• Авторизация


Часть 1. Глава 8. ГРИМ 09-12-2011 00:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Глава восьмая. Грим

Не только фотохудожнику, но и фотографу-портретисту часто приходится сожалеть о причудливых капризах и явной небрежности Создателя при его работе над внешностью человека. Уже в начале своей карьеры портретист (неважно, любитель или профессионал) обнаруживает, что его моделям гораздо чаще свойственно тщеславие, чем красота. Поэтому зачастую его задачей становится исправление недостатков, оставленных рукой Творца.
В старые добрые времена эти исправления обычно делались долгими часами за столом для ретуши. Очень часто в результате получали приукрашенные и стандартно однообразные лица, будто покрытые шпатлевкой. Владельцам малоформатных фотоаппаратов такие манипуляции с негативами совершенно недоступны. Им, как и всем остальным фотографам-портретистам, проще и логичнее использовать грим.


Грим как вспомогательное средство занимает важное место среди прочих фотографических приемов. Грим то и дело накладывается чрезмерно и безвкусно, хотя в умелых руках он может стать ценным подспорьем фотохудожнику. Несомненно, многих фотолюбителей ограничивает то, что они не могут работать с большим количеством моделей. Однако грим и костюм позволяют сделать очень многое с одними и теми же моделями.
В истории человечества грим применяли двумя различными способами, которые не следует путать. Первый способ - это нанесение декоративного, абстрактного грима, откровенно далекого от реальности. Исторически этот путь появился, несомненно, первым. Очень часто декоративный грим связан с различными ритуалами. К этой же категории относится не только примитивное раскрашивание лиц варварами, но и изощренное использование грима, например, в китайском театре, актерами «Габимы» или в русском балете. Другой, более знакомый нам способ выражается в простом улучшении или приукрашивании черт лица. Первый способ по сути своей более интересен фотохудожнику, но сколько-нибудь подробное его обсуждение увело бы нас далеко от темы этой книги. Мы немного поговорим о его необычных свойствах в разделе, посвященном гротескному гриму.
В этой главе будут рассмотрены четыре разновидности нанесения грима:

- натуральный* грим;
- характерный грим;
- старческий грим;
- гротескный грим
.

Наше обсуждение ни в коем случае не претендует на статус полной теории косметики, грим, о котором мы говорим, не имеет ничего общего со сценическим. Рассматриваемый грим развивался самостоятельно и предназначен только для одного: наиболее эффектно представить лицо на художественной портретной фотографии. Этот грим специально разработан и подстроен под мягкое освещение, он не подходит для контрастного света. Точно так же он не предназначен для дневного света.
Любой грим наносят, исходя из костного строения лица. Лицевые кости черепа, существенно не меняющиеся после достижения ранней зрелости, создают каркас, на котором, в зависимости от состояния, изящно или уродливо натягиваются или обвисают мышцы и кожа. Контуры любого лица однозначно определяются его каркасом. Фундаментальным строением лицевых костей определяется и грим.


* Натуральный грим применяется для подчеркивания естественных черт лица актера и его характерных особенностей.

Никакой грим - ни легкий или плотный, ни реалистичный или гротескный - не должен противоречить этому строению. Все изменения, которые делаются на лице, должны касаться только мягких тканей и не должны затрагивать костную основу. Нарушение этого принципа неизбежно приводит к неудачному гриму - тупым, ничего не выражающим лицам, имеющим отношение к реальности не большее, чем маски для Хэллоуина. Даже гримаса восточной маски, предельно гротескной, учитывает строение костей и хрящей.

[показать]

Поэтому, прежде чем мы продолжим изучать грим, давайте сделаем паузу и рассмотрим основные структурные составляющие черепа, изображенного на рис. 165:

1. лобная кость. Ее форма очень индивидуальна: она может быть выпуклой, плоской, иногда скошенной. Ее ширина определяется височными впадинами;
2. глазницы. Заметьте, какую большую площадь они занимают на лице;
3. скулы;
4. нос. Обратите внимание, что только верхняя часть переносицы состоит из кости. Нижняя меняется с возрастом, и ее, следовательно, допустимо изменять гримом;
5. верхняя челюсть. Очень разная у разных людей. С возрастом и, соответственно, выпадением зубов мандибула выдвигается вперед и в итоге начинает выступать над нижней челюстью;
6. значительные впадины под скулами и на висках.

