Это цитата сообщения
Elisa_Doolittle Оригинальное сообщение
«Завтрак на траве» — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане
[250x388]
Эдуард Мане, около 1910, Портрет работы Надара
Эдуард Мане (фр. Edouard Manet, 23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, Париж) — французский художник, один из родоначальников импрессионизма.
[350x276]«Завтрак на траве» (фр. Le dejeuner sur l'herbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 19-м зале музея Орсе в Париже.
Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.
[700x546]
Выбор сюжета картины — двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе — вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff).
Одеты мужчины — как денди. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Фону картины не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.
Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. Когда он решил изобразить мирную идиллию, он уже предполагал ярую негативную реакцию из-за сюжета будущей картины, однако закончил работу. Если раньше источником вдохновения Мане служили испанские художники, то теперь он обратился к итальянской живописи и решил создать современную версию «Сельского концерта» Джорджоне.
[700x563]
Джорджоне «Сельский концерт», ок. 1510—1511
Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Нагота в «Завтраке на траве» очень отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра.
Упоминание в литературе
Роман Ирвина Шоу «Ночной портье».
Повесть Юрия Полякова «Небо падших».
Рассказ Бориса Акунина «Из жизни щепок» книги «Нефритовые четки».
Роман Сомерсета Моэма «Луна и грош».
Роман Валентина Пикуля «Битва железных канцлеров».
Цикл стихов Иосифа Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»
Роман Ирвинга Стоуна «Жажда жизни»
Повесть Джона Фаулза «Башня из черного дерева».
Роман Режи Дескотта «Обскура»
Пьесса [ [Том Стоппард ] ] «Берег Утопии»
Цикл стихов Иосифа Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»
VII
Париж не изменился. Плас де Вож
по-прежнему, скажу тебе, квадратна.
Река не потекла еще обратно.
Бульвар Распай по-прежнему пригож.
Из нового -- концерты за бесплатно
и башня, чтоб почувствовать -- ты вошь.
Есть многие, с кем свидеться приятно,
но первым прокричавши "как живешь?"
В Париже, ночью, в ресторане... Шик
подобной фразы -- праздник носоглотки.
И входит айне кляйне нахт мужик,
внося мордоворот в косоворотке.
Кафе. Бульвар. Подруга на плече.
Луна, что твой генсек в параличе.
.