1930
Холст, масло
190 х 287
Художник выбирает конкретное время и место действия сюжета картины – первые месяцы советской власти, центральный комитет которой располагался в здании Смольного института благородных девиц в Петрограде. Смольный был тогда «штабом революции». Бродскому было важно передать абсолютное портретное сходство, характерность сосредоточенно-делового облика Ленина. Фигура написана практически в натуральную величину, что усиливает ощущение реальности, дает возможность зрителю почувствовать себя будто рядом с вождем. Столь же достоверно и также тщательно изображен живописцем и кабинет. Цветовой строй картины максимально приближен к реальным краскам. Художник выписывает каждую деталь, вплоть до электрического провода с розеткой. Эта конкретизация помогает усилить достоверность изображения и подчеркивает историческую значительность момента. Картина написана после смерти Ленина и призвана канонизировать образ вождя мирового пролетариата.
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/331
C. Михалков
Мы видим город Петроград
В семнадцатом году:
Бежит матрос, бежит солдат,
Стреляют на ходу.
Рабочий тащит пулемет.
Сейчас он вступит в бой.
Висит плакат: «Долой господ!
Помещиков долой!»
Несут отряды и полки
Полотна кумача,
И впереди - большевики,
Гвардейцы Ильича.
Октябрь! Навеки свергли
власть
Буржуев и дворян.
Так в Октябре мечта сбылась
Рабочих и крестьян.
Далась победа нелегко,
Но Ленин вел народ,
И Ленин видел далеко,
На много лет вперед.
И правотой своих идей -
Великий человек -
Он всех трудящихся людей
Объединил навек..........