Алексей Кондратьевич Саврасов.
Ранняя весна. Берёзы у реки.
1893.
Печальная берёза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
А. Фет. 1842.
* * *
Андрей Шильдер.
Берёзовый лес.
1908.
Андрей Андреевич Мыльников.
Берёзы в Краснополье.
1986.
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
1879.
Берёза: 1. Лиственное дерево с белой корой.
На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая атласная кожица. (Бубеннов. Белая берёза.)
Словарь русского языка. «Русский язык». 1981.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
1879.
В стародавние времена люди её нарекли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворостей лечил настой из берёзовых почек.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Стволы берез.
1879.
«Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза. Сердце моё сжалось».
А. Пушкин.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща (Лес).
1880-е.
Лучше самой подробной карты берёза своими именами рассказывает о местах своего обитания: иркутская берёза, киргизская берёза, маньчжурская берёза, байкальская, памирская, алтайская, туркестанская, даурская...
Названия говорят не только о географической прописке берёзы, но и о её особенностях: широколистная, большелистная, извилистая, изогнутая, мелколистная, ребристая, кустарниковая, низкорослая, тощая, карликовая.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
1880-е.
Нет в нашей стране дерева, которое бы так сроднилось с людьми. Знаете ли вы, как много имён учёных и путешественников присвоено берёзе:
берёза Шмидта,
берёза Прохорова,
берёза Сапожникова,
берёза Келлера,
берёза Медведева,
берёза Эрмана,
берёза Гмелина,
берёза Миддендорфа.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
1880-е.
Берестой в древности обёртывали покойников при захоронении.
Виктор Бердинских. История кладоискательства в России.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Лесок с березой.
1885-1890.
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща. Пятна солнечного света.
1890-1895.
Ни одно дерево не может сравниться с берёзой по обилию семян, их лёгкости, невесомости почти. …Чем-то напоминает семечко чечевицы. Орешек снабжён прозрачными, перепончатыми крылышками. ...Подул ветер, полетело семечко, паря, словно планер, в воздушных струях. По дальности полёта орешек с двумя крылышками – чемпион среди всех других древесных семян.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
1901.
Дерево-пионер. Дерево, поставленное самой природой в первые ряды атакующих пустоши, гари, выбитые пастбища, заброшенные земли. Мало того, дерево это прокладывает дорогу хвойным и широколиственным. Вот что говорится о ней в «Лесном словаре» прошлого века: «Берёза не имеет нужды в тени других деревьев, меж тем как ствол полезен им своею тенью: ибо мы видим, что под лёгкими ветвями берёзы возрастают дуб, бук, особенно хвойные деревья. По этой причине берёза служит надёжною защитой вновь посеянному или посаженному лесу и уступает ему место в то время, как он достигает уже совершенной возмужалости и может сам составить полные рощи…»
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
1898-1908.
Не случайно, в старину берёзе воздавали должные почести. В семик, праздник весны, девушки шли в лес, завивали берёзу венками, «сестрились» - водили вокруг нее хоровод, как бы принимая берёзу в сёстры… Славный обычай!
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
1898-1908.
