• Авторизация


Дина Рубина: «А напишу-ка я о любви!» 05-01-2015 09:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Дина Рубина
Фото: РИА Новости

[показать]

Комсомольская правда 12 декабря 2014

www.kp.ru/daily/26319/3198580/

Дина Рубина: «А напишу-ка я о любви!»

 

Популярная писательница приехала в Россию

В Москве Дина Рубина первым делом встретилась с читателями – представить и подписать третью часть саги «Русская канарейка» и ответить на вопросы - в том числе и о фильме «Синдром Петрушки» по ее роману, который скоро выйдет на экраны с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. Вечер проходил «Библио-глобусе» на Лубянке.

- Дина Ильинична, ваши книги успешно экранизируются. Особенно запомнились фильмы «На Верхней Масловке» и «На солнечной стороне улицы». А вы сами-то смотрите фильмы, снятые по вашим романам?

- Ой, это у вас прозвучало примерно так: «вы вообще видали, что там натворили?» - смеется Дина Ильинична, подхватив вопрос и усилив интонацию читательницы. – Вы знаете, если честно, я стараюсь не смотреть. Потому что писатель - человек хрупкий – у него сердце, давление, он за валидол хватается. Все это очень опасно. Смотришь и при всех замечательных актерах ты понимаешь, что это совсем не то, то ты придумала, замыслила, представляла с чем жила и, просыпаясь ночью, бросалась к компьютеру. Все – не то. Нет, не так – это просто другой вид искусства. и я со временем даже научилась понимать, что вот, например, «На Верхней Масловке» - это достойный фильм, не говоря уже о том, то там играет совершенно замечательная Алиса Бруновна Фрейндлих и прекрасный Евгений Миронов, и я заранее знаю, что фильм по «Синдрому Петрушки», - он сейчас озвучивается, а выйдет в начале 2015 года - будет совсем другой, к тому же там Чулпан Хаматова, которую я обожаю в любых ролях, и снова Евгений Миронов - это значит, все получится. Но уже известие о том, что в фильме не будет ни Львова, ни Праги, потому что Россия дала больше всех денег и поставила условие снимать в Санкт-Петербурге, и хоть это один из любимейших моих городов мира, но это не кукольный город, как требовалось по книге. Львов – да, кукольный, и Парага тоже. А Петербург – при том даже что именно там живут два кукольника, муж и жена, сделавшие все замечательные куклы к этому фильм, все равно его пространство – совсем не кукольное. Но я надеюсь, что все остальные достоинства с лихвой это перекроют и там будет что смотреть.

- А может быть, вы сделаете продолжение?

- Боже упаси! Я никогда этим не балуюсь. Когда вышел роман «Белая голубка Кордовы», Игорь Губерман мне сказал: «Старуха, может тебе стоит задуматься о том, чтобы продолжить?». Я ему: «Ты с ума сошел, там же герой убит». А он мне резонно так: «А Остап Бендер?! Ты напиши «он очнулся и поднялся. Это была не та пуля…» я сказала, чтобы шел к черту. Это совсем не тот случай, и в «Русской канарейке» я сказала все, что хотела сказать в этом романе. И достаточно.

- Дина Ильинична, а как вы пишете? Просыпаетесь, идете к компьютеру – как? Мне почему-то представлялось и хочется верить, что «Синдром Петрушки» написан гусиным пером.

- Забавно! Но вы знаете, когда я его писала, у нас, кстати, довольно часто гас свет – потому что шла очередная военная операция. Так что довольно часто приходилось переходить на ручку – но на гусиное перо, конечно. Я понимаю, что выгляжу не очень молодо, но гусиных перьев я уже не застала, - смеется писательница.

- Есть ли у героев «Русской канарейки» прототипы?

- Как таковых нет. Но есть некие черты существовавших когда-то реальных людей, о которых мне пришлось услышать. Импульс, дающий толчок писателю, это, бывает, совсем не то романтическое, что себе можно навоображать - например, распространенный миф о том, как писатель едет в поезде и слушает истории попутчиков, пописывая в блокнотике для памяти. На самом деле все не так. Что касается конкретно «Русской канарейки», то у меня есть знакомая из Алма-Аты, и я как-то, думая как раз о канарейках, спросила совершенно спонтанно: «А у вас дома были канарейки когда-нибудь?» И она мне ответила, что канареек разводил некий «дядя Вася», ее родственник, у которого был еще такой огромный плащ, котором он ночевал зимой под окнами одной воронежской балерины. И вот с этого и началось написание романа. Я представляла этого не известного мне дядю Васю под окнами у балерины, Воронеж превратился в Одессу, а балерина – в мою героиню. Что-то покатилось. Но тут ведь еще в чем загадка? Мне часто рассказывают и присылают реальные подробные истории, но почему-то в большинстве случаев ничто в них не отзывается в сердце. А может мимо пролететь стрекоза или непонятно откуда донестись до тебя куплетик уголовной частушки – «Хоп, мусорок, не шей мне срок, машинка Зингера иголочку сломала», - и все, появляется целая глава! Это загадочная вещь, но все писатели сумасшедшие люди, я всегда это говорила.

