизни все не так просто… Интересно, что «разлучницу» играет моя однокурсница, выпускница Щукинского училища Полина Чернышева, а роль моего мужа Григория исполняет замечательный актер Женя Ткачук. И вообще, все актеры подобрались в основном молодые.
— На Дону были впервые?
— Нет, что вы! У меня бабушка по материнской линии — из Ростова-на-Дону, да и другие родственники из тех краев. Но именно на том месте, где мы снимали, была впервые. Там такая красота и чистота — поля, леса, животные прекрасные. Все эти лошади, коровы, куры, гуси, собаки стали какими-то родными... Хотя вообще-то я — не большой любитель природы, в экспедициях обычно быстро устаю и красот уже не замечаю. А тут как-то прониклась видами.
— Герои шолоховской истории стали вам ближе?
— Появилось ощущение полной реальности и современности этих персонажей. Абсолютно не думаешь о том, что эти люди жили на Дону сто лет назад, что у них были какие-то странные взаимоотношения. Это вообще история про нас, про страну — про то, что происходит сейчас.
«ОЧЕНЬ ДОВЕРЯЮ МАМЕ»
— Вы — из актерской семьи, и вроде бы не удивительно, что стали актрисой. А какие у вас отношения с родителями?
— Они меня очень опекают, стараются всегда присутствовать в моей жизни, быть в курсе всего. Порой это вызывает разные чувства, но что теперь делать? Я сама их такими сделала, а они меня воспитали такой. Невозможно же теперь взять и искусственно отделиться! У нас очень тесная связь и с мамой, и с папой, им не хватает меня, а мне — их.
— Это большая редкость, вам можно по-хорошему позавидовать! Наверно, вы с мамой общаетесь как подруги?
— Я очень доверяю маме и прислушиваюсь к ее словам. Даже если иногда мне не очень хочется говорить по душам — мама сама начнет разговор и «выведет на чистую воду».
— Вы общаетесь только с людьми своего круга, своей среды?
— Вовсе нет. Мир — огромный, много всего интересного вокруг. Мои друзья в основном не связаны с театром и кино. Я и сама четыре года проучилась в Российском гуманитарном университете на факультете иностранных языков. Надо сказать, что я и не испытываю особой потребности дружить с актерами. У меня все наоборот получается.
«Как ни странно, я довольно много сильных мужчин вижу в нашей профессии — в нашем театре, например», — признается актриса.
«ЭТО МОЙ ВЫБОР!»
— А как получилось, что оставили учебу в гуманитарном университете и пошли в театральный вуз?
— Я никогда не была на сто процентов уверена, что языки — это мое, не было такой установки. Я просто выбрала гуманитарное направление, да и университет находился недалеко от дома, что немаловажно. И вообще, я не особо понимала, что происходит вокруг, я же была маленькая — мне было всего шестнадцать! А потом, когда стукнуло двадцать один, осознала себя совершенно другим человеком. И спросила себя: «А что я тут, собственно, делаю?» Точного ответа не получила, но откуда-то — уж не знаю, откуда — пришло убеждение и решение, что мне нужно идти в театральный. И я это сделала.
— Как к этому отнеслись ваши родители?
— Я им не сразу сказала. Но они, как всегда, сами догадались! Я хотела сохранить интригу подольше, но, увы, все сорвалось!
«МАЛЬЧИКАМ СЛОЖНЕЕ…»
— Можно ли сравнивать юношей и девушек вашего поколения? Кому сейчас легче приходится?
— Заметила, что мальчишкам сейчас как-то сложнее. Могут сутками «зависать» дома, находясь в какой-то прострации и в поисках себя. А потом встречают хорошую девочку — и у них сразу появляется мотивация к тому, чтобы начать что-то делать в этой жизни.
— Разве это не распущенность — сидеть дома и ничего не делать?