Берёза (Betula) – род деревьев и кустарников семейства Берёзовых (Betulaceae). В Псковской области отмечено четыре вида. Светолюбивые, быстрорастущие, нетребовательные к почвам породы. Повсеместно распространена берёза повислая, или берёза бородавчатая (B. pendula). Дерево с ажурной кроной, свисающими вниз ветвями, маленькими бугорками «бородавочками» на молодых побегах. Берёза пушистая (B. pubescens) также широко распространена. Это дерево с распростёртыми вверх ветвями, опушёнными молодыми побегами. Оба вида имеют белую кору, могут расти вместе, хотя берёза пушистая мирится с повышенной влажностью почв, встречается на болотах, а берёза бородавчатая предпочитает более сухие высокие места. Имеют большое значение в возобновлении хвойных пород. На верховых и переходных болотах встречается берёза карликовая (B. nana) – берёзовый стланик высотой до 100 сантиметров с мелкими листьями. Образует разреженные заросли на окраинах верховых болот. Реликт ледникового периода. Размножается семенами и подземными побегами. Берёза низкая (B. Humilis) – кустарник высотой до 150 сантиметров, сильно ветвящийся, с бурой корой и молодыми побегами с бородавочками. Встречается довольно редко и заслуживает охраны. Берёза используется в лесоразведении и озеленении. Листья, почки и растущий на берёзах гриб (чага) применяются в медицине. Из надрезов стволов весной получают пасоку – берёзовый сок. Из древесины делают мебель, колёса, полозья, лыжи, ружейные ложа, паркет, катушки, фанеру, гонят уксус, древесный спирт. Из коры делают берестяные изделия, получают дёготь, сажу. Из корней плетут корзины. Берёза даёт лучшее древесное топливо и лучший уголь. Ветви – корм для овец, кроликов, лосей и бобров. Почки, побеги – важнейший осенний корм тетерева, рябчика, летяги.
Псковская энциклопедия. Псков. 2007.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
Берёза, берёзынька,
Берёза кудрявая,
Стоишь ты, берёзынька,
Посередь долинушки.
Народная песня.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща.
Как и любой гороскоп, гороскоп деревьев, составленный друидами [друиды – жрецы и маги древних галлов и кельтов], весьма условен. Но всё же он нередко довольно выпукло и точно соотносит черты, присущие тому или иному дереву, с характером человека, которому оно покровительствует.
БЕРЁЗА (24.06). Гибкая и деликатная, аристократичная и лёгкая, милая в совместной жизни. Пользуется успехом, но никогда не злоупотребляет ничьей любезностью. Она полна чувства меры и терпимости, не выносит одного – вульгарности. Без снобизма, несмотря на деликатную внешность. Вырастает в труде.
А. Капков. Это дерево – моё. «Крестьянка» №9 1990.
* * *
Борис Михайлович Козмин.
Берёзовая аллея. Старая дорога, ведущая в Петровское.
1988.
Борис Михайлович Козмин.
Старые берёзы. Петровское.
1992.
Иван Иванович Шишкин.
На краю березовой рощи. Валаам.
1859-1860.
Иван Иванович Шишкин.
Срубленные березы.
1864.
Иван Иванович Шишкин.
Берёзовый лес.
1871.
Иван Иванович Шишкин.
Сломанная берёза.
1872.
Иван Иванович Шишкин.
Берёза и рябинки.
1878.
Иван Иванович Шишкин.
Берёзовая роща.
1875.
Иван Иванович Шишкин.
Берёзовая роща.
1878.
В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще. Тёплый ветер шелестит над головой зелёной листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берёз по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Березовая роща.
Вторая половина 1870-х.
Иван Иванович Шишкин.
Ручей в берёзовом лесу.
1883.
Иван Иванович Шишкин.
Березняк.
1885.
Иван Иванович Шишкин.
Сухие берёзки.
1888.
Иван Иванович Шишкин.
Берёзовая роща.
1889-1890-е.
Иван Иванович Шишкин.
Берёзовая роща.
1896.
Иван Иванович Шишкин.
Берёзовая роща.
1896.
Иван Иванович Шишкин.
Летний пейзаж с берёзой.
Острою секирой ранена берёза,
По коре сребристой покатились слёзы.
Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана, -
Лишь больное сердце не залечит раны!
А. К. Толстой.
Лето 1856.
* * *
Илья Ефимович Репин.
Берёзы. Солнечный день.