Необходимо хорошо изучить пропорции и структуру черепа. Обратите отдельное внимание на то, где на рис. 165 лежат тени, потому что грим применяется в основном именно там.
Такой анатомический подход может показаться кому-то патологическим и унылым, особенно если говорить о легком гриме, который мы и будем обсуждать сначала. Но это единственный полезный подход. Любое, даже самое милое, лицо построено на основе костей. Костное строение лица восемнадцатилетней девушки принципиально не изменится, когда девушке будет восемьдесят.
Напомним, что человеческое лицо - это не яйцо, хотя я видел несколько фотографий, ретуширование которых основывалось именно на этом предположении. Кстати, если говорить об изменении лица, одно из величайших преимуществ грима перед ретушированием заключается в том, что при нанесении грима пальцы чувствуют лицевые кости и ориентируются по ним, что не дает гримеру сбиться с логичного пути.
[показать]

Художник, делая наброски лица, огрубляет его, как это примерно показано на рис. 166, а этот рисунок не что иное, как повторение впадин и выступов черепа на рис. 165. Если изображение лица создается каким-то иным способом, в итоге ему будет явно не хватать цельности и реалистичности. Пример прорисовки черт лица на основе черепа показан на рис. 167.
Для разных видов грима, о которых идет речь в этой главе, нужны следующие материалы: пудра четырех оттенков:

- натуральный;
- рашель светлая;
- рашель темная;
- светлый загар;
сухие румяна оранжевого оттенка;
оранжевая помада;
панхроматическая тональная основа (Max Factor № 22);
карандаши для глаз (черный и коричневый);
кольдкрем;
искусственные волосы (коричневые, черные и седые);
театральный клей;
вата;
коллодий*;
грим (Max Factor № 26);
мягкая кисть из светлой щетины шириной 12 мм.

Это максимально сокращенный список. Если вы гримируете не очень часто, эти материалы прослужат вам достаточно долго.
 


* Коллодий (от греч. kollodes - клейкий, вязкий), спиртово-эфирный раствор нитроцеллюлозы, бесцветная прозрачная или слегка желтоватая жидкость с запахом эфира. Нанесенный на поверхность кожи, коллодий застывает, образуя тонкую прочную пленку. Применяют также для закрепления хирургических повязок, покрытия небольших ран и ссадин.

