• Авторизация


"Волшебник света" И. Ф. Шультце/ Ivan Fedorovich Choultsé (Russian, 1877-1932)...АукционноПейзажное (1) 01-02-2018 12:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщение

"Волшебник света" И. Ф. Шультце/ Ivan Fedorovich Choultsé (Russian, 1877-1932)...АукционноПейзажное (1)

 

Зимний пейзаж здесь...
s4yr718lchefru25uql3s967y.jpg
[показать]
0_21bb71_44c8c283_XL (250x283, 22Kb)Иван Фёдорович Шультце (21 октября 1874, Санкт-Петербург — 1939, Ницца) — русский живописец-реалист.
Иван Федорович Шультце родился в Петербурге 21 октября 1874 года в семье обрусевших немцев (Шультце жили в России с XVIII века).
Получив инженерное образование, Шультце сперва интересовался не искусством, а электричеством. Свои первые этюды он показал Константину Яковлевичу Крыжицкому (1858—1911), когда ему было уже за тридцать. Известный художник и член Академии художеств пригласил его к себе на учёбу. Помимо Крыжицкого на формирование Шультце как художника оказали немалое влияние Архип Иванович Куинджи (1841—1910) и швейцарский живописец Александр Калам (1810—1864).

ly9uano63o03cn10zw10k87hu.jpg

Вместе с Крыжицким Шультце ездил в 1910 году в экспедиции на о. Шпицберген, где написал большое количество арктических пейзажей, датированных этим годом (острова Датский и Медвежий, бухта св. Магдалены архипелага Шпицберген и т. д.).
Близкое ученичество длилось недолго: в 1910 году умирает Куинджи, а в 1911 — покончил с собой Крыжицкий. Потеряв учителей, художник не потерял себя и приступил к отработке своего собственного художественного стиля.

lpd0q7nxglsb53r9zlsr2l5m3.jpg

Одна из учениц Крыжицкого, великая княгиня Ольга Александровна (1882—1960) основала после гибели учителя общество его памяти, и Шультце неоднократно участвовал в его выставках, проходивших в её дворце на ул. Сергеевской (ныне Чайковского), д.46/48.
К 1916 году Иван Фёдорович получает широкое признание общества: его работы покупают Романовы (брат Николая II Михаил Александрович, великий князь Григорий Михайлович и другие); самого Николая II, как отмечал позже Шультце уже в эмиграции, пейзажи и натюрморты, которые не рассказывают никаких историй, вообще не интересовали. Несколько картин приобрёл Карл Фаберже (засвидетельствовано в описи его имущества 1918 года). Его успеху немало способствовало развитие открыток: пейзажи Шультце на «открытых письмах» разлетались по всей стране.

Послереволюционный период и эмиграция

56p0eayn87m62bmtg78wun8sq.jpg

Как и многие художники академического стиля, в революционный период Шультце находился в некоторой неопределённости и принял решение о долгосрочной поездке в Европу. Он путешествовал и писал пейзажи с видами швейцарских Альп, юга Франции и севера Италии с 1917 по 1919 годы. В 1921 художник предпринимает последнюю попытку завоевать советскую аудиторию: в Петрограде он примыкает к обществу художников-индивидуалистов, членами которой были Исаак Израилевич Бродский (1883—1939), Иван Августович Вельц (1866—1926), Юлий Юльевич Клевер (1850—1924) и Александр Владимирович Маковский (1869—1924); участвует в двух первых выставках общества.

Эмиграция во Францию (1921—1927)

df5aum5j5202db9hez26tm5e6.jpg

Приехав в Париж, Шультце поселился на бульваре Перейр, 121, и начал попытки пробиться в художественную среду Парижа, в то время перенасыщенную благодаря как подъёму национальной живописи, так и иммиграции. Первая персональная выставка Ивана Фёдоровича Шультце открылась 23 ноября 1922 года на улице де Боэси 2, представив публике 50 работ. В 1923 году на очередном, 136-м Парижском весеннем салоне галерея Леона Жерара выставила картину Шультце Soir de Novembre («Ноябрьский вечер»), год спустя там же, на 137-м салоне, увидела свет его работа Derniers Rayons («Последние лучи»). Персональные выставки Шультце проводил вместе с галереей Жерара ежегодно, вплоть до 1925 года. В конце 1927 года Шультце получает французское гражданство.

Слава за пределами Франции

Étang dans le parc, Versaille.Jpeg

16 марта 1927 года открылась персональная выставка Шультце в лондонской галерее Arthur Tooth & Sons на Нью-Бонд-стрит, 155. Лондонский журнал The Studio (1927, Vol. 93) описывал это событие как сенсацию в области классического жанра. Шультце продемонстрировал новую для многих трактовку пейзажа и своим экстраординарным подходом вызвал волну интереса к старому жанру.