- Вам как писателю как видится проблема борьбы со злом методами зла? Например, ваш герой с изумительным голосом, вместо музыки вынужден заниматься совсем другим делом. Он говорит: «Я устал убивать». Для Израиля, где вы живете, это очень важный и болезненный вопрос.

- Очень важный. Именно поэтому там нет смертной казни!

- Ну так все же как бороться со злом, не переступая границ? Как, вынужденно убивая, оставаться человеком?

- Это один из самых болевых вопросов не просто книги, а жизни в принципе. Я живу в маленькой стране, которую мечтают уничтожить практически все соседи. И когда происходит очередной кошмар вроде взрыва на дискотеке, в котором гибнут 25 подростков или когда стариков-раввинов рубят топором, эта проблема встает очень остро. Знаете, я дружу с Эдуардом Кузнецовым, тем самым фигурантом питерского «самолетного дела», когда они с Буковским собирались угнать самолет, чтобы обратить на себя внимание, угнать у них не получилось, но все равно Кузнецов был приговорен к смерти. И вот его уже вели расстреливать и в последнюю минуту заменили казнь 17-летней отсидкой. А потом его и Буковского обменяли. Была даже частушка - «обменяли хулигана на Луиса Корвалана». И вот я у него, человека знающего о смертной казни не понаслышке, спрашиваю: «Как может быть, чтобы в благополучных Соединенных Штатах была смертная казнь, а в этом кипящем израильском котле - нет?». И он мне отвечает: «Дина! А кто будет в исполнение приводить? Ты? Ты сможешь? И тут до меня доходит, что это действительно очень страшно. Но в то же время мы все понимаем, что наши отцы и деды, воевавшие в Великую отечественную войну, стреляли во врагов. Мужчины, бывает, убивают врагов. А иногда даже не врагов, а просто противоположную сторону. Это одно из трагических средоточий морали. В Библии, которая запрещает убивать, тем не менее есть закон: убей того, кто хочет убить. Этот вопрос, боюсь, человечеству не решить никогда.

- Трилогия «Русская канарейка» учит так или иначе тому, что за счастье нужно все отдать. Но меня мучит вопрос: когда Айя была маленькой, ей папа давал пользоваться слуховым аппаратом. Что ей мешало потом пользоваться таким устройством, чтобы слышать голос любимого?

- Препятствовало только одно - воля автора. Искусство - условная вещь. Я, кстати, целый год переписывалась с женщиной с таким же синдромом, как у моей героини, и надо сказать, она прекрасно читает по губам, и каким-то непостижимым образом она слышит голос матери и голос мужа. Из другой комнаты слышит. Как? Она не может этого объяснить - говорит, может, кожей. А слуховой аппарат ее раздражает. И моя героиня тоже в монастырской сцене во время оратории, удивляясь, слышит голос мужа и сына. Она слушает сердцем.

- В последнее время выходят только ваши крупные романы. Продолжаете ли вы писать рассказы?

- Следующим выйдет как раз сборник рассказов. И надо сказать, что мне сейчас хочется написать именно рассказы. Мне нужна смена руки, масштабов. И это - полезно. Но тут как раз на днях мне позвонили из глянцевого журнала: мы бы, мол, хотели, чтобы вы нам написали рассказ о любви. Я так глупо и высокомерно ответила им! Что-то о том, что лет двадцать уже заказов не принимаю, а заказываю себе сама. Пересказываю все это моему литагенту, а она мне и говорит: и на черта же вам не написать рассказ о любви? И я подумала: а пожалуй, что и напишу!