Натуральный грим

В этот раздел я включил приемы, которые помогут вам наиболее эффектно и выигрышно показать лицо, а также скорректировать его недостатки без потери индивидуальности. Натуральный грим не изменяет лицо, а улучшает его насколько возможно. При работе с портретом применять натуральный грим приходится почти всегда.
Многие женщины при фотографировании хотят соответствовать определенному сложившемуся стандарту красоты. Поэтому фотографу-портретисту часто приходится вносить в стандарт некоторое разнообразие. Для этого и прибегают к натуральному гриму.
[показать]Приступая к созданию натурального грима для портретной съемки, сначала надо уговорить модель удалить уличный макияж, вымыть лицо и предстать «как есть» (рис. 168). Это позволяет выявить как базовое - неизменное - строение лица, так и черты, требующие исправления.
У этой девушки есть очень распространенный недостаток - слишком маленькие глаза. Он усугубляется чрезмерной припухлостью век над глазами и жидковатыми ресницами. Рот интересен, но ему немного не хватает выразительности. Если все эти несовершенства показать открыто, они испортят хорошее по строению лицо.
Чтобы исправить недостатки, мы, во-первых, нанесем на верхние веки до бровей тональную основу № 22 и подведем нижние веки коричневым карандашом. Увеличим полноту губ с помощью оранжевой помады. На рис. 169 показано, где и как именно надо сделать эти [показать]изменения. Обратите внимание, что все изменения затрагивают затененные области черепа (рис. 165) или огрубленного лица (рис. 166). После этого тени следует смягчить, нанеся поверх пальцем небольшое количество кольдкрема. Лицо следует припудрить, цвет пудры - наиболее близкий к естественному цвету кожи, в данном случае это светлая рашель. Легкие оранжевые румяна наносятся от линии носа по направлению к вискам. Наконец, на светлые области на подбородке и лбу наносится кольдкрем в очень небольших количествах.
Окончательный вариант «Руфь» (рис. 170) представляет собой обычный портрет. Грима немного, он нанесен в соответствии с логикой и просто улучшает лицо без какой-либо потери сходства. При съемке использовалась ортохроматическая пленка, чувствительная к зеленому свету. Если применяется панхроматическая пленка, [показать]панхроматическую основу № 22 надо заменить оранжевой.
Исключительно важно, чтобы модель смыла уличную кос- метику и была готова начать позировать с чистым лицом. С фотографической точки зрения уличная косметика имеет неправильные цвета и в девяти случаях из десяти нанесена неверно. Приведенная здесь схема гримирования самая простая: тени, ресницы, румяна и помада, но даже следуя ей, можно совершить досадные ошибки и преступно нарушить строение лица. Когда уличная косметика удалена, строение лица четко просматривается, а это дает возможность наносить грим логично и фотографически правильно.
Наиболее важный объект гримирования - глаза. Необходимо помнить об одном из школьных правил живописи: все, что
находится внутри глазниц (кроме разве что бликов), должно быть темнее остальных частей лица. Глазницы надо чуть-чуть затемнить. Если вокруг глаз заметна припухлость, ее надо уменьшить чуть большим затемнением. Если у модели темные круги под глазами, не пытайтесь покрыть их светлой пудрой. Лучше сделать более темным тон всего лица, чтобы он соответствовал этим кругам. Небольшая припухлость верхнего века выглядит очень красиво, и если она есть, ее надо выделить, нанеся на веко немного кольдкрема или масла. При подводке нижнего века не начинайте линию слишком близко к носу. Обычно требуется подводить лишь две трети нижнего века.
Особого внимания требуют брови. С ними очень удобно работать, пользуясь кисточкой. Если глазницы между глазом и бровью слишком широки, брови надо зачесать вниз, если узки - то вверх. Слишком густые широкие брови часто делают лицо тяжелым и угрюмым. Обладательницу таких бровей надо, по возможности, уговорить воспользоваться щипчиками, разумеется, очень избирательно и осторожно. Если брови сделать более тонкими и придать им изгиб, это благотворно отразится на строении лица и сделает его выражение более живым и приветливым.
Большие ноздри - это серьезный недостаток, с которым трудно бороться. В таких случаях осмотрительно избегайте поз, при которых голова откинута назад. Фотографа порой беспокоят красные носы. Единственное средство, которое, по нашему мнению, помогает с ними бороться, - это тональный крем.
Увеличивая полноту губ, не делайте их слишком контрастными по отношению к лицу. Для ортопленки применяйте оранжевую помаду, для панпленки - Max Factor № 22. Акцент на линии губ далеко не всегда хорошо смотрится. Если рот большой, делайте плавную границу перехода, если маленький, граница должна быть четкой. Тонкие губы надо увеличивать лишь чуть- чуть. Само нанесение помады уже увеличивает их полноту. Никогда не старайтесь добавить ямочку на подбородок, если ее там на самом деле нет. Также не пытайтесь подчеркнуть ямочки на щеках или, если они отсутствуют, нарисовать их.
Румяна наносятся на щеки вдоль линии, соединяющей нос с углами рта, а затем аккуратно растушевываются вверх и вниз по скулам.
Не наносите румяна на линию челюсти. Если надо добавить блеска глазам, румянами можно чуть-чуть затронуть и глазницы. Румяна увеличивают округлость щек, поэтому на круглых лунообразных лицах их лучше не использовать вообще. Растушевывайте румяна тщательно, никаких пятен или крапинок не должно быть видно. Пудрой всегда пользуйтесь экономно. Большое количество пудры затеняет светлые области, уничтожает тональные переходы и делает лицо похожим на хорошо оштукатуренную стену.
[показать]Порой портретисту встречается модель, которая бездумно восхищается журналами о кино и также бездумно старается скопировать грим кинозвезд (рис. 171). Такую модель практически невозможно убедить в том, что кинозвезда потратила годы на исследования и эксперименты, прежде чем нашла свой, сугубо индивидуальный стиль грима. Самое правильное поведение при работе с такой моделью - согласиться на несколько снимков в том виде, который ей кажется наилучшим, а потом тактично предложить изменить грим. Когда модель увидит разницу между логично нанесенным гримом и ее абсурдным вариантом, она, скорее всего, капитулирует.
Характерный грим
«Изучать человечество лучше всего изучая человека». Этими словами Александр Поуп* подвел итог идеям, силе и слабости своего XVIII века. В периоды расцвета гуманизма интерес человека к самому себе способствовал созданию выдающихся произведений портретной лсивописи. Так, например, в Англии XVIII век дал нам Ромни, Рейнольдса, Лоренса  и многих других художников, которых интересовали не художественные трюки и поиски безупречной формы, а проблемы самого человека.