Американский период (1928 — начало 1930-х)

wdis8ijpkh2ozrmqachm6aw6a.jpg

Вскоре европейская слава превратилась в мировую. Галерея видного деятеля французского и мирового художественного рынка Эдуарда Жонаса (Édouard Jonas), обладавшая выставочными залами не только в Париже, но и в Нью-Йорке, предложила на эксклюзивных началах представлять Ивана Федоровича Шультце в Америке. 1 декабря 1928 года в нью-йоркской галерее Édouard Jonas на Восточной 56-й улице, 9 открылась выставка работ Шультце, имевшая рекламный слоган It must be seen to be believed — «Нужно увидеть, чтобы поверить». С 15 ноября 1929 года по 1 января 1930 года в галерее Эдуарда Жонаса публике было представлено шестьдесят восемь работ художника. Картины охотно покупали, причём многие работы разошлись не только по американским городам, но и в Канаду, Аргентину, Мексику.

y98nswlrv85xj82xwcuirjo3s.jpg

При этом Шультце по-прежнему оставался для американской публики «волшебником света», как выразился о нём в 1935 году один из критиков в связи с ретроспективой One Hundred and Fifty Years of Russian Painting («Сто пятьдесят лет русской живописи») в нью-йоркской галерее Hammer Galleries (The New York Times, 25 мая 1935 года). Не забыли о нём и во Франции: в 1930-х его работы стали предметом для подражания многих французских и не только художников. Иногда они просто копировали его композиции и стиль, например французский художник Серж Седрак (1878—1974), канадец Фрэнк Джонстон (1888—1949) или русский живописец Борис Бессонов (1862—1934).

Жизнь в Ницце и смерть

yiwf1laex1m8ejp35gt4rp9fe.jpg

В середине 1930-х годов Шультце переезжает в Ниццу. Последнее достоверное свидетельство о Шультце относится к его встрече 7 марта 1936 года с Александром Александровичем Гефтером (1885—1956), писателем-маринистом, художником, членом антибольшевистских подпольных организаций и видным масоном. Встреча состоялась в замке Бретон на улице Сент-Антуан, где часто собирались русские эмигранты. На его могиле на православном кладбище Кокад Ниццы указан 1939 год как год смерти.

Надгробие И. Ф. Шультце, Ницца, Франция.jpg

Между тем, и после отъезда и смерти художника состоялось ещё несколько выставок его работ в Америке (Нью-Йорк, апрель 1936; Оклахома-сити, май-июнь 1938; Нью-Йорк, апрель 1940 и май 1943).

z890vnbmceozl7wozfljcxq3j.jpg

В российских музеях сегодня имеется весьма ограниченное количество работ художника (в том числе в Российском государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и в Дагестанском музее изобразительных искусств), тогда как в американских и канадских собраниях они представлены значительно лучше — например, в Музее Хиллвуд в Вашингтоне, Музее искусств Вашингтонского государственного университета, Музее искусств в Индианаполисе или Монреальском музее изящных искусств. Очень многие работы находятся в частных собраниях.

Живопись Шультце

2u1lu8jsym1lzc8tvnlyzqngr.jpg

Всю жизнь главным приоритетом живописи Шультце было воспевание природы: это земля, небо, луна, мир растений и, конечно же, ключевые для творчества Ивана Федоровича снег и вода. Мир Шультце — мир без людей и даже без животных. Наиболее часто в его творчестве встречаются зимние пейзажи, причём нередко не русские, а швейцарские. Его прозвали «волшебником света» за почти магический реализм его полотен.

0_21bb71_44c8c283_orig.jpg

В Москве в феврале 2017 года была выставка пейзажей Ивана Шультце в усадьбе Муравьева-Апостола "Волшебный свет", под патронажем семьи меценатов Анисимовых.

Средиземноморский сад.
Средиземноморский сад.jpg
"Зимнее утро в Энгадине. Швейцария"

Здесь кроме картин на переднем плане представлены открытки с репродукциями картин И.Шультце.

0_21bb76_7fd9b266_orig.jpg

Многие работы художника были проданы на аукционах, в том числе картина ниже "Парусная лодка на закате в заливе Финляндии" ('Sailing boat at sunset on the gulf of Finland') приобретена на Christie's London 'RUSSIAN ART' в 2008 за $332,490.

'Sailing boat at sunset on the gulf of Finland'















































































Лесной пейзаж , 1912..Jpeg
imgonline-com-ua-AutoContrast-YPA69VZBoYSV.jpg
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Волшебник света" И. Ф. Шультце/ Ivan Fedorovich Choultsé (Russian, 1877-1932)...АукционноПейзажное (1) | margoshaz - Дневник margoshaz | Лента друзей margoshaz / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»