— Думаю, нет. Иногда это перерастает в депрессию, из которой молодому человеку без посторонней помощи выйти сложно. Хотя есть и распущенность, конечно. Сейчас много ребят из серии «соберите меня, я разваливаюсь». У нас на курсе тоже были такие, учились довольно расслабленно, инфантильно. Хотя мне лично непонятно: как это возможно в актерской профессии? Здесь или все или ничего. А может, у меня самой изначально была сильная мотивация: я точно знала, зачем бросаю один вуз и иду в другой.
— А каких качеств, на ваш взгляд, не хватает современным мужчинам?
— Хотелось бы внятности и ответственности со стороны мужчин — возможно, это звучит банально, но именно этого сегодня так не хватает! Хочется, чтобы у мужчины были сила воли, характер, чтобы он умел отвечать за свои решения. А еще желательно — и за твои решения тоже, а также за решения твоей мамы, бабушки и собаки. Как ни странно, я довольно много сильных мужчин вижу в нашей профессии — в нашем театре, например.
«ИГРАЮ В СПЕКТАКЛЕ С ВЛАДИМИРОМ АБРАМОВИЧЕМ ЭТУШЕМ!»
— В театре имени Вахтангова играю в спектакле, да не с кем-нибудь, а с замечательным артистом Владимиром Абрамовичем Этушем! Владимир Абрамович — человек с характером, с судьбой, замечательный, великий... Но с ним бывает очень непросто. Когда мы репетировали — я в спектакле играю его внучку, он и кричал, и ругался на меня. Но что творится после спектакля, когда зрители приветствуют Этуша, как они его принимают! Это ни с чем несравнимо, это запредельно! Начав работать и в театре, и в кино, я поняла, насколько это разные профессии — два отдельных мира, никак между собой не связанных. Иногда сама не понимаю, как это все сложить в голове. Но без театра, мне кажется, актер совершенно не может существовать.
19.03.2015
культура: Почему решили снимать фильм на 16-миллиметровую пленку?
Суслов: Она дает достаточно качественное изображение и при этом обладает свойствами, которых лишена цифра — картинка получается пластичнее, мягче. Я был первым русским оператором, отважившимся снять кино на пиксельную камеру: мини-сериал Сергея Урсуляка «Неудача Пуаро» 2002 года был признан удачным, хотя и получился немного затянутым.
культура: Участвовали в выборе натуры для «Тихого Дона»?
Суслов: Нет. Я постоянно живу в США — прилетел летом и остался доволен подготовительной работой. Тем не менее экранизация романа Шолохова оказалась для меня самым сложным проектом — съемки длились четыре сезона с перерывом на полтора-два месяца... Тяжело отходил, не сразу включался. Свет в степи меняется неузнаваемо, каждое время года требует оригинального операторского решения, и погода порой подкидывает сюрпризы. Например, неделю назад пришлось вызывать 15 «КамАЗов» со снегом для досъемок зимней сцены...
культура: Книга дает подсказки для создания изобразительного ряда?
Суслов: Роман начинается картинами казачьей жизни, полной удовольствий и радости. Эту линию мы отдали лету — «зажгли» золотое солнце, и вышло, как на картинах Перова. Осень снимали в более прохладной манере, а зима получилась белоснежной — не как у Дэвида Лина в «Докторе Живаго», еще белее и прозрачнее. Самое страшное происходит у нас весной. В «Тихом Доне» много восходов и закатов, снятых с участием актеров — в жанровом ключе, не для заставок и перебивок.
культура: Какие семейные драмы кажутся наиболее трагичными с операторской точки зрения?
Суслов: Прежде всего бергмановские — «Осенняя соната», «Шепоты и крик», «Сцены из супружеской жизни». Но если брать чисто визуальные находки, непревзойденным мастером для меня остается голливудский оператор Грегг Толанд, работавший с Уильямом Уайлером, Орсоном Уэллсом и Джоном Фордом. 30-е и 40-е годы были ответом на эпоху Великой депрессии — периодом расцвета американской изобразительной культуры. В передаче характеров, страданий, драматической фактуры черно-белому кино равных нет. Из советских классиков своими учителями считаю снимавшего трилогию о Максиме, «Ивана Грозного» и «Даму с собачкой» Андрея Москвина и сотрудничавшего с Роммом Бориса Волчека, пошедшего по стопам Толанда в части работы со светом.