* Александр Поуп (Alexander Pope, 1688-1744) - часто упоминается как величайший английский поэт начала XVIII века. Наиболее известны его сатирические произведения, героические куплеты и перевод Гомера.

Точно так же и сегодня, если художник увлечен простыми чистыми идеями XVIII века, то, обращаясь к жанру портрета, нередко использует психологический подход. При изучении характерного грима мы всегда должны помнить о том, что прежде всего нас интересует не столько грим, сколько личность.
Характерный грим не означает простое имитирующее нанесение краски на лицо. Четкое соответствие костюма, буквальное подобие черт лица гораздо менее важны, чем степень раскрытия образа. Именно создание образа, а не имитирование, должно быть целью характерного портрета. Чтобы показать нам Лукрецию Борджиа такой, какой она могла бы выглядеть, если бы согласилась позировать для фотографии, если бы нашелся безрассудный фотограф, у которого хватило смелости приблизиться к ней, и если бы в XVI веке вообще нашелся хоть один фотограф, необходимо выполнить слишком много условий, которые помешают получить удовольствие от фотографии. Портрет Лукреции Борджиа, уж если мы занялись этой опасной дамой, должен, скорее, рассказать об энергии Возрождения, о животных инстинктах, беспринципности, авантюризме этой знаменитой семьи честолюбцев. Или, если вас больше привлекает оправдательное толкование, вы могли бы даже попытаться представить Борджиа как абсолютно неверно понятую даму с инстинктами упрямой домохозяйки. Разумеется, фотография не должна слишком сильно отличаться от известных изображений, но в любом случае идея гораздо важнее сходства.
Для успешного создания фотографии этого типа необходимо значительное участие модели. Недостаточно простого физического сходства с воображаемым объектом, да оно даже не требуется. Что на самом деле нужно, так это заинтересованность, понятливость и воображение. Обычные актерские способности будут скорее помехой, чем подспорьем. Автор добивался наилучших снимков с непрофессионалами, с моделями «сотрудничающего» типа, которые описаны в третьей части книги. Профессиональный актер склонен решать эту задачу стандартными техническими приемами, при этом результат получается скорее показным, а не искренним, скорее театральным, а не художественным.
При выборе модели для характерного портрета надо в большой степени основываться на ее таланте и возможностях. Если, допустим, модель обладает гибкостью и воображением, создание фотографии может идти двумя способами: либо от модели к объекту, либо от объекта к модели. Личностные и пластические качества модели могут стать основой для работы над образом. Заранее выбранный образ можно также изменить, чтобы приспособить его к определенной модели.

