• Авторизация


Ночь на Ивана Купала 07-07-2013 04:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Писанка Оригинальное сообщение

Купальська ніч.

[показать]

[500x327]

 

[показать]

Праздник Ивана Купала в Украине — традиционный праздник, который отмечается в стране в ночь на 7 июля, т.е. в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Исторически этот день был днем летнего солнцеворота (солнцестояния — 20-22 июня), впоследствии совпал с Рождеством Иоанна Крестителя и христианским праздником Рождества Святого Пророка Предтечи.

Иоанн - сын священника Захария и Елизаветы — родственницы Девы Марии, родился за полгода до рождения Христа. О его появлении на свет также благовествовал ангел. Полная аскетизма и служение Богу, жизнь Иоанна вызвала большое уважение к нему жителей Иудеи, среди которых он проповедовал. Тех, что покаялись в грехах, Иоанн крестил водою, готовя людей к духовному крещению мессией. Вместе со всеми на берег реки Иордан пришел и Христос, которого Иоанн крестил в воде. Продолжая свое служение Богу, Иоанн бесстрашно разоблачал грехи и обман не только среди простонародья, но и среди царствующих лиц, за что Царь Ирод бросил его в темницу. В день рождения Ирода Саломея — дочь Иродиады попросила в подарок за свой танец отрубленную голову Иоанна. И получила ее на блюде ... Так мученически закончилась жизнь пророка.

В народной украинской традиции день рождения Иоанна (Ивана Купала, Ивана-травника) — это поэтический языческий праздник торжества солнечного света и тепла. В старинных письменных источниках Купало характеризуется как языческий бог земных плодов, которому приносили в жертву хлеб — главный плод земли.

Как народный праздник, день Ивана Купала происходит со многими своеобразными обрядами и песнями.

[показать]

Праздник Ивана Купала в Украине.

Издавна в Украине девушки и парни выходят из деревни с радостными песнопениями, раскладывают костры на горе или где-то в лесу у реки, танцуют вокруг того костра и прыгают через огонь. Девушки еще поют гадальные песни и по разным приметам примечают, сбудутся ли их сердечные желания. Утром до восхода солнца умываются «ивановской» росой на красоту. В Карпатах девушки опоясываются перевеслом из пахучих трав, из тех же трав плетут венки и кладут себе на голову.

[700x467]



Главными атрибутами праздника являются Купало и Марена, что в разных местностях Украины делаются по-разному. Так, на Подолье и Волыни девушки делают «Купало» из веток вербы; для этого они берут ветку, украшают ее цветами и венками, а потом ходят вокруг такого «Купала» и поют песни. Мужчины и женщины тоже сходятся на это зрелище, но в пении они участие не принимают.

Ребята бросают цветы на те тропы, где ходят девушки.
Через некоторое время, когда девушки «Купалом» нарадуются, ребята нападают на «Купало», обрывают с него венки и цветы, а саму ветку бросают в воду. Раскладывают костер и, когда он разгорится, прыгают через огонь все присутствующие: ребята, девушки, женщины и мужчины.

Молодицы приносят с собой вареники или иное угощение, а мужчины и юноши — горилку, тут же, у костра, угощаются, а потом начинают танцевать.

На Полтавщине вечером, накануне Ивана Купала, собираются девушки на условное место с венками на голове. Венки плетут из ромашек, любистка, звезд, божьего дерева, топориков, барвинка, базилика, мяты, руты, резеды и других пахучих трав. Шапки и шляпы ребят тоже украшенные этими же цветами, но украшают цветами не они сами, а те девушки, которых они любят.
[700x466]


Собравшись, девушки берутся за руки и ходят вокруг «Марены» — веток черноклена или вишни, поют. Перепев песню, девушки останавливаются. Одна из них берет соломенное чучело, одетое в женскую сорочку, и ставит под деревья или рядом с веткой — «Мареной»; другие девушки украшают голову чучела лентами, а на шею вешают ожерелье — это «Купало». Бывает и так, что ставят чучело с деревянными руками, на которые цепляют плетеные венки. Такого «Купала» обкладывают кучей соломы с крапивой и зажигают. Когда огонь разгорится, ребята берутся за руки и перепрыгивают через огонь, а другие в это время поют.