культура: Для Вас эти уроки не прошли даром?
Суслов: Буквально. Я сделал себе имя в 1983-м, сняв триллер Мэтью Чепмена «Поцелуй незнакомца», сочетающий цветные и черно-белые сцены.
культура: Этот голливудский опыт пригодился в работе над «Ликвидацией» Сергея Урсуляка?
Суслов: Да. Мы пошли дальше, совместив черно-белые лица и умеренно окрашенный фон, а где-то сделали ярче красные флаги, ордена и даже кошку. «Жизнь и судьбу» хотели сделать поцветнее — вылезла туфта, художничанье. Оставили лица в доминирующей черно-белой гамме. Но с «Тихим Доном» развернулись на 180 градусов — иначе было невозможно: здесь удивительная природа, свет. Посмотрим на результат. Обидно, если у нас получится просто цветная картина.
культура: Не посещало ощущение, что камера влюбляется в актеров помимо Вашей воли?
Суслов: Нет, я и сам их горячо люблю. Они платят взаимностью — Ксюша Раппопорт, Полина Агуреева, Аня Михалкова признавались: лучше, чем я, их никто не снимал. Сомневаюсь, что смог бы посвящать своей профессии столько времени, сколько отдают они. Как выдерживают? Спят в самолетах, заучивают километры текста, перелетают из спектакля в фильм и обратно сквозь часовые пояса. Жизнь востребованного актера невероятно трудна.
культура: Кто из участниц съемок после премьеры проснется знаменитой?
Суслов: Сыгравшая Наталью Даша Урсуляк. Специфическим лицом, походкой, осанкой она напоминает мне женщин Крамского.
Исполнительница роли Натальи Мелеховой в знаменитой экранизации романа Зинаида Кириенко считает, что новый сериал легковесен, а типажи героев схематичны.
Премьера сериала «Тихий Дон» Сергея Урсуляка вызвала горячие споры. Исполнительница роли Натальи Мелеховой в экранизации романа Михаила Шолохова, сделанной Сергеем Герасимовым в 1958 году, оценила прошедший на канале «Россия 1» сериал.- Я со многими решениями Урсуляка не согласна, - рассказала «Блокноту» Зинаида Кириенко. - Ну что там за актеры? Мне нравятся типажи в нашей картине. Наталья, Аксинья, Дуняша, Дарья - их ни с кем не спутаешь. Они все очень разные. Они по всем параметрам разные. А в этом сериале - все так похожи друг на друга.
По словам 82-летней актрисы, сериал Урсуляка, в котором ее героиню сыграла дочь режиссера, не вызывает таких переживаний, как знаменитая лента Герасимова.- Я не забыла свои переживания во время наших съемок, - призналась Кириенко. - Даже приход той же Натальи к Аксинье. У нас это была целая картина переживаний и той и другой, что выражалось выразительными средствами. А тут? Просто у забора разговор двух девушек. И потом, Шолохов ведь подчеркивал: бабка-то турчанка была. Это была турковатая семья. И в этом есть драматургия тоже. Гришка такой необыкновенный для этого хутора. И Герасимов смог донести, а он эту идею долго вынашивал, - донести суть происходящего, эту трагедию народную.Тем не менее, народная артистка России говорит, что эта экранизация «всё равно лучше, чем снятая Сергеем Бондарчуком». Она считает, что вышедшая на экране в 2006 году 7-серийная лента с Рупертом Эверетом и Дельфин Форес в главных ролях оказалась явно неудачной.- Я помню фильм, снятый под фамилией Бондарчука, я просто не могла его смотреть. Мне даже стало обидно за эту фамилию, - подчеркнула Кириенко.
