• Авторизация


Забытые русские обычаи 13-02-2012 13:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения istomin Оригинальное сообщение

Наш народ боялся Бога

Дом в порядке содержал

Ныне жизнь в стране убога

Кто б Россию поддержал.

[показать]


[280x420]
Wikimedia Foundation 
Пожалуй, одно из немногих достоинств нынешнего времени — возможность взглянуть "без гнева" и пристрастия на явления, до и после семнадцатого года трактовавшиеся как однозначно отрицательные. С легкой руки всякого рода Писаревых, Добролюбовых и Чернышевских книга, приписываемая одному из сподвижников Ивана Грозного, в памяти народной осталась как символ косности, безусловной покорности старшим и вообще всего самого неприятного, что только можно себе представить. Между тем нынешняя жизнь нет-нет, да и заставит задуматься — а так ли уж правы эти самые ненавистники?

Интересно, что едва ли не четверть книги не имеет ровно никакого отношения к знаменитой максиме — дескать, да убоится жена мужа своего. Первые ее страницы посвящены воспитанию в человеке религиозного начала, без которого русская жизнь "до семнадцатого года" просто немыслима.

Вот некоторые названия глав: "Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им","Како любити Бога от всея душа, тако же брата своего и страх Божии имети и память смертную", "Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися". И только после этого автор приступает к описанию жизни в дому, давая советы как женам, так и мужьям. Разумеется, теперь немалая часть этих советов выглядит пережитком (к примеру, требование ходить в гости только к тем, кого "порекомендует" муж, а с гостями беседовать "о домашнем строении", то есть хозяйстве — не зря, ох, не зря Русь чуть было не стала исламской).


Впрочем, поборницы женского равноправия могут заглянуть в 20 главу "Домостроя", которая так и называется "Похвала женам" и в которой добрая жена сравнивается с кораблем, который "збирает в себе богатество и даст брашно (т.е. пищу) дому и дело рабыням" (няням или кухаркам, если по-современному). В уже помянутой главе о том, как и к кому ходить в гости, сказано: "Пьяный муж дурно, а жена пьяна в миру не пригоже". Ибо жена в этой "системе координат" есть символ дома и домашнего хозяйства, а какое хозяйство при пьющей жене? Вот именно.

[280x400]
Wikimedia Foundation 
Кстати, одним из самых ценных качеств как мужа, так и жены при ведении хозяйства признается бережливость: сбережению и аккуратному хранению всего и вся, от еды до обрезков шитья, посвящена едва ли не половина глав. Вообще при чтении создается ощущение того, что у "справного хозяина" нет ни единой свободной минуты — зато и недостатка ни в чем не бывает.

"А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином...и сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом... везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал, хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины". Да, это Плюшкин из "Мертвых душ", со временем превративший сбережение всего и вся в навязчивую идею, когда умерла его "добрая хозяйка". И в нынешнем своем виде он пародирует не только человека вообще, но и "идеального хозяина" по Домострою.

Похоже, что столь же "справным" хозяином мог стать и Обломов-старший у Гончарова: в одной из "английских" глав книги "Фрегат Паллада" писатель принимается рассуждать о русском барине, вроде бы ленивом, прожорливом, но входящем во все и вся, хозяйственном и деловом — а ведь свой знаменитый роман он "вынашивал" именно тогда. Кажется, что побольше бы таких бар — и жизнь наша пошла бы совсем по-другому.....
[340x340]
Wikimedia Foundation 
Немалую роль в "отрицательном" значении Домостроя сыграли советы по рукоприкладству, в том числе по отношению к детям - "Казни сына своего от юности его". Впрочем, практика показывает, что вовсе без наказания не обойтись, иначе из ребенка вырастет что-то вроде Вождя краснокожих: смех смехом, а справиться с ним ох как непросто. И тот же Домострой предупреждает: "А дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток". И, честно говоря, иногда задумаешься: не в этом ли корень равнодушия, а то и забвения некогда крепкого семейного начала?

Кроме того, "Домострой", признающий необходимость наказания для той же жены, поучает: "Наказав примолви и жалуи и люби ея тако же и детеи и домочатцов своих учи страху Божию и всяким добрым делом понеже тебе о них ответь дати в день Страшного Суда". И некоторым образом это "рифмуется" с тем, что происходит на небесах — ведь и Бог частенько наказывает нас, но как бы ни была жестока его кара, он не перестает нас любить и дарует помощь тогда, когда, казалось бы, выхода уже нет.

И все мы, зная об этом, способны уподобиться Ему и содержать в чистоте и душу свою, и дом свой "со всем, что ни есть в нем", как сказал бы уже процитированный нами автор "Мертвых душ".

Об этом и написан "Домострой".


Иллюстрации с сайта: Wikimedia Foundation.

 

Источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Забытые русские обычаи | КАЗНАЧЕЙ_1 - Дневник КАЗНАЧЕЙ_1 | Лента друзей КАЗНАЧЕЙ_1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»