В Киевской области перепрыгивают через купальский огонь парами. Перед тем, как прыгать, парень снимает с головы девушки венок и кладет себе на голову, а на девушку одевает свой венок. Так обменявшись, они берутся за руки и прыгают. Перепрыгнув, пара проходит вокруг «Купала» и становится позади других участников игры, обменявшись венками назад. Если при перепрыгивании пара не расходится, то это знак, что она вступит в брак.
[700x466]


После перепрыгивания девушки несут «Морену» к водоему, где ее топят. После этого девушки сами купаются и при этом поют. Очистившись огнем и водой, они начинают гадать: берут свои венки, прикрепляют к ним зажженные свечи и пускают на воду. Пока венки плывут, девушки идут над водоемом и поют:
 

Ой на Івана, ой та на Купала,
Котилася зоря з неба, та у в воду впала.
А дівчина за водою пустила віночок,
Заплуталась ясна зірка в зелен барвіночок.
А дівчина-чарівниця на долю гадала,
Як узріла ясну зірку, так і заспівала.
[700x466]


Согласно народному поверью, если венок плывет хорошо и свеча хорошо горит, то девушка выйдет замуж, если он крутится на месте, то еще будет ходить в девках, а если потонет — замуж не выйдет вообще. Если венок уплывал далеко и приставал к какому-то берегу, то девушка выйдет замуж вдали от дома. Эти венки наделяются целебной волшебно силой, поэтому девушки на второй день закидывают их через голову на крышу дома или хранят на чердаке, веря, что зелье, из которого сплетенный венок, вылечит от всяких болезней.

По народным верованиям, лекарственные растения только тогда имеют настоящую целебную способность, когда будут собраны в ночь накануне Ивана Купала или утром с питательной «ивановской» росой. Поэтому и умываются украинские девушки той росой на красоту. Согласно бытующим в Украине повериям, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и шумом ветвей разговаривают между собой. Тот, кто владеет цветом папоротника, может видеть это и понимать их язык, и язык всякого существа, а также видеть, где спрятаны сокровища. Для того, чтобы стать всезнающим и всевидящим, нужно победить нечистую силу и добыть цветок папоротника, который цветет очень короткое мгновение и только в купальскую ночь. Заметив заранее в лесу куст папоротника, вечером накануне праздника нужно подойти к нему и расстелить скатерть, на которой святили куличи на Пасху. Затем освященным ножом начертить вокруг себя и куста круг, окропить папоротник святой водой и начинать молитву. Как только стемнеет, то черт разными способами пытается человека напугать: стреляет, бросает камни и ветки, кричит неистовым голосом и др. Но бояться этого не стоит, если быть в очерченном ножом вокруг папоротника кругу. В 12-ый час ночи, согласно поверью, папоротник расцветает и блестящий, как уголек, цветок, сразу же падает на расстеленную скатерть. Цвет нужно быстро взять и спрятать за пазуху. Когда владелец цветка возвращаться с добычей домой, ему ни в коем случае не рекомендуется оглядываться назад. Черт со своими многочисленными помощниками будет продолжать борьбу за папоротниковый цвет до порога дома смельчака: обращаться к нему голосами родных, с плачем умолять о помощи, чтобы тот хоть на мгновение обернулся. Если же человек не выдержит и сделает это, он сразу же упадет мертвым.
[700x466]


Мы все знаем, что папоротник является реликтовым травянистым растением, никогда не цветет, потому что размножается вегетативно, т.е. спорами. Но с давних времен человек заметил, что каждое растение имеет свой цветок, свое семя, которым продолжает существование, т.е. имеет плод размножения, подчеркивает женскую сущность. У папоротников цветка нет, поэтому это растение символизировало мужскую сущность. Не зря же папоротник принадлежал к тотемным растениям Перуна — бога воинов-мужчин. Поскольку символом Перуна был пылающий огонь, «огненный цветок», или, как еще говорили, «Перунов цвет», а в ритуальных действах папоротник всегда использовалась вместе с огнем, то можно предположить, что «огненный цветок» стал «цветком» папоротника. Этот мифический цвет был символом Солнца и молнии, цветет и гаснет так ясно и так быстро, как искра, и имеет большую силу и творит чудеса в природе.
[700x466]