"Тихий Дон" Сергея ГерасимоваИсполнительница роли Натальи в фильме Сергея Герасимова деликатна в оценках своих последователей.- Мне уже и с Дона звонили по поводу нового фильма, возмущались, - отметила актриса.
"Тихий Дон" Сергея УрсулякаИсполнительница главной роли в новом сериале Полина Чернышова утверждает, что в «Тихом Доне» она играет более реалистично, чем Элина Быстрицкая.Однако маленькая грудь новой Аксиньи возмутила российских блогеров...
|
http://www.metronews.ru/shou-biznes/metro-uznalo-c...izacii/Tpoold---3S9pRJ7hVpMF6/ Metro узнало, что думают актрисы классического фильма "Тихий Дон" о новой экранизацииОценки нового сериала Сергея Урсуляка разделилисьФильм снимали в Ростовской области. По словам Ткачука, из-за жары и мошкары было сложно работать. Донской акцент актёры оттачивали на озвучании. Предоставлены пресс-службой телеканала «Россия 1» Фото: Телеканал «Россия 1» всю неделю показывает сериал Сергея Урсуляка «Тихий Дон». Оценки зрителей разделились. Metro поговорило с актрисами из классического фильма Сергея Герасимова, чтобы узнать, как они оценивают новую экранизацию Элина Быстрицкая, сыгравшая Аксинью в «Тихом Доне» Герасимова в 1957 году, сказала Metro, что принципиально работу коллег не обсуждает, но ничего против новых экранизаций не имеет: – Я считаю, что каждый режиссёр может делать своё прочтение. Почему нет, если есть средства и возможности. Мы тоже были не первые. До фильма Герасимова была немая картина 1930 года с Андреем Абрикосовым и Эммой Цесарской в главных ролях. Но с Цесарской сравнений Элина Быстрицкая не помнит: – У меня была потрясающая ситуация, меня утвердил Шолохов, поэтому никто ничего не мог сказать автору.
По словам Людмилы Хитяевой (Дарья Мелехова в ленте 1957 года), она очень хотела посмотреть новый сериал, но из-за занятости смогла оценить его только с седьмой серии. – Эта тема будет всегда мусироваться, ведь здесь такие взаимоотношение, такие образы, – говорит Людмила Ивановна. – Была экранизация немого кино. Потом наш фильм. Потом картина Бондарчука, которая оказалась вообще запредельным кино, хотя я очень Сергей Фёдоровича почитала и уважала. Когда у меня спрашивали, что я могу сказать про тот фильм Бондарчука, я отвечала: "Что тут комментировать?" Рассуждать на тему той картины вообще не могла.
Людмила Хитяева считает, что «из нашего кинематографа ушли порода и масштаб»:
И всё-таки актриса не хочет обидеть создателей сериала: Актёры обеих картин Кто сыграл у Урсуляка и у Герасимова
Григорий Мелехов 31-летний Евгений Ткачук говорит, что на грим порой уходило по 2–3 часа. Петру Глебову было 42 года, когда он сыграл Гришку. Аксинья Элина Быстрицкая сыграла знойную соседку Григория в 29 лет. В новой версии героиню играет 22-летняя Полина Чернышова. Дарья Мелехова Урсуляк выбрал для этой роли 31-летнюю Анастасию Веденскую. Людмила Хитяева сыграла эту роль, когда ей было 27 лет. Наталья Её в новом фильме сыграла дочь режиссёра – 26-летняя Дарья Урсуляк. В фильме Герасимова эта роль была у 25-летней Зинаиды Кириенко. Пантелеймон Прокофьевич У Герасимова отца Григория сыграл 63-летний Даниил Ильченко. Сергей Маковецкий помоложе, ему сейчас 57 лет. . Как выбирали Григория Мелихова в новую картину
В новом сериале Григория сыграл Евгений Ткачук ("Зимний путь", "Гагарин. Первый в космосе"). Мы спросили 31-летнего актёра, как ему далась роль Мелихова. Виктория Мельникова
|
|||