[показать]

В представленном примере «Никколо Макиавелли» (рис. 172) грим играет важную, но подчиненную роль. Его задача - добавить штришок правдоподобия уже имеющемуся образу. Какие-то черты этой модели сразу заставляют усмотреть в ней Никколо из Флоренции: его загадочная улыбка, угодливая, но холодная, его косой насмешливый взгляд, незаметно наблюдающий за вами. После того как была разработана психологическая основа характеристики персонажа, была немного изменена внешность для большего сходства с известными портретами Макиавелли.
Брови были покрыты густой краской и затем нарисованы более изогнутыми и ближе друг к другу. Щеки были сделаны более впалыми с помощью легких теней, а скулы, наоборот, расширены за счет высветления их кольдкремом. Губы были подкрашены по всей длине, чтобы подчеркнуть их узость.

Бороды

Первым правилом безопасности при нанесении любого типа грима должно быть следующее: грим следует наносить не торопясь и лучше слишком мало, чем слишком много. Это правило верно и для искусственных волос. Накладные бороды и усы выглядят комично, если заметно, что они не настоящие.
Работая с искусственными волосами, следует:

1. перед началом все тщательно продумать;
2. действовать скрупулезно и без спешки.

Многие экспериментаторы прикрепляют фальшивую бороду, имея лишь туманное представление о том, как выглядит настоящая. Поэтому перед тем как приступить к гримированию, проведите небольшое исследование внешности и привычек бородачей. Обратите внимание, что волосы на лице растут во вполне определенных местах, и что в одних местах они растут более густо, чем в других. Заметьте, что волосы растут по определенным направлениям вдоль контура лица и что они не торчат перпендикулярно подобно кукурузе на поле. Также обратите внимание на то, что цвет бороды редко совпадает с цветом волос на голове.
Убедительную, естественно выглядящую бороду необходимо на самом деле строить кусочек за кусочком прямо на лице. За несколько часов до начала работы спутанную искусственную бороду нужно расчесать и положить между влажными полотенцами для удаления завитков.
Первой нужно приклеить ту часть бороды, которая будет находиться сразу под подбородком. Нет необходимости укладывать слишком старательно, потому что ее не будет видно, она нужна как основа. Театральный клей надо наносить понемногу на маленькие участки, давать ему немного подсохнуть, пока он не станет слегка липким, а потом с помощью полотенца крепко прилеплять бороду.
Следующая часть бороды приклеивается вдоль подбородка непосредственно над линией челюсти. Эта часть не должна быть шире 4 см и должна состоять не более чем из 30-40 волосинок, равномерно распределенных по ширине. Когда эта часть посажена на театральный клей, непосредственно над ней или внахлест приклеивается следующая часть такого же или похожего размера. Так ряд за рядом борода постепенно строится от подбородка вверх. Этот процесс очень похож на строительство крыши из дранки. Боковые части бороды, а также усы строятся таким же способом.
Старайтесь не делать резкой границы между бородой и щекой. Последний ряд волос на границе делается достаточно редким. Добиться правильного соединения со щекой помогает также обводка карандашом. После того как приклеивание бороды закончено, ее можно расчесать и придать ей нужную форму.

Старость

Для имитации старости с помощью грима надо очень хорошо представлять себе основу строения лица. Несколько добавленных случайным образом морщин и «гусиных лапок» (на которых часто и заканчиваются попытки такого гримирования), скорее, подчеркнут молодость лица, на которое они нанесены, став лишь поверхностными, фальшивыми признаками старости. Что действительно важно, так это упадок плоти и ослабевание мышц, то есть то, что делает видимым каркас лица, скрытый в молодости. Эти изменения не обязательно уродливы, иногда пухленькое ничем не примечательное лицо с возрастом приобретает силу и достоинство.
При создании подобных образов также требуется воображение и сотрудничество с моделью. Старость - это, скорее, состояние разума, чем просто демонстрация физических качеств. Старость - это опыт, смирение; это, возможно, усталые глаза, видевшие слишком много; это уши, слышавшие слишком много глупостей. До тех пор пока модель не проникнется пониманием этих свойств, от самого лучшего грима не будет ни капли пользы.
[показать] [показать]Цельность и усиление образа, созданного гримом, поддерживаются выбором костюма. Посмотрите, как на фотографии Джун (рис. 175) ощущение физического увядания усиливается несколькими потрепанными тряпицами. На фотографии Луис Моран (рис. 176), которая относится к серии характерных этюдов, ощущение болезненности и абсолютной дряхлости передается линией платья.
При создании старческого грима абсолютно неважно, насколько он изменил модель, главное, чтобы он выглядел совершенно естественно. Заметный грим - плохой грим. Тот способ гримирования, о котором я сейчас расскажу, подобен трехмерному рисованию. Так как признаки старости лучше всего проявляются при динамическом освещении, то и весь процесс гримирования следует планировать, исходя из этого обстоятельства.