В Беларуси вбивают накануне Иванова дня по солнечном заходе кол в землю; обкладывают его соломой и коноплей, а на самый верх тоже кладут пучок соломы, называемой Купалою; лишь только стемнеет, зажигают, солому, подбрасывают в этот костер березовых сучьев, и начинаются потехи. В некоторых местах Беларуси, с рассветом Иванова дня, выбрав из своей среды самую красивую девушку, подруги раздевают ее донага, опутывают с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут в лес, где она, получившая на этот раз прозвище "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки, в то время как веселый хоровод движется вокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли".
[700x525]


В Москве издревле праздновался Купалу на трех горах, а в Петербурге на Петровском острове на "Куллерберге", куда заезжала и наша аристократия. Несколько лет тому назад на последнем разводили купальские огни, устраивали хороводы и пировали. В 10 верстах от Петербурга, по рижской дороге, находилась в старое время липа, ветви которой сплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал Петр Великий. Собирались и здесь накануне Купалы, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого петуха. Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы, вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями.

Языческий праздник Лиго (24 июня) в Латвии - самый древний и самый любимый. Его отмечают на государственном уровне целых три дня. Это своеобразный Новый год - только летом. Только роль елок выполняют березки. Есть своеобразные Дед Мороз и Снегурочка - это те кто носят имена - Янис и Лига. Только не они дарят подарки, а им, ведь у них именины. Лиго отмечают в одну из самых коротких ночей года. Имениннику Янису непременно должны подарить дубовый венок. А Лиге - венок из полевых цветов. Именно так их можно отличить от остальных. Поэтому этот товар в городе нарасхват. Ярмарки в Риге на каждом шагу. Непременные атрибуты Лиго - пиво и сыр. На праздничном столе они должны быть обязательно. Причем сыр должен быть с тмином. По народным поверьям, попадающийся в дольках тмин лучше всего хорошо разжевать - тогда пропадут все напасти. В Лигову ночь обязательно нужно искупаться - и прыгать через костер. Для того чтобы было светлее - ночью зажигают бочки на шестах. Бочки высоко поднимают и зажигают, чтобы было видно на соседнем хуторе, что здесь уже празднуют Лиго. Танцы и песни должны продолжаться всю ночь. За это время молодые должны найти в лесу цветущий папоротник. Если найдут - будут счастливы. По легенде, он расцветает именно в Янову ночь. За многовековую историю праздника его правда так и не нашли, но специалисты утверждают, что этот обычай улучшает демографическую ситуацию в стране.
[700x465]

 

Ритуалы праздника

- разжигание огня
- прыжки через костёр (или крапиву)
- скатывание колеса- культа огня
- в древности моления о дожде - Русалии
- купание, обливание
- черпание росы культ воды
- в древности "Зелёные святки";
- легенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника;
- поверия, что деревья в эту ночь говорят, что травы, собранные на Ивана Купалу обладают чудодейственной силой;
- гадания на букетах о свадьбах культ растительности
[700x514]

 

Обряды и гадания

Прыжки через костер
На Купала нашими предками проводились огненные обряды и ритуалы. Огненный ритуал состоял из жжения больших костров в купальскую ночь. Огнища сопровождались играми, песнопениями и хороводами. Для защиты и очищения от нечистой силы себя, люди прыгали через эти костры. Удачным считается прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, означает выход замуж или удачу.

Те, кто собирался пожениться, при перепрыгивании крепко держались за руки, ибо, по примете, если руки не разожмутся - быть свадьбе.

Костер на день Ивана Купала. Прыжки через костер - самая яркая традиция праздника Ивана Купала

Старались прыгнуть выше - кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в грядущем году.
В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и сами болезни. А дым от костров отгонял темные силы от деревень и полей.
Пускание венка

В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки из березы с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка.

Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

Гадание на воске

Чтобы выполнить это гадание, берут восковую свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растет, одним духом выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают. Гадать нужно при свечах.

Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".
[700x466]


Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!" Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле - порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.




В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.
Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
[700x465]


В Иванов день ходили в баню и первый раз парились свежими березовыми вениками. В «иванский веник», обладавший магической силой, добавляли цветы Иван-да-Марьи, листья папоротника или делали его из двенадцати трав, собранных в купальскую ночь. От такого веника говорили, «здоровье крепчает». С первым новым веником девушки гадали на замужество: выходя из бани, кидали его за спину – куда комлем упадет, туда и замуж пойдешь.




[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ночь на Ивана Купала | serebro11 - Дневник serebro11 | Лента друзей serebro11 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»