СВЕТ
Свет - наиважнейшая составляющая фотографии. Без него мы попросту не могли бы делать снимки, ибо он «пишет» образ, воздействуя на пленку. Но это не все - свет существенно разнится в цвете, яркости, резкости и направлении, и все эти качества влияют на эстетический успех фотографии. Понимание причин этих различий и оценки того, как они могут быть использованы, весьма существенно.
Источник самой чистой формы света - солнце, находящееся от нас на расстоянии 149 млн км. По мере того, как шар земной день за днем совершает свой путь вокруг светила и вокруг своей оси, мы здесь, на поверхности земли, постоянно наблюдаем, как свет постоянно движется и постоянно меняется. Управлять им мы не можем никак - но зато можем использовать для наших снимков наилучшие условия освещения, при этом ставя аппарат под нужным углом.
Иными словами, если хотите взять от дневного света все возможное, смиритесь перед налагаемыми им ограничениями и научитесь работать в их рамках. Наловчитесь - и поймете, что Бог - самый лучший на свете инженер по свету, нужно только немного терпения, и все возможно при небольшой настойчивости.
[показать]
[показать]
[показать]Эта серия снимков лондонского Биг Бена наглядно демонстрирует, как меняются в течение одного дня цвет и интенсивность света. (ВВЕРХУ СПРАВА) После полудня свет еще резок, зато выделяет каждую деталь изысканного каменного фасада, (внизу СПРАВА) В предвечернем солнечном свете старинная каменная кладка сияет необычайной теплотой. (СЛЕВА) Когда наступают сумерки, небо окрашивается в изящные пастельные тона, а искусственная подсветка выделяет на его фоне Биг Бен.
Все снимки сделаны аппаратом Olympus ОМ4Ti на пленке Fuji Velvia.
[В] Каков главный фактор, влияющий на качество дневного света?
[О] Время дня. За те часы, что светило совершает свой путь по небосклону, цвет и интенсивность света меняются.
Самые благоприятные периоды для съемки вне помещения — раннее утро и предвечерняя пора, когда солнце невысоко расположено над горизонтом. В эти часы свет обладает такой теплотой, благодаря которой все вокруг становится привлекательным для съемок, а интенсивность света снижается слоем атмосферы. В этом свете предметы отбрасывают длинные отвесные тени, выявляющие текстуру даже плоского пейзажа. Ну, а между утренними и вечерними часами солнце стоит высоко над горизонтом, к полудню достигая зенита. Многие фотографы считают наилучшими для съемок как раз эти часы, так как именно в это время жизнь бьет ключом, а высокий уровень освещенности позволяет использовать короткие выдержки и закрытые диафрагмы. Но в эти часы свет очень резок, создает высокий контраст, а когда солнце висит над головой, тени становятся очень короткими и густыми. В результате пейзаж кажется плоским и невдохновляющим, а из-за рефлексов снижается цветовая насыщенность.
Чтобы добиться максимального цветового насыщения, используйте поляризационный фильтр, а для балансировки легкого голубого оттенка света — теплые фильтры 81А или 81В. Портретные съемки лучше производить в тени, где контраст меньше, а свет - значительно мягче.
[показать]
Съемка в бурную погоду - всегда рискованное дело, но неожиданные перемены в освещении создают волшебные условия для пейзажной фотографии.
Olympus ОМ 1n 50-мм объектив, 1/30 сек. при f/11, Fuji RF 50.
[В] Как влияет погода на освещение?
[О] Очень решительно — и в некоторых случаях даже в большей степени, чем время дня. К примеру, стоит только маленькому облачку заслонить собою солнце, интенсивность света разом снижается, а тени становятся слабее. Это особенно наглядно в ветреную погоду, когда облака то затмевают, то открывают солнце. В это время следует быть особенно аккуратным с экспозицией, так как колебания в освещенности могут достигать нескольких ступеней.