[показать] [показать]При создании образа старости с помощью Джун (показаны три стадии этого процесса - рис. 173, 174, 175), костная основа ее лица сначала была тщательно изучена на взгляд и на ощупь. Это было необходимо для получения анатомически непротиворечивого результата. После этого при помощи основы Max Factor № 22 были затемнены впадины на черепе, что можно увидеть на второй фотографии. Сравнив эту фотографию с изображением черепа на рис. 165, можно увидеть, насколько точно первичный грим соответствует строению костей. Полуприкрытые глаза еще больше усиливают сходство с черепом.
После этого грубо нанесенные тени были смягчены и нанесены мелкие морщины. Помните, что морщины - это по сути трехмерные тени. Общий способ для создания такого эффекта - смягчение теней по направлению к источнику света. Эффект основных впадин можно усилить, осторожно высветлив небольшим количеством кольдкрема или грима определенные области. Не надо тратить много времени на мелкие детали, работайте над большими областями и общим эффектом. Время от времени отходите на шаг и рассматривайте модель через сощуренные глаза.
После того как грим готов, настает черед модели внести свой необходимый и неповторимый вклад. На портрете Джун восприятие старости усиливается из-за расслабленных мышц лица, а опущенные веки делают глаза еще более усталыми.
При изготовлении окончательного отпечатка зачастую можно применять специальные технологии. Например, при печати «Дочери Гоби» (рис. 154) была несколько увеличена экспозиция, что позволило добиться усиления эффекта гротеска.

Рис. 176. Фотография Луис Моран Уильям Мортенсен. Седьмой возраст*


* В пьесе «Как вам это понравится» Уильям Шекспир писал о семи возрастах человека. Последний, седьмой возраст, он описывает так: «Второе детство, полузабытье: без глаз, без чувств, без вкуса, без всего» (пер. Т. Щешсиной-Куперник).

При печати портрета Джун применялось местное затемнение для усиления теней, а освещенность поперечных теней от динамического света увеличена с помощью местного осветления.

Гротеск

Слово «гротеск» имеет тот же корень что и слово «гротто» (пещера. - Прим. пер.) и, следовательно, лингвистически связано с религиозными обрядами, совершавшимися в подземных храмах. Даже в современном гротескном искусстве проскальзывает эта связь с подземельями. Хотя сегодня мы не так легко верим во все эти таинства, нас, как и наших обитавших в пещерах предков, все еще тревожат те же примитивные страхи. Нас определенно притягивает то, чего мы боимся. Изображая источники наших страхов или размышляя над ними в произведениях искусства, мы способны освободиться от их влияния. Даже на наиболее стойких и здравомыслящих из нас действует притягательная сила нездоровых соблазнов. Это подтверждается растущим интересом к мистической литературе. В гротескной фотографии сделано очень мало, хотя эксперименты с гротеском могут быть для фотографа очень полезными и выгодными. Фотографа может стеснять в творчестве постоянная тяга к буквальной точности. Работа в стиле гротеска побуждает его отвергать устои и принципы подобия и сходства и давать волю фантазии. Даже если он время от времени и будет возвращаться в тесную конуру вещей «как они есть», все равно в один прекрасный момент он обнаружит, что и в этой конуре есть окна, настежь открытые в неизвестность, навстречу звездным ветрам.
Выдающиеся представители гротескного грима - актеры китайского театра. В китайской драме гримеры разработали ряд исключительно условных образов злодеев и демонов, великолепных и волнующих сочетаний красного, желтого, белого и черного. Возраст некоторых традиционных образцов условного грима исчисляется веками. К традиционному, но гораздо менее условному можно отнести и грим персонажей комедии масок XVI и XVII веков.

