• Авторизация


Текие дервишей в Евпатории Суфий Алифе Ханум 29-02-2012 19:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x450]
«То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной».

Джалал ад-Дин Руми

В Евпатории сохранился архитектурный памятник, история которого говорит о том, что Крым не всегда был курортом: в прошлые века это был полуостров с богатыми культурными традициями и духовными школами, относящимся к различным религиозным конфессиям, которые органично сосуществовали между собой на протяжении веков. Одной из таких духовных школ являлось Текие дервишей.Текие дервишей был воздвигнут в XV веке рядом с главными воротами Евпатории (тогда Гезлёва) и представляет собой архитектурный комплекс из мечети Шукурла-эфенди и медресе. Здесь несколько веков подряд располагалось суфийское братство Мевлевиййа или «Вращающихся дервишей», как их называли в странах Европы. (Одним из видов духовной практики в этом ордене было вращение в танце «сема».)

Центр этого суфийского ордена расположен в Конье на территории Турции. Основатель ордена Джалал ад-Дин Руми (1207–1273 гг.), называемый его последователями Мевляна «Наш господин». Руми был великим духовным учителем и суфийским поэтом, известным во всем мире. Его перу принадлежат поэтические произведения «Маснави», «Диван» и др.

Текие — это место обучения и обмена опытом дервишей. В нем собирались члены ордена, чтобы осознать духовный опыт, полученный во время странствий, и проводить совместные ритуалы — сема. На путь дервиша становился тот, кто осознал бренность мирской жизни, и чья душа желала большего, чем мирские блага, — постичь Творца. Именно этому и посвящали свою жизнь дервиши, устремляя все свои помыслы и желания к тому, кто является источником всего.


[488x650]

Сегодня в Текие дервишей возрождаются древние духовные традиции. Одна из продолжательниц традиций ордена Мевлевиййа — Алифе Ханум, получившая посвящение в Конье. Неоднократно отправляясь в паломничество по святым местам, она обошла почти все Средиземноморье, посещая мусульманские и христианские святыни. По ее словам, те, кто искренне ищет Бога, не противопоставляют себя друг другу. Такая цель только объединяет людей разных религий.

На вопрос, как найти учителя духовного пути, Алифе Ханум ответила, что сначала надо по-настоящему захотеть идти по духовному пути. Только когда это станет главной потребностью, ты сможешь встретить учителя. Но главный учитель находится в твоем сердце, именно там находится частичка света, данная нам Творцом и через нее можно достичь желаемого. Познать — значит обрести свойство, а не просто интеллектуально ознакомиться с неким учением.

Когда ты станешь учеником пути, учителем станет путь. Каждый, кто встретится тебе на этом пути, что-то подскажет или чему-то научит. Когда внутренний учитель ведет, внешне многое может стать его отражением. Важно раскрыть свое духовное сердце. Но на этом пути у нас есть враг, с которым необходимо бороться.

Это нафс — низшая природа: страсти, эгоизм, тщеславие. Это животная природа в человеке. Ее надо преодолеть. Пока человеком управляет нафс, он не принадлежит себе. Им правят не его желания, хоть человеку и кажется, что это он так решил или захотел. Душу эти желания никогда не наполнят. Нужно быть непривязанным к этому миру и его страстям, тогда можно обрести свободу. Непривязанность — это свобода от уз эгоизма. Но это не значит отказ от пользования материальными вещами или уход в пустыню. Это свобода от страсти обладать. Но важно и не оказаться привязанным к своей непривязанности. Это тоже рабство. В этом мире нужно быть внимательным к своим желаниям и поступкам. «Этот мир горы, а наши поступки крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам» — так говорил Мевляна.





Суфизм – это мистическое течение ислама, имеющее мало общего с традиционным мусульманством. Его название пошло от корня слова «суф», что по-арабски означает «шерстяная одежда». Суфии традиционно отказывались от богатых одеяний и носили простую одежду из шерсти. Философию суфиев в общих чертах можно выразить так: Бог – это чистое Бытие и абсолютное Благо. Суфий видит Бога как единую и единственную реальность. Он понимает иллюзорную природу явлений, поэтому способен избежать плена мира теней и достичь поглощения в божестве. Дервиши полагают, что человек есть Бог в миниатюре, потому что его тело – это уменьшенная копия вселенной. Изучая мистические учения (шариат) и следуя мистическим путем (тарикат), ученик и искатель Истины достигает своей цели. Древнее учение актуально и сейчас, ведь суфизм описывает способ развития тончайших возможностей нашего ума и нашей способности любить. Это путь, в котором акцент делается на самопознании, взаимозависимости людей, творчестве, практичност
и, социальной справедливости и божественной любви. Для того чтобы идти путем суфиев, не обязательно становиться монахом-затворником и с утра до вечера молиться. В суфийской терминологии «суфий – это влюбленный в Истину, тот, кто посредством любви и преданности движется к истине и совершенству», так что суфии – ребята миролюбивые. «В мире нет абсолютного зла – зло лишь относительно», – писал древний поэт Руми. Именно Руми, ценитель всего прекрасного, основал орден Мевляви. Дервиши этого ордена танцуют, достигая таким образом экстатического единения с Богом.

Вращающиеся дервиши.


[590x393]

Кто такие дервиши? Дервиш — в переводе с персидского буквально означает «бедняк», «нищий». Впервые этот термин возник в персоязычной среде в середине 11 в. Одновременно в Средней Азии, Иране и Турции этот термин употребляется в более узком смысле как нищенствующий бродячий аскет-мистик (факир – араб.) наравне со словом каландар. Дервиши — последователи основателя суфийского ордена турецкого философа Джаллаладина Руми.

Обряды Мевляви – это целый ритуал. Начинается он с декламации стихов во славу Пророка, потом следуют музыкальные импровизации и кружения. Вслед за ними идет вторая часть из четырех музыкальных и танцевальных разделов, которая называется селам. Дервиши появляются в белых продолговатых колпаках из войлока и черных накидках. Во время танца они сбрасывают эти накидки и остаются в белых одеяниях. Такая смена одежд символизирует смерть и воскресение. Вращаясь, дервиш держит правую руку обращенной к небу, а левую – к земле, как бы собирая энергию неба и земли. Сначала он кружится медленно, постепенно ускоряясь в такт музыке. Вскоре широкие юбки теннуре раскрываются и образуют красивые белые купола. Такой танец называется сема и обычно исполняется в полночь в семахане или зале ханаки (суфийского храма). Руми верил, что во время сема дух освобождается от тяжести плоти, сердечный центр раскрывается – и человек сливается с Богом.

Обряд кружения – один из самых тяжелых и в то же время самых изощренных способов приближения к Всевышнему, отмечается в книге о жизни и творчества Руми. Это акт любви и драма веры. Музыка, декламация его стихов, ритмическое вращение – все это призвано вызвать у приверженцев учения чувство подъема, экстаза, мистического полета.



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Текие дервишей в Евпатории Суфий Алифе Ханум | Вирендра - Дневник Вирендра | Лента друзей Вирендра / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»