• Авторизация


CОФИЯ: ПОВЕРИТЬ В ЧУДО 19-11-2014 15:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ELENA_STOPKO Оригинальное сообщение

CОФИЯ: ПОВЕРИТЬ В ЧУДО

[688x699]


Без этого храма немыслим не только Киев, но и вся Украина. Десять веков возносит к небу гордые купола София Киевская - олицетворение Мудрости, хранительница души народа.



Каждый, рождённый на украинской земле, должен хотя бы раз войти под своды этого храма, чтобы в гулкой тишине ощутить величие и бесконечную гармонию мира, воплощённую в камне безымянными мастерами. София Киевская - Премудрость Божия - живая история, возведённая в вечность, зримая связь времён, поколений и душ миллионов людей.

[700x466]

О Софии написано множество исследований, сняты десятки фильмов, сказаны сотни тысяч слов. Более века храм без устали исследуют историки, археологи, искусствоведы и лингвисты. И каждое исследование открывает новую тайну величественного храма. Стоит ли удивляться? Ведь на то она и София!

[700x525]

Ежегодно этот архитектурно-исторический памятник посещает более 4 миллионов экскурсантов. И это не удивительно, ведь за художественным совершенством, красотой, величием и масштабами он затмил все, что было создано в Киевской Руси и Европе. На протяжении столетий София Киевская была главной святыней Руси-Украины – «митрополией русской».
Ярослав Мудрый построил Софию в честь окончательной победы русичей над печенегами, которые столетиями терзали Русь. Собор был воздвигнут на месте решающей битвы (1036 г.) – самой высокой точке Древнего Киева.

[700x466]


Поэтому, откуда бы путник ни приближался к киевской земле, издали были видны многочисленные купола Софии, которые оповещали его о приближении к христианскому государству.

[409x600]

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.
Вокруг Софийского собора - центрального сооружения Ярославова города - стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот - парадного въезда в древний Киев.

[700x460]
Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевич

Софийский собор был не только главным церковным сооружением, а и общественно-политическим и культурным центром Киевской Руси, где подписывались международные договора, проходили официальные церемонии и приемы иностранных посольств.
Здесь проходили церемонии "посадки" князей на киевский престол, у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.

[700x525]

За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.
В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева - захват города полчищами хана Батыя в 1240 году - большинство архитектурных сооружений были превращены в руины.
Однако татары не уничтожили святыню. Существует даже предание, объясняющее истинную причину такого «милосердного» решения хана. Согласно ему, в одну из ночей Батыю приснился сон, в котором с ним разговаривал некто из архангелов. Архангел сказал оробевшему хану: «Злочестивый царь, для чего ты вознамерился уничтожать символы, пробуждающие лучшее в людях, живущих на этой земле? Все твои военные успехи произошли не благодаря твоим жестоким талантам, а потому, что народу, который ты покорил, необходимо было искупить накопившиеся грехи. Не смей трогать этот храм. Иначе светлое воинство сокрушит тебя.» Надо отметить, что Батый очень серьезно относился к подобным сновидениям. В общем, так или иначе, но разрушать собор он перестал.
Софийский собор уцелел. Однако, разграбленный и опустошенный, он потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.
В течение XIV - XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году - Менгли-Гирей.

[700x448]
Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов. В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году была заключена Брестская религиозная уния, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы. Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченный униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.
В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.
XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады.
В XVII - XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.
В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.
Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.
В реставрационных работах при соборе участвовал известный художник М. А. Врубель.
Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.

[700x525]

Во время бурных событий 1917-1921 годов София, а особенно ее аспидная часть, получила значительные повреждения. Дело в том, что защитники столицы ставили батареи прямо на Софийской площади, из-за чего святыня вынужденно становилась мишенью для неприятеля.
После создания 1919 г. УАПЦ собор стал ее кафедральным храмом. С оглядкой на великое историческое значение и художественную ценность собора, в 1934 г. был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник, в который вошли София Киевская и ансамбль монастырских сооружений XVIII ст.
В сентябре 1941 года большевики старались подорвать главный киевский храм, но, к счастью, им это не удалось.

[700x525]

Создание заповедника София Киевская в 1934 году открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь - древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей. На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.
В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.
Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дали возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.