А теперь представьте вместо облачка хмурую, угрюмую, серую пелену — и эффект будет куда сильнее. Уровень освещенности драматически падает, тени почти исчезают, а небо выступает как огромный рассеиватель. Когда солнце слегка затянуто дымкой, хорошо делать съемки портретов и в какой-то мере — архитектуры и пейзажей. Цвета приобретают нежный пастельный тон, мелкие детали затемнены, видимость снижается по сравнению с ярким светом, зато картины и сцены проникнуты настроением.
Дымки и туманы усиливают эти эффекты. Благодаря утренней дымке пейзаж хоть и становится монохромным, НО он насыщен поэтичностью. Туманы не очень подходят для фотографирования, так как снижают видимость, ослабляют краски и представляют все очень плоским. Ну, а бескрайний зеленый пейзаж, окутанный туманом, и вовсе наводит тоску. Чтобы сделать окутанный пеленой тумана пейзаж живописным, постарайтесь включить в него одну-две доминанты (шпили колоколен или высокие деревья, торчащие из марева), а если имеется на вашем пейзаже яркое пятно как самый важный объект, будет совсем здорово. Эффект от тумана и дымки может быть усилен при помощи телеобъектива.
Съемка в бурю также может оказаться удачной: если вдруг сквозь бурное грозовое небо прорвется луч солнца, то контраст создаст невероятные возможности для пейзажной и архитектурной фотографии. Ну, а если вам удастся запечатлеть радугу или вспышки молний, тогда и вовсе повезло. Предсказать появление таких явлений невозможно, вам остается только бросить вызов стихиям и надеяться на лучшее.
[В] Имеет ли при съемке значение положение солнца?
[О] Направление солнечного света столь же важно, как его интенсивносгь и цвет, ибо от этого в значительной мере зависит, как будет выглядеть на снимке ваш объект.
Большинство фотографов по-прежнему предпочитают старый, испытанный прием съемки, когда солнце светит через плечо. Эго хорошо в том случае, если свет обладает привлекательной теплотой, от которой все вокруг становится сияющим. Недостаток такого подхода заключается в том, что тени от ваших объектов отбрасываются назад, и в результате изображение на снимке выглядит в какой-то степени плоским. Когда солнце стоит невысоко над горизонтом, у вас могут возникнуть проблемы, как убрать из кадра вашу собственную тень, особенно если снимаете широко-угольником.
Куда лучший подход — чтобы солнце находилось сбоку от камеры или, по крайней мере, под углом к ней. В этом случае тени бегут по снимаемой вами сцене, выявляя ее текстуру и помогая создать впечатление трехмерного пространства. Эго особенно эффектно ранним утром или перед закатом, когда тени длинные, а поверхности заливает теплый свет.
[показать]
[показать]
Направление света, падающего на ваш объект, существенно влияет на то, как он будет выглядеть на снимке. На иллюстрации вы видите, как отбрасывают тени от модели фронтальное, боковое и заднее освещение.
Вверху СЛЕВА Снимая, когда солнце находилось слева от камеры, фотограф выжал максимум из отвесного света, заливающего этот осенний пейзаж.
Pentax 67, 55-мм объектив, 1/2 сек. при f/16, Fuji Velvia
ВНИЗУ Фронтальное освещение хорошо передает цвета, но недостаточно текстуру. Olimpia OМ2n, 17-мм объектив, 1/60 сек. при f/11, Fuji RFP 50.
ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА
Есть еще один фактор, который необходимо учитывать, - цветность света. Во время восхода и на закате солнечный свет гораздо теплее, чем около полудня или в хмурую погоду. Искусственный свет также имеет собственный цвет, он еще более теплый. Эти вариации измеряются согласно шкапе цветовых температур в единицах, именуемых «Кельвинами». У теплого света — низкая температура цвета, а у холодного —высокая.
