• Авторизация


тролль, лжец, андерсен. "на самом деле я не умер". 14-01-2012 06:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Надо признаться самому себе в первую очередь: в детстве да и позже я не очень-то любил Андерсена.
Хотя здесь (в дневнике) вы наверняка найдете хвалебные и пафосные оды в его честь за давние числа.
Противоречие достигается тем, что с другой стороны я фанатично чтил "Снежную королеву", меньше - "Огниво", "Новое платье короля"...может быть, еще что-то. Но это всё, понятно, капля Андерсена.

Проблема заключалась еще и в том, что ни биографии, которые я покупал, ни фильмы как "Жизнь без любви", скачанный мне Асталавистой), не внушали совершенно никакой уверенности относительно того, каким был на самом деле датский сказочник и почему.
И это пока я прямо сейчас, случаем, а случай всегда имеет определенную историю, не наткнулся на эссе Петра Вайля
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=36464
в котором эта вожделенная тема раскрываестся в андерсено-кьеркегоровом противостоянии, где за последним из этих двух талантливо прячется сам маститый публицист современности.

Глотать-пить каждое слово. Я лично просидел уже за чтением часа два, во многих местах смеялся, находя похожести и уверенно тряся головой: да-да. я всегда это знал. догадывался. еще чуть-чуть и сам бы написал.
Но позволю себе процитировать кусочки:

Андерсен боялся отравления, ограбления, соблазнения и сумасшествия; собак и потери паспорта; смерти от руки убийц, в воде, в огне — и возил с собой веревку, чтоб в случае пожара вылезти в окно; погребения заживо — и клал у постели записку «На самом деле я не умер»;

Бронзовый памятник страху телесной любви стал символом Копенгагена.
К этой статуе идет поток туристов — от Новой Королевской площади мимо монументальной Мраморной церкви, мимо уютного православного храма, мимо элегантного дворца Амалиенборг с одной из самых изящных в Европе площадей: мимо всей этой рукотворной красоты — к рукотворному воплощению ужаса перед красотой.

Настоящие народные сказки, как всякий фольклор, — в легких отношениях со смертью. Мифологическая простота достигается тут за счет представления о непрерывности процесса бытия: сегодня живой, завтра мертвый — какая разница. Скандинавский фольклор — рекордный по свирепой обыденности смерти: «Они теперь в моде, эти широкие наконечники копий, — сказал Атли и упал ничком». Впрочем, страшной жестокостью полны и русские сказки — особенно «заветные», собранные Афанасьевым или Ончуковым.
В андерсеновских сказках и историях умирает самое лучшее, красивое и здоровое – просто потому, что самое живое.
Зато — неживое оживает. Непревзойденное мастерство Андерсена — в сказках о вещах.

Замрем перед всепобеждающим козырем Андерсена, залогом его литературного долголетия — юмором. В андерсеновском случае именно юмор — то необходимое искусству чудо, тот компонент, который не поддается анализу, когда нет и вроде быть не может никаких предпосылок, но результат — налицо. Юмор у Андерсена всегда неожиданен — не потому, что его мало, а потому, что юмор чужероден дидактике притчи и сентиментальности сказки и оттого резко оттенен.
Кьеркегор: «Сколько пафоса — ровно столько же и комического; они обеспечивают существование друг друга: пафос, не защищенный комизмом, — это иллюзия, комизм же, не защищенный пафосом, незрел». Юмор Андерсена не просто противостоит его страсти к смерти, но и побеждает ее в читательском сознании — остаются пестрые слова, а не черный фон. Юмор ослабляет главное противоречие: сочетание уютной теплоты живых утюгов и космического холода мертвых детей. Юмор снимает густой налет просветительской назидательности и христианской сентиментальности, к чему Андерсен так тяготел. Его шедевры — там, где эти элементы уравновешивают друг друга"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Maab 14-01-2012-06:57 удалить
я чет тоже не любила Андерсона(( У меня были огромные два тома его, из всего мне сказок 4 нравились. грустные они, ужасно тоскливые. Страшные даже
Maab 14-01-2012-06:59 удалить
слушай, Дим, не в тему, но в тему, у вас идёт передача Гримм? прелесть, знаешь, советую)
Андерсен - это для взрослых. Детей таким грузить нельзя, мне кажется (тоже не любил его в детстве). Кстати, у меня был сборник европейских литературных сказок, так там в последней (уже не помню, кто написал), один из персонажей спрашивал - "и где здесь мораль?" А я такого слова-то и не знал в свои шесть или семь лет.
Nikogdaver 15-01-2012-02:01 удалить
Ответ на комментарий Maab #
Исходное сообщение Maab
я чет тоже не любила Андерсона(( У меня были огромные два тома его, из всего мне сказок 4 нравились. грустные они, ужасно тоскливые. Страшные даже