[491x700]

Международное жюри Гамбургского фонда в 1987 году отметило деятельность заповедника Европейской золотой медалью за сохранение исторических памятников. В 1990 г. Собор Св. Софии занесен в Реестр всемирного наследия самой авторитетной всемирной организации по охране культурных памятников – ЮНЕСКО. Софийский собор и его усадьба с 1994 г. являются Национальным заповедником «София Киевская».

[700x493]

Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с севера и юга двойным рядом аркад-галлерей.
Прежде всего в комплексе Святой Софии со стороны площади в глаза бросается величественная 4-х ярусная колокольня с триумфальным парадным въездом на подворье собора. Софийская колокольня, как и Лаврская, стала одной из главных доминант города. По иронии судьбы она именуется «триумфальной», в честь победы Петра I над шведами и гетманом Мазепой, на средства которого колокольня и была построена.
Возведенное в 1699-1706 годах сооружение неоднократно перестраивалось. Теперешний вид колокольня приобрела в 1852 г., когда был надстроен четвертый ярус с куполом. Теперь высота колокольни составляет 76 м. В первом ярусе размещен главный вход в усадьбу, огражденную в XVIII в. оборонной стеной. Во втором ярусе находится самый большой бронзовый колокол Украины (13 тонн) отлитый в 1705 г. киевским мастером Афанасием Петровичем. Колокол покрыт пышным орнаментом с изображением ангелочков. На колоколе отлит герб гетмана Мазепы и надпись, что этот колокол отлит «иждевением ясновельможного гетмана Иоанна Мазепы». Назван в честь своего заказчика «Мазепой». Парадность сооружения подчеркнута пирамидальной композицией и богатым декором.

[375x500]

Фасады колокольни густо украшены растительным лепным узором, среди которого на стенах третьего яруса выделяются рельефные изображения апостола Андрея и князя Владимира.
Используемый в обрамлении мотив «барвинка» является одним из главных элементов в украинском барокко. Лепные орнаменты поражают непревзойденной красотой естественных живых линий, и кажется, что они до сих пор берегут тепло рук народных мастеров. Стены колокольни окрашены в бирюзовый цвет, что в сочетании с белой лепкой и золотом купола создает приятную цветовую гамму.
Рядом с колокольней в 1995 г. похоронен Святейший патриарх Киевский и Всея Руси-Украины – Владимир. Люди постоянно несут цветы на могилу, потому что берегут память и молятся за упокой праведной души.

[700x426]

Ещё в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион - выдающийся публицист своего времени - писал о нем: "Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада".

[700x468]

Ни на что не похожий, Софийский собор по новаторскому замыслу гениального зодчего должен был стать композиционным центром «города Ярослава». Величественный храм посвящен Премудрости Божьей – Софии, второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Христа Спасителя. Только самые главные соборы стран или огромных провинций имели такое название, потому что представленное в них изобразительное искусство, прежде всего, прославленные фрески и мозаика, раскрывают всю сущность христианской религии и морали. В связи с этим Софию можно рассматривать как Библию для неграмотных.

[700x516]

Переступив порог Св. Софии, человек сразу попадает под влияние интерьера.
Хотя в соборе обычно многолюдно, каждый общается с храмом один на один. София - симфония света, звука и... взглядов. Лики святых печально и строго смотрят в души детей Божьих, из глубины веков неся свет и благословение.

[525x700]

Как ни один храм мира собор сохранил для нас своё первоначальное убранство. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.
Дальние углы собора тонут в полумраке.

[700x466]

Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим...

[700x466]

Это наиболее полный комплекс подлинных мозаик и фресок XI века - 260 квадратных метров мозаик и более 3000 метров фресок спустя десять веков после их создания поражают совершенством.
Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке) украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.
В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века расчищены из-под позднейших наслоений, укреплены места отслойки фресковой штукатурки. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стинописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.

[700x527]
Фреска "Сошествие Христа в ад"

К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.
В центральном подкупольном пространстве видим многофигурные евангельские сцены повествовательного характера - о деяниях и жертве Христа, о распространении христианского вероучения.

[700x471]
Фреска "Сошествие Святого Духа". Фрагмент.