Гримирование с помощью коллодия

Наиболее известным мастером гротескного грима в кинематографе был, безусловно, Лон Чейни - выдающийся американский актер, получивший прозвище Человек Тысячи Лиц. Я довольно тесно сотрудничал с ним в двух его картинах и могу говорить о его гриме с определенным знанием дела. Я собираюсь рассказать о методах, которые он применял чаще всего.
Гримирование с помощью коллодия - это трудоемкий процесс, которым не следует пользоваться без понимания и подготовки. Ранее уже говорилось о создании грима, имитирующего старость, как о своего рода рисовании с трехмерным эффектом. Использование коллодия похоже на лепку и должно, следовательно, основываться на ощущении строения лица с точки зрения скульптура. Основой грима Чейни было очень четкое структурирование. Его гримы могли быть абсолютно невообразимыми, но они всегда были исключительно реалистичными, а персонажи всегда состояли из мяса и костей. В гримах Чейни никогда не нарушалось приведенное в начале этой главы правило: грим не
должен нарушать основу костного строения лица. Точнее говоря, строение часто могло быть сильно искажено и деформировано, но всегда сохранялась его непротиворечивость.
Вместо необдуманных экспериментов с гримом с помощью коллодия лучше всего попытаться решить какую-то конкретную задачу. Перед работой внимательно изучите лицо модели и четко определите, что с ним необходимо сделать. В качестве отправной точки можно обратиться к гротескным маскам или рисункам Гойи. Полезно также заранее поэкспериментировать с [412x492]набросками. Именно с этой целью был создан рис. 177. Хотя вы и свободны в своей фантазии при создании таких набросков, будьте внимательны и никогда не нарушайте основу строения черепа.
Перед описанием работы с коллодием я должен сделать одно предупреждение. Раствор коллодия летуч. Поэтому, чтобы ваша модель не потеряла сознание, работайте в помещении с искусственной вентиляцией.
Выпуклые детали крупного размера делаются из комочков ваты и прикладываются к лицу. Покрытие из коллодия наносится на необходимые места мягкой кистью из щетины, при этом вата уплотняется. Работать надо быстро, так как коллодий быстро сохнет. После того как прикреплен каждый из комочков, его выступающие пушистые края прижимаются к лицу с помощью кисти с коллодием. Если нужно увеличить толщину выпуклости, то это делается добавлением коллодия на вату. Окончательная доводка и сглаживание переходов между выпуклостями и лицом делается с помощью маленьких ватных шариков, прикрепляемых с помощью кисти с коллодием.

[512x694]

В приведенном примере («Одержимый», рис. 178), надбровные дуги были увеличены так, чтобы они нависали над глазами. В соответствии с дугами был увеличен и немного расширен нос. Также были наращены скулы и добавлены разные бородавки и другие наросты. Дряблые складки на шее тоже сделаны из коллодия. Клыки сделаны из двух перьев индейки. Рука превратилась в лапу также с помощью коллодия и ваты. Длина ногтей увеличена кусочками старой пленки, приклеенными перед применением ваты.
После того как вата прикреплена, и ей придана требуемая форма, она покрывается несколькими слоями коллодия. Когда коллодий высохнет, на все лицо наносится грим.
Наносить грим на те места, где находится вата, надо с осторожностью. Грима требуется много, потому что цвет ваты отличается от телесного. После того как нанесен ровный слой грима, обычно требуется выделить глаза и добавить детали карандашом.
Для фотографий такого типа требуется динамическое освещение, чтобы можно было максимально выделить всю эту грубую лепку.