«Синдром Петрушки» (это роман, написанный в 2010 году, стал финальной частью трилогии, в которую вошли романы «Почерк Леонардо» и «Белая голубка Кордовы») представляет собой симбиоз готического романа, семейного детектива и психологической драмы. В центре сюжета — одержимый кукловод, который влюбился в тряпичную куклу.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
komor_valerya 05-01-2015-11:15 удалить
Обожаю Дину Рубину! И не только за её книгу "На солнечной стороне улицы", которая заставила меня рыдать, т.к. там практически описано и мое детство, хотя я и росла не в Ташкенте, а в Самарканде, но и за её прекрасные романы "Синдром Петрушки", "Почерк Леонардо", "Белая голубка Кордовы". А вот "Русскую канарейку я читала уже в прошлом году. Прочитала 2 части. И как раз вчера сын скачал мне третью часть, "Блудный сын"! Теперь буду наслаждаться языком великолепным, судьбами людскими и самой писательницей. Так, как пишет она, в наше время уже никто не пишет. В этих романах, что я назвала и прочитала, вы как будто бы сами окунаетесь в ту атмосферу, где происходит действие. В "Синдроме Петрушки" я ходила по Праге вместе с героями, в "Белой голубке Кордовы" я бродила вместе с героями по улочкам Испании, по Кордове, по другим местам этой страны. В "Русской канарейке" я побывала в Казахстане, в Одессе, я побывала в тех местах, где бродили и жили герои книги. И сейчас просто с большим нетерпение ожидаю встречу с третьей частью трилогии! Сколько же наслаждения она мне доставляет! Я люблю почти все её произведения! А уж её потрясающий русский язык! Ты знаешь, Танюша, а ведь мы, среднеазиаты, выходцы из Узбекистана и прочих республик Ср.Азии, все всегда говорили на чистейшем русском языке, все были идеально грамотными. Все из-за того, что в наших местах у русскому языку не примешивались другие языки и диалекты. Ведь тюркский никак не мог повлиять на наш русский. И поэтому такой потрясающе чистый русский язык у этой писательницы- уроженки Ташкента. Правда, я очень плохо себе представляю экранизацию "Синдрома Петрушки". Может быть, потому, что не очень люблю этих актеров? Чулпан Хаматова, мне кажется, уже стара для роли героини, а Миронова перестала уважать, узнав о том, что он гей и женился ... на Сергее Астахове. Но посмотрим, что скажет сама писательница об этой экранизации!
FRAY_TATIANA 05-01-2015-13:54 удалить
komrik, Валерия Витольдовна, мне Рубина нравится также тем, что она не лезет в политику, как Улицкая. Как-то старается держаться подальше, хотя может быть это не совсем честно. Мне порой не нравится в её книгах обилие ненормативной лексики, но на все обвинения критики она отвечает, что это отражение жизни. Но мне слова "пошла ты нах..." в её произведениях очень режут слух.
FRAY_TATIANA 05-01-2015-13:59 удалить
komrik, Валерия Витольдовна. Недавно открыла для себя довоенные польские фильмы (до 1939 г) вот на этом сайте http://www.polskifilm.ru/category/polskie-filmy.
komor_valerya 05-01-2015-14:09 удалить
Ответ на комментарий FRAY_TATIANA # А я что-то не замечала никогда! Просто не обращала внимания? Да, во время своих выступлений она всегда говорит, что она страшная матерщинница. Только вот в каких произведениях? Во всяком случае в тех, что я читала, особенно в её этих романах, не встречала ни разу. Ну а если пропустила, значит, захватило что-то другое, чтобы обратить внимание . Не знаю, даже если и напишет где-то такое, все равно не отнять у неё прекрасного языка.
komor_valerya 05-01-2015-14:13 удалить
Ответ на комментарий FRAY_TATIANA # Спасибо! Обязательно посмотрю! Только вот я что-то не помню, чтобы на меня польские фильмы тех времен оказывали какое-то впечатление. Я беру в основном фильмы из "золотого века Голливуда". Все остальное как-то не так хорошо. Уже пробовала. Вот на днях посмотрела фильм с Марикой Рёкк "Маска в голубом". Ничего особенного, хотя фильм снят в начале 50-х на австрийской студии. Так же прекрасна Марика, так же великолепно танцует и поет, роскошные шоу, но что-то не то! Даже не хочу предлагать в дневнике. А вот среди голливудских фильмов тех лет отыскиваю все больше и больше просто прекрасных! Вчера посмотрела у себя в записях фильм "Звезда" с Бетт Дэвис. Фильм начала 40-х. Была просто в восторге! И сюжет великолепный, и Бетт просто роскошная, хотя уже и не первой молодости. По роли так и должна быть. Вот такие фильмы я люблю и хочется поделиться со всеми. Но я обязательно просмотрю, что за польские фильмы? Ещё раз благодарю!