Наши глаза могут автоматически адаптироваться к изменениям цветовой температуры, так что любой тип цвета кажется для глаза более или менее белым. Пленка на такое не способна. Она фиксирует цветовую температуру такой, как есть.
Нормальная пленка, сбалансированная в расчете на дневной свет, рассчитана на температуру 5500 К. Такой обыкновенно бывает около полудня в солнечную погоду. Однако на закате цветовая температура опускается до 3000 К, так что ваши снимки выйдут значительно теплее. Точно так же яркий солнечный свет при ясном голубом небе имеет цветовую температуру до 10000 К, так что у ваших отпечатков будет очевидный голубой оттенок. Сбалансированность цветов может быть достигнута при помощи фильтров. Ниже приводится таблица фильтров, рекомендуемых для различных ситуаций съемки на пленку, сбалансированную для дневного света.
| Источник света |
Температура |
Требуемый фильтр |
|---|---|---|
| Голубое небо | 10 000 | оранжевый 85В |
|
Тень в открытом месте при солнечном свете летом |
7 500 | теплые 81 В-81 С |
| Сплошная облачность | 6 500 | теплый 81С |
| Солнце в легкой дымке | 6 000 | теплый 81А |
| Средний полуденный свет | 5 500 | не требуется |
| Электронная вспышка | 5 500 | не требуется |
|
Солнечный свет ранним утром или вечерней порой |
4 000 | синий 82С |
| За час до заката | 3 500 | синий 80С |
| Галогенные лампы | 3 400 | синий 80В |
| Перекалки | 3 200 | синий 80А |
| Закат | 3 000 | синий 80А |
| Бытовая лампа накаливания | 2 800 | синий 80А + 82С |
| Пламя свечей | 2 000 | синий 80А + 80С |
[В] Мне бы хотелось поснимать восходы и закаты. Что мне нужно учесть?
[О] Фотографы нередко воспринимают закат и рассвет как явление одного порядка, но они значительно различаются.
Когда солнце начинает свой путь над горизонтом, оно поднимается над холодной землей в атмосферу, которая очистилась за ночь, поэтому первые лучи солнечного света могут быть очень теплыми, тени — синими, а у пейзажа — очень холодный, даже пугающий вид. Погода тоже играет ключевую роль. Когда ясным летним утром солнце показывается из-за горизонта, интенсивность его света обычно очень высока — часто слишком высока, чтобы включить его в кадр, не опасаясь ореолов. Но осенью и зимой солнце обыкновенно затянуто легкой дымкой, так что вы можете фотографировать его прекрасный оранжевый шар без всяких проблем. Совсем другие условия освещения на закате. Земля гораздо теплее, атмосфера более густая из-за пыли и загрязнения, лучи солнца рассеиваются. Эго существенно усиливает теплоту света, а в последний предзакатный час он кажется почти что золотым. Солнечный шар кажется больше - из-за того, что свету нужно проходить сквозь более густую атмосферу. Чтобы солнечный шар вышел на вашем снимке еще больше, используйте телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм или большим — но только запомните: если солнце светит очень ярко, никогда не смотрите прямо на него в видоискатель, ибо так вы можете навсегда повредить себе зрение!
[показать]При восходе солнца контрасты обыкновенно невелики, кроме случаев, когда вы снимаете в ясную летнюю погоду, так что вы скорее всего получите хорошо экспонированный передний план без необходимости затемнять само солнце; если эго представляется невозможным, используйте серый оттененный фильтр для затемнения солнца и неба, чтобы их яркость оказалась в тон с пейзажем.
На закате свет обычно сильнее, а контрасты — выше, так что обычный подход при съемке закатов — создание силуэтов из ключевых деталей переднего плана: построек, деревьев, людей.
Пейзажи с водой очень хороши для съемок восходов и закатов, когда они отражают огненные краски неба.
Olympus OM1n 50-ММ объектив, V125 Сек. При f/11 fuji RF 50.