СКРЫТАЯ КАМЕРА
Такие снимки - настоящая отдушина по сравнению с условностями «формальной» портретной фотографии. Чем заботиться об освещении, раздумывать, как усадить модель, как раскрепостить ее, просто броди себе с фотоаппаратом в поисках возможности запечатлеть простых людей в их повседневной жизни.
Чтобы достичь в этом успеха, вам нужна быстрая реакция и достаточная уверенность в себе. Ведь, наводя объектив на незнакомца, поневоле занервничаешь, главным образом из-за смущения: вдруг заметит? Но по мере того, как вы будете набираться опыта, вы это преодолеете и научитесь снимать людей незаметно для них.
[В] Какие нужны объективы для такой фотографии?
[О] Соблазнительно использовать самые длинные объективы, позволяющие вам находиться на почтительном расстоянии от цели. Однако идеальным следует признать те-лезум 70—210 мм или 200-мм телеобъектив, который позволяет заполнить весь кадр всего с нескольких метров. Также при широко открытой диафрагме (/4 или ?/5,6 отвлекающие детали фона окажутся вне фокуса, и ваш объект — в центре внимания.
Длиннофокусные объективы более подходящие в ситуациях, когда потенциальные объекты расположены далеко. Так, во время футбольного матча вы можете использовать телеобъектив 300 или 400 мм, чтобы фотографировать эмоции на лицах людей, когда будет забит гол.
Широкоугольники хороши для фотографирования с близкого расстояния. Благодаря широкому углу вы можете фотографировать людей в толпе или на демонстрации, не наводя объектив непосредственно на них.
[показать]ФОТО СЛЕВА. Для получения такого вот естественного снимка достаточно дальнобойным оказался 200-мм телеобъектив, а установив широкую диафрагму, мы «размоем» фон -и объект окажется в центре внимания.
[показать]
ФОТО СПРАВА. Простая графичная природа чернобелой пленки делает ее превосходной для непосредственных снимков вроде этого.
СЪЕМКА С ЖИВОТА
Прекрасный прием съемки скрытой камерой в толпе расположить камеру на уровне талии. С технической точки зрения, здесь будет успешен далеко не всякий кадр, ибо вы точно не видите, что получится на пленке, но низкий угол, под которым расположена камера, может дать впечатляющие результаты, а главное, без риска быть замеченным.
Все, что нужно - предварительно установить камеру, скажем, на 2 метра, а затем, встав напротив вашего объекта, аккуратно нажать кнопку затвора. Для этого идеальны широкоугольники, ибо они включают в кадр широкое поле, а также дают большую глубину резкости, так что нет необходимости в точной фокусировке.
[В] Какую пленку лучше всего использовать для скрытой съемки?
[О] В условиях яркого освещения идеальна пленка 100 ISO. Вы сможете снимать при выдержке 1/500 сек. и диафрагме f/5,6 - это достаточная быстрота съемки, чтобы выдержать небольшое сотрясение камеры при съемке телезумом или телеобъективом с рук. Качество изображения также выйдет превосходное.
В более хмурую погоду для сохранения той же выдержки придется использовать пленку уже 400 ISO, а в помещении — и все 1000 ISO и более.
[показать][В] Где искать естественные сюжеты?
[О] Дa везде, где собираются люди! Даже в центре маленького городка, и то найдешь целую гамму человеческих эмоций! Серьезные мамаши, нагруженные покупками, старики, болтающие на скамейке о том, о сем, возлюбленные пары в жарких объятиях, дорожные полицейские в пылу спора с автомобилистами... Рынки, ярмарки, спортивные состязания — какое богатство людских эмоций!
Да, кстати, не забудьте о своих друзьях и домочадцах! Берите фотоаппарат на пикники, прогулки, праздники -сколько возможностей для съемки таких сюжетов! А главное, никто из них не станет скандалить, когда вы нацелите вашу камеру!
Научившись быстро и оперативно пользоваться камерой, можно делать вот такие успешные снимки с близкого расстояния - этот импозантный старец заснят с расстояния всего полутора метров.
[В] Как я могу оставаться ненавязчивым, чтобы люди вокруг не знали, что я их снимаю?
[О] Прежде всего — не вызывайте у них подозрений! Если вы будете ходить в самой гуще базара с тремя могучими аппаратами на шее да еще с сумкой, полной оборудования, на вас почти наверняка станут коситься.
Ну, а на единственный аппарат мало кто обратит внимание. Тем более, если это не роскошный SLR, а компактная камера: ее вряд ли будут ассоциировать с серьезной фотографией, а вас не заподозрят в намерении кого-нибудь скомпрометировать.
[В] Кажется, я уже годами хожу-брожу с фотоаппаратом, пытаясь делать естественные снимки, да все упускаю возможности. Как мне избежать этого?
[О] Научитесь хорошо пользоваться вашей аппаратурой, чтобы делать это можно было инстинктивно. Заметив кого-нибудь, кто мог бы послужить хорошим сюжетом вашего снимка, наведите фокус на что-нибудь находящееся на приблизительно равном расстоянии. Также нужно установить экспозицию - или же установите режим приоритета диафрагмы, возьмите диафрагму с запасом, а автоматика сама поставит нужную выдержку.
Теперь все, что вам остается сделать — поднять камеру к уровню глаза, быстро справившись, правильна ли фокусировка, и нажать кнопку затвора.
[В] Нарушаю ли я закон, фотографируя людей без их разрешения?
[О] Копирайтом на свое лицо не обладает никто. Но если кто-то увидит, что вы фотографируете, и станет протестовать — извинитесь и опустите камеру.
Совсем другое дело, если вы опубликуете снимок, выставляющий модель в неприглядном виде. К примеру, если вы сфотографируете не слишком шикарно одетого старика и опубликуете фото в газете, назвав его «Бомж», он подаст на вас в суд. И будет прав!
Куда бы ты ни отправлялся, ищи людей, которые ведут себя естественно! Вот прекрасный сюжет - ребенок, блаженствующий летним днем на травке.