komor_valerya 05-01-2015-14:49 удалить
Ответ на комментарий FRAY_TATIANA # Танечка, спасибо за ссылку на польские фильмы!!! Посмотрела, даже некоторые музыкальные фильмы довоенные просмотрела. Есть действительно просто замечательные, хотя и наивные где-то! Но тем не менее с ними я была совершенно НЕ ЗНАКОМА!!! СПАСИБО ОГРОМНОЕ! Теперь обязательно буду помещать в дневнике, особенно веселые и музыкальные комедии. Там попались чудесные фильмы с замечательной музыкой тех времен!
FRAY_TATIANA 05-01-2015-15:12 удалить
komrik, я с Вами согласна, замечательные фильмы, напоминающие по стилистике советские довоенные. "Золотую пору" Голливуда тоже люблю. Фильм "Звезда" с Б. Дэвис помню. "Маску в голубом" не смотрела. Вот люблю фильмы с Рекк, но не могу забыть, на кого она работала. И как наши в послевоенной Германии её приглашали иногда выступать. Это разве нормально? И сейчас история повторяется. Пройдет война и все забудут о предательстве Роговцевой, Ахеджаковой, Макаревиче и др.
komor_valerya 06-01-2015-07:28 удалить
Ответ на комментарий FRAY_TATIANA # Нет, Танечка, насчет Рёкк я тоже не могу согласиться. У меня где-то был пост про неё. Так вот её фильмы действительно любил Гитлер, даже приглашал на всякие там балы. Но Марика НИКОГДА не снималась в политических фильмах, НИКОГДА не говорила и не пела по заказу Гитлера! Как раз наоборот: самыми любимыми его актрисами были Цара Леандер и Ольга Чехова, о которой тоже есть большой пост. И как оказалось потом, она работала на СССР. Марика снималась ТОЛЬКО в музыкальных фильмах и только в опереттах. Её муж, режиссер Якоби, именно так снимал её. Поэтому ни в одном фильме вы не найдете никакого упоминания о политике или о чем-то подобном. А выступала она перед советскими солдатами, т.к. в то время им показали этот знаменитый фильм "Девушка моей мечты". Кстати там она уже была довольно зрелой. Потом она снималась на киностудии "Херцог" в Австрии. Когда Австрию полностью освободили, она с мужем переехала в Вену и на этой киностудии снялась в большом количестве фильмов-оперетт. Есть с её участием фильмы-оперетты "Женщина в голубом", "Королева чардаша", "Женщины лучшие дипломаты" и многие другие. Сейчас не упомню. Кстати, в своих первых фильмах Якоби снимать её начал практически на вторых ролях. Если посмотреть фильм-оперетту "Гаспароне", то там она исполняет не главную роль, а второстепенную. А вот когда они поженились, он начал снимать её в главных ролях. Одни из таких фильмов: "Однажды майским вечером" ( у меня в кинозале есть этот фильм), "Привет, Жанин!" (есть в моем кинозале), "Кора Терри"(не поставила в дневник, т.к. не очень нравится). Все эти фильмы были сняты ещё до войны. Во время войны- "Женщина моих грез" или "Девушка моей мечты" в нашем прокате, "Дитя Дуная" уже снят после войны. И тоже на киностудии австрийской. В общем, если тебе интересна судьба этих актрис, то посмотри в моем дневнике. В рубрике "Зарубежные актрисы кино" они все должны быть. Только где-то далеко, не в последних постах. Вот такая была Марика. Потом они переехали в Германию, и она уже продолжала сниматься в немецких фильмах, но мало, хотя до самой старости могла сделать шпагат и танцевать степ. Умерла в 93 года совсем недавно (сравнительно). А вот о предательстве последних, думаю, долго ещё не забудут хотя бы потому, что погасить ту непомерную агрессию Украины против русских очень трудно. Эта ненависть настолько проникла во все поры украинцев, к тому же нынешнее обучение подрастающего поколения в духе ненависти к России, надолго заставит наших людей вспоминать об этих предателях. И из-за этого вряд ли устаканится ситуация на Донбассе. Уж Донбасс -то точно не забудет пролитой крови и тех, кто это приветствовал! Вот вчера были вновь жуткие обстрелы Донецка в момент так называемого "перемирия". Как это расценить? Будут ли новоросы любить Киев? И вновь ведь обвинят Россию эти шавки из ЕС! Но это уже другая тема.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дина Рубина: «А напишу-ка я о любви!» | FRAY_TATIANA - ДНЕВНИК НАБЛЮДАТЕЛЬНИЦЫ | Лента друзей FRAY_TATIANA / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»