Приложение А. Права модели
Расписки в передаче прав
Фотограф не имеет права выставлять, продавать или публиковать фотографию, не получив разрешения от позировавшей ему для этой фотографии модели. Поэтому желательно, чтобы фотограф всегда защищал себя и получал от модели расписку в передаче ему прав на фотографию. Если этого не сделать, фотограф может попасть в неприятную ситуацию вплоть до преследования по закону, особенно если дело касается снимков обнаженной натуры.
Предлагается расписка следующей формы:
[показать]
Если модель несовершеннолетняя, расписка должна быть подписана родителем или опекуном. В этом случае можно использовать следующую форму:
[показать]
Чтобы избежать недопонимания и возможных потерь времени и материалов, расписки должны быть составлены и подписаны до того, как изготовлены окончательные отпечатки. Если модель ранее никогда не позировала в обнаженном,виде, не стоит тревожить ее составлением расписки со всеми юридическими сложностями до позирования. Вот когда она увидит несколько замечательных пробных отпечатков и один отличный тестовый, она, скорее всего, не будет возражать против расписки, особенно если фотограф даст ей понять, что без расписки о продолжении работы не может быть и речи.
Вознаграждение
Работодатель отвечает за своего наемного работника, и если модель заслуживает затраченного времени и израсходованных материалов, она достойна вознаграждения.
Фотограф не должен рассчитывать, что модель будет работать для него бесплатно, точно так же, как дантист не будет бесплатно пломбировать его зуб, а мясник не будет задаром снабжать его свиными отбивными. Размер и вид вознаграждения должны быть точно определены до начала позирования. Такое понимание способствует немедленному установлению деловых объективных отношений.
Оплата может производиться отпечатками или деньгами. Последняя форма, так как стоимость отпечатков сложнее определить, более предпочтительна, если, разумеется, фотограф в состоянии это сделать. Размер оплаты определяется квалификацией модели и возможностями фотографа.
Продажа фотографий
Составление моделью расписки законодательно защищает фотографа, но не дает ему права забывать о моральных обязательствах.
Фотограф, получивший известность благодаря работе с обнаженной натурой, естественно, будет получать много предложений о продаже отпечатков для рекламных целей или личного удовольствия.
Продажа фотографий обнаженной натуры частным лицам - небезопасное дело, даже если расписка надлежащим образом оформлена в присутствии свидетеля, и уж никак не улучшает репутацию фотографа. Лучший способ бороться с такими предложениями - заламывать непомерно высокую цену, чтобы сразу прекращать переговоры.
Целесообразность продажи фотографий для рекламных целей, неважно, обнаженной натуры или нет, полностью зависит от рода рекламы. Перед тем как продать фотографию, автор должен быть уверен, что фотографии его модели действительно будут использованы так, как предполагается.
Составление расписки гарантирует модели, что фотография не будет использована недостойным образом. Перспективы фотографа во многом зависят от доброго отношения к нему моделей. А это доброе отношение поддерживается его высокой репутацией и честностью взаимоотношений.
Наведение справок
Фотограф должен быть исключительно осторожным при разглашении какой-либо информации, касающейся его моделей.
Когда фотографии публикуются или выставляются, в определенных кругах всегда возникает любопытство по поводу тех, кто на них позирует. Фотограф должен быть готов к тому, что ему будут задавать много вопросов на эту тему. Их следует отклонять.
Правда, некоторые из таких вопросов все же стоит рассмотреть, например, если интерес исходит от добросовестных театральных агентов или продюсеров. Фотограф должен быть абсолютно уверен в том, что этот контакт его модели нужен. Кроме того, фотограф никогда ни при каких обстоятельствах не должен сам передавать адрес или имя модели непосредственно тому, кто об этом просит. Просьба должна быть передана модели, чтобы последнее слово оставалось за ней.
Большинство таких попыток навести справки незаконны, а их авторы, видимо, полагают, что фотограф - это кто-то вроде Пандаруса [*] от фотографии, всегда готового предоставить телефонные номера и другую информацию.
Ниже предлагается тактичный способ отклонения подобных просьб.
Уважаемый мистер Блотс,
Прошло уже немало лет с тех пор, как я фотографировал даму, о которой вы спрашиваете, поэтому я не могу, к сожалению, предоставить вам ее адрес.
Я счастлив, однако, сообщить вам, что до недавнего времени два ее старших сына жили в Чикаго, где один из них работал тормозным кондуктором на Ныо-Иоркском центральном вокзале.
Его теперешний адрес: 1224 Гилхаули Авеню. Из-за специфики профессии он редко бывает дома, но если вы приедете туда и спросите, кто-нибудь из его детей непременно сообщит вам адрес своей бабушки.
Надеюсь, эти сведения окажутся полезными для вас, и вы и впредь будете доставлять мне удовольствие решать ваши маленькие проблемы.
Сердечно ваш
[*] Пандарус - герой «Илиады» Гомера - знаменитый стрелок из лука, воевавший на стороне Трои. В поэме Чосера «Тройлус и Грисеида» (1370) Пандарус выведен как сводник между братом Париса и 1ёктора Тройлусом и Грисеидой. В пьесе Шекспира «Тройлус и Крессида» (1609) Пандарус показан развратным дегенератом. Его имя стало основой английского слова topander, что значит «сводничать».