Гримирование тела

В большинстве случаев грим наносится только на лицо, но иногда и на другие части тела или даже на все тело целиком.
Некоторые фотографы, работая с обнаженной натурой, требуют, чтобы модель полностью покрыла себя жидкими белилами. Я сам поступал подобным образом в ранних экспериментах с обнаженной натурой. Однако очень быстро пришлось отказаться от белил, потому что в результате получалось очень плоское неживое изображение, не играющее в свете и не дающее градаций тени.
[240x331]Отбеливания тела, следовательно, надо избегать. Вместо этого модель должна покрыть тело тончайшим слоем кольдкрема. Это придаст коже здоровый блеск и увеличит игру света на освещенных участках. На рис. 179 показан результат использования кольдкрема.
Эта процедура также полезна при фотографировании модели в платье с глубоким вырезом. Женщины в таких платьях обычно пудрят шею и грудь. Однако с небольшим количеством кольдкрема эти части тела будут выглядеть более округлыми и привлекательными.
Заметьте, что я говорю именно о кольдкреме (не о масле) и в едва заметных количествах. Кольдкрем придает коже натуральный блеск, а масло блестит и сияет.

 

 

[240x336]Несколько лет назад была просто эпидемия фотографирования моделей в масле, да и до сих пор иногда можно встретить подобные неприятные необъяснимые примеры (рис. 180). Пример «обнаженной в масле» будет обсуждаться в третьей части книги.
Обратите внимание, насколько грубы и неестественны блики, большей частью в неправильных местах.
Для некоторых изобразительных эффектов иногда требуется сделать все тело модели более темным. Для этого используется порошок ВоЬАгтеша  или специально приготовленный жидкий грим. Во1-Агтеша перед использованием надо развести водой. Наносить такой грим на тело надо с особой тщательностью, чтобы он лег ровным тонким слоем. При высыхании этот грим делает кожу ровной и матовой, поэтому после гримирования на освещенные участки кожи требуется нанести небольшое количество кольдкрема .

Грим и волосы

Как отмечалось во второй главе, прическа может заметно влиять на кажущуюся форму лица. Вопрос выбора прически близок к проблеме гримирования. Можно добиться интересного художественного эффекта, если прическа не сглаживает необычные контуры лица, а, наоборот, делает на них акцент.
[240x309]На рис. 181 («Виктория Ребекка») заметно вытянутая форма лица кажется еще более вытянутой из-за высокой прически.
Общее впечатление от грима можно по идее усилить с помощью прически. Обратите внимание с этой точки зрения на волосы «Дочери Гоби» (рис. 154) и «Джун» (рис. 175).
При фотографировании «Анны Клевской» (рис. 38) использован интересный прием гримирования. Хотя на фотографии модель выглядит блондинкой, на самом деле волосы у нее темные. Было сделано следующее. Волосы модели были тщательно покрыты глицерином. Потом на них было нанесено немного алюминиевой пудры. Для придания дополнительного блеска на некоторые места был еще добавлен алюминий.
При таком гримировании глицерин совершенно необходим. Он, с одной стороны, помогает пудре прилипнуть к волосам, а с другой - позволяет легко ее смыть. Если глицерином не пользоваться, то при попадании на кожу головы алюминий образует очень опасную для волос твердую прочную корку.
Если волосы тусклые и не дают нужной яркости при освещении, то их можно покрыть небольшим количеством кольдкрема. Пример использования кольдкрема приведен на рис. 179. Наносить его на волосы, так же, как и на тело, надо очень дозировано.

Предостережение

Гримирование - очень коварный и рискованный процесс, и мало кто чувствует, как правильно применять его при фотосъемке. Получить прочные практические знания и навыки можно только путем проб и ошибок. Без сомнения, проб может быть много, а ошибки будут ужасающими. Изучайте, анализируйте свои ошибки, а после этого без сожаления выбрасывайте фотографии в мусорное ведро. До тех пор пока вы не будете уверенно владеть процессом, не показывайте ничего модели или аудитории, неважно, узкой или широкой. Не пытайтесь . сразу же перейти к грандиозным или крайне гротескным сюжетам. Первой проверкой должна стать возможность создания абсолютно естественного, натурального грима. Когда вы этому научитесь, вы, без сомнения, добавите в свою копилку еще один способ управления изображением.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Часть 1. Глава 8. ГРИМ | K0MMepcaHm - ФОТОКлуб | Лента друзей K0MMepcaHm / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»