вот и у меня два тома. серые, унылые.
в том-то и дело, что действительно по современной ментальности там детских сказок может десяток наберётся. остальное - чётко ложится в категорию притч-сказок для взрослых. феликс кривин вот. кривина же никому в голову не прийдет считать детским писателем. хотя мне как раз он в детстве нравился. странно. наверно, из-за постоянной игры слов. и я четко понимал ,что он наследует идею оживших вещей андерсена, как будто между ними ноль поколений.
Nikogdaver 15-01-2012-02:12 удалить
Ответ на комментарий Maab #
Исходное сообщение Maab
слушай, Дим, не в тему, но в тему, у вас идёт передача Гримм? прелесть, знаешь, советую)


загуглил. это типа постмодернистский сериал. в детстве уважал такое. может, помнишь, была давно чешская арабела и румбурак - король страны сказок.
но гримм у нас конкретно не "идёт", как ты говоришь. мы ж отсталая страна. почти как вы))
не проблема, наверно, скачать, да я в иностранных языках слабоват, кроме русского. аххаха)
Nikogdaver 15-01-2012-02:57 удалить
Ответ на комментарий Толстохомский #
Исходное сообщение Толстохомский
Андерсен - это для взрослых. Детей таким грузить нельзя, мне кажется (тоже не любил его в детстве). Кстати, у меня был сборник европейских литературных сказок, так там в последней (уже не помню, кто написал), один из персонажей спрашивал - "и где здесь мораль?" А я такого слова-то и не знал в свои шесть или семь лет.


Я так понял, Андерсен считал, что первоклассно стилизовал определенный элемент своей сказки под фольк. Но время прошло, и многое отсеялось, стало казаться диким или нарочитым. Теперь тексты требуют погружения, лавирования меж моралью.
Кстати, очень известные строки о морали в "Алисе" Диалог с Гергоциней.
Очень известен благодаря куражащейся морали "Пиноккио".
Еще напрягся и вспомнил О. Уайльда, который как раз иронизировал и над моралью и над отношением к ней.
Сказка "Преданный друг".
"Водяная Крыса не поняла истории и ушла к себе. «Боюсь, она на меня обиделась, — сказала Коноплянка. — …я рассказала ей историю с моралью. — Что вы, это опасное дело! — Утка.»
это был Уайльд, я прочел про Утку и Водяную крысу, и понял это.
Гм... я как-то к Андерсену более-менее нормально относилась, беда была в том, что я в детстве сказок вообще не любила и не читала, любила и читала другое, а сказки начала постигать в подростковом возрасте, естественно, совершенно уже с другой точки зрения. Зато Андерсен отличился от всех тем, что лично для меня его "Русалочка" - это наглядный пример, что не все сказки заканчиваются хорошо...
А эссе Петра Вайля - это всегда нечто тонкое и неуловимое...
Nikogdaver 20-01-2012-13:29 удалить
Ответ на комментарий Бисеренка #
Исходное сообщение Бисеренка
Гм... я как-то к Андерсену более-менее нормально относилась, беда была в том, что я в детстве сказок вообще не любила и не читала, любила и читала другое, а сказки начала постигать в подростковом возрасте, естественно, совершенно уже с другой точки зрения. Зато Андерсен отличился от всех тем, что лично для меня его "Русалочка" - это наглядный пример, что не все сказки заканчиваются хорошо...
А эссе Петра Вайля - это всегда нечто тонкое и неуловимое...


Да там не только "Русалочка". "Сказка о стойком оловянном - тоже".)
Первой сказкой, которая не заканчивалась хорошо, стала для меня русская народная "смерть петушка". задолого до того как я стал читать Андерсена.
Про подростковый возраст - кстати подмечено.
Как там говорил, кажется, Льюис: когда-нибудь ты повзрослеешь до того, что снова начнешь читать сказки.
Что касается меня, в каждом возрасте я переоткрывал для себя сказки и открывал новые. Но не меньше меня интересовало, как воспринимают сказки другие люди)
Nikogdaver, точно, о солдатике тоже не очень весело... Еще вспомнила про глупого мышонка сказку, но она тоже авторская. Надо бы про Петушка почитать, я почему-то думала, что только авторские сказки заканчиваются плохо. Не так давно, кстати, года два-три назад я стала открывать для себя сказки и мифы с научной точки зрения, обобщать что символизируют разные персонажи в них и каков их смысл в плане оценки картины мира и мировоззрения разных эпох и народов. Вот такое прочтение совсем уже невеселое...
Maab 20-01-2012-15:45 удалить
люди, петушка, я постоянно читала эти года, ребёнку, ему почему то нравилось; я же, погибала в ужасе, какие суки, пардон, пардон, все там,, ааа((( я тебе, ты мене, никакого сердца!
Ответ на комментарий Толстохомский # А я наоборот: в детстве любила, а сейчас ни сама не буду читать (ну я-то ладно, большая уже ;) ), ни дочкам не дам.
А все потому, что детство у меня было тяжелое. И его сказки давали решение: вера+любовь творят чудеса.
И в моей жизни тоже сотворили. :) Не совсем по-андерсоновски, правда.
Теперь уже, в своем мире любви, который я построила в семье, андерсоновский ужас переживать я уже не выдержу. ;)


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник тролль, лжец, андерсен. "на самом деле я не умер". | Nikogdaver - Зона отчуждения | Лента друзей Nikogdaver / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»