Михаил Ильич Кузнецов, замечательный знаток материально-бытовой культуры русского Севера, пишет: «Редкий случай, когда житель Севера, проживающий в окружении леса, не найдет возможности заменить металл деревом. Чего нет в ельнике, в приречных ивовых и черемуховых зарослях, он непременно находил в березовой роще. Это для него обширная кладовая, где было все, что ему надо: полоз, вилы, грабли, топорище, оглобля, черенок, коромысло и любых размеров, стройная, еще не успевшая побелеть березка. Из березовых виц плели канаты, пачужки к сохе. Делали кольца от ювелирно малых размеров до полуметрового диаметра. Такими перевитыми, свернутыми в кольцо березовыми вицами связывали бревна при сплотке перед сплавом. Кольца требовались чаще всего и очень много. Так, для устройства качелей их надо было 6-8 штук, для дровней 18-20, для бороны более 50 штук и т.д.».
Лесные освоенные угодья назывались по-разному: гари, подсека, лядина, полянка, стожье, курья. Все это имело еще и собственные имена, порою довольно поэтические. Дикий и дальний лесной пейзаж, облагороженный покосом, уютным мостиком через ручей, лавами через чистую то каменистую, то спокойно-осоковую речку, становился таким же родным, как и все находящееся близко от дома. Поперечная гать через болотину в дальней дали вызывает ощущение надежности, устойчивости бытия. Костер дров или поленница в лесу действуют успокаивающе, если заблудишься. Мотушка ивового корья, затесь* (* Затеси через несколько лет «заплывали», березовая рана зарастала, затягивалась с обеих сторон двумя наплывами. Эти наплывы отличались особой прочностью и назывались рубцами, из которых изготовляли грабли.
Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.
* * *
Исаак Ильич Левитан.
Березовая роща.
1878.
Берёзовый сок хорош, когда получаешь его «из рук берёзы». Излияние влаги привлекает многих любителей сладкого – дятлы сами долбят в берёзах отверстия для питья, а на пеньки, где собираются лужицы сока, прилетают птицы поменьше, прилетают бражничать мотыльки, бабочки и разная мелюзга. На воздухе сок окисляется, пузырится, делается хмельным. Лесное кондитерское заведение постепенно превращается в пивную, и всем от этого в лесу хорошо.
В. Песков. Сладкие слёзы. «Комсомольская правда». 24 марта 1995 года.
* * *
Исаак Ильич Левитан.
Березовая роща.
1885-1889.
Была такая примета: надо встать под берёзу и взглянуть на солнце. Если уже можно сквозь крону смотреть не щурясь, то продолжать сев бесполезно. Только семена зря выкидаешь. Если листва не больше копейки и солнце легко пробивается сквозь неё, то день-два ещё можно сеять.
В. Белов. Лад. Москва. «Молодая гвардия». 1982.
* * *
Исаак Ильич Левитан.
Осень. Березки.
1899.
Под оскудевшим солнцем,
Осенней, позднею порой,
Их каждый лист блестит червонцем
Над серебристою корой.
А. Фет.
* * *
Исаак Ильич Левитан.
Березы. Опушка леса.
1880-е.
Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в берёзовом лесу звук.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Исаак Ильич Левитан.
В березовой роще.
1880-е.
Дегтяри были также необходимы в крестьянском труде и быту. Деготь гнали из скалы (так раньше называли бересту), набивая ее в керамические сосуды, называемые кубами. Эти кубы, вмазанные в печи, нагревались снизу, из них и вытекал деготь, так необходимый в хозяйстве. Его использовали для смазки обуви, колес, качелей, упряжи, повозок, для изготовления лекарств, для отпугивания оводов и т. д.
В. Белов. Лад. Москва. «Молодая гвардия». 1982.
* * *
Исаак Ильич Левитан.
Березовая роща.
Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами. Из нее изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь.
Берестяные резные туеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно, а вот настоящий художественный промысел, основанный на резьбе по бересте, создали опять же устюжана, или устюжцы (неизвестно, как лучше). Промысел прославился под именем «шемогодской резьбы». Он существует и в наше время.
В. Белов. Лад. Москва. «Молодая гвардия». 1982.
* * *
К. Х. Вроблевский.
Хата среди берез.
1907.