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка Абрагама 1651 года. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга - основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.
Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене - святых. Расчистка этих фресок осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934-1935 годах.
Портрет семьи Ярослава Мудрого, размещенный в центре собора, служил утверждению княжеской власти. И теперь, глядя на изображенных на портрете людей, мы вспоминаем о связях киевского княжеского дома с крупнейшими государствами Европы. Жена Ярослава Мудрого Ирина (Ингигерд) была шведской принцессой, его сыновья, Святослав и Всеволод женились на греческих царевнах, а дочери - Елизавета, Анна и Анастасия - были королевами Норвегии, Франции и Венгрии. Фресковый портрет семьи Ярослава Мудрого - это уникальный памятник древнерусского портретной монументальной живописи.

[700x541]
Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты.

Другие росписи на первом этаже Софиевского собора имеют религиозный смысл. Большое место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фигуры святых. Среди них - изображения мучеников, святителей, апостолов, святых воинов и др. В западной части, где во время богослужения находились женщины, преимущественно изображены "святые жены" - Варвара, Ульяна, Кристина, Екатерина и другие. Выделяются яркостью образов четыре женские фигуры в медальонах в западной части Георгиевского бокового алтаря.

[300x472] [300x474]

Фрески "Святой Филипола" и "Святая Евдокия".

Как мозаичные, так и фресковые росписи Софийского собора органически связаны с архитектурными формами интерьера. Им присуща декоративность, четкость художественного языка, глубина и выразительность образов.
Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. (Мозаика - изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы - смальты)
Здесь изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно "небесной иерархии", которая отвечала иерархии феодального общества. В зените центрального купола, в медальоне диаметром 4,1 м, видим монументальное изображение полуфигуры Христа-Вседержителя.

[700x524]

Христос - в пурпурном хитоне и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.

[374x400]

В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты - богоматери, защитницы Киева, в молитвенной позе. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее - около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней - синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.

[700x466]

Под Орантой - многофигурная композиция "Евхаристия"- символическая сцена причащения апостолов. В центре - престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос - в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.

[700x490]

Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом преображаются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.

[700x569]
Мозаика "Евхаристия". Фрагмент

Не имея никаких измерительных приборов, древние художники сумели учесть светоотдачу цветовых сочетаний, интенсивность освещения, особенности построения фигур на вогнутых поверхностях, тончайшие нюансы цвета...
Редкий живописец когда-либо добивался столь богатой и разнообразной палитры тонов, как мастера мозаики времён Ярослава Мудрого. Только золотые и серебряные смальты насчитывают 25 оттенков, всего же их 177!

[700x466]

Кроме мозаик и фресок XI века, в центральном нефе Софийского собора на западной стене интерес представляет выполненная масляными красками в XVIII веке композиция "Первый Вселенский собор".

[700x286]
"Первый Вселенский собор ". Центральный неф. Западная стена. Масло. XVIII в

Большую ценность представляют произведения декоративного убранства XI века: инкрустированное мозаикой каменное кресло митрополита (в главном алтаре), резные шиферные ограды (парапеты) хоров, покрытые сочной барельефной орнаментикой.
Пол Софийского собора не раз ремонтировался: в главном алтаре сохранился керамический пол конца XVII века из круглых и лекальных плиток, покрытых разноцветной глазурью. Чугунный пол сделан в XIX веке. При раскопках пол XIX века, который поднялся почти на метр в результате позднейших наслоений, был опущен на уровень XI века.
В XI веке алтарь был отделен от остальной части Софийского собора невысокой мраморной предалтарной оградой. Сейчас на его месте деревянный резной позолоченный иконостас, выполненный в 1747 году, - замечательный образец резьбы по дереву и станковой живописи украинских мастеров XVIII века.

[700x459]
Иконостас. XVIII в.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI — до начала XVIII вв., среди них — 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

[334x484]
Сообщение о смерти Великого Киевского князя Ярослава Мудрого

Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений. Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены.

[700x466]
Саркофаг Ярослава Мудрого

Cофия....
Одно только название греет душу... Собор, поражающий взгляд размерами, куполами, каким-то необычным духовным светом, красотой и величавостью.

[700x480]

Это - то место, куда стоит прийти, чтобы прикоснуться к истории, ощутить дыхание времени. Собор София Киевская очаровывает каждого, кто его видел хотя бы раз в жизни. Очарует он и вас.
Любой, кто разуверился в чуде, может прийти сюда - и снова поверить...






Фотографии взяты из интернета.


Основной материал взят здесь

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник CОФИЯ: ПОВЕРИТЬ В ЧУДО | Ладушка_Юля - Дневник Ладушка_Юля | Лента друзей Ладушка_Юля / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»