Это цитата сообщения
Майя_Пешкова Оригинальное сообщение Выдающиеся деятели культуры, науки и искусства древнего Египта
Искусство Древнего Египта развивалось с первыми годами зарождения Древнего Египта, принося с собой всё больше и больше новых проявлений и особенностей. Искусство и культура Древнего Египта были одними из передовых среди искусств различных народов Древнего Востока.
Египтяне первыми в мире создали монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.
[показать]
В начале IV тысячелетия до нашей эры, в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.
Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Существуют предположения, что такие основы древнеегипетского искусства, как геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру, в Месопотамии.
Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства.
[показать]
Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, а ноги — в профиль)
[показать]
Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.
[показать]
Имхотеп
Он был гением – первым гением в истории человеческой цивилизации. Его признали при жизни и почитали после смерти несколько тысячелетий.
Его называют предшественником Леонардо да Винчи. Нам следует помнить его имя – Имхотеп, которое значит "входящий в мир". Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп – реальная историческая личность.
Имхоте́п (jY-m-ḥtp «Пришедший в мире»; в греческой форме Имутес) — выдающийся древнеегипетский зодчий, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосера (2630—2611 до н.э.) и верховный жрец Ра в Гелиополе, позже обожествлённый и почитавшийся в качестве бога врачевания. Имхотеп является первым архитектором и учёным, известным в мировой истории.
[показать]
Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса (см. пирамида Джосера), а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до 6, и она достигла 61 м в высоту).
Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.
[показать]
Имхотепу приписывается также основание египетской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» — фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700—1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».
Имхотеп является автором первого литературного поучения, известного как «Поучения Имхотепа». Поскольку это произведение не сохранилось до нашего времени, первым известным нам образцом подобной литературы считается «Поучение Птаххотепа», написанное от имени визиря фараона Джедкара Исеси.
[показать]
Погребальный комплекс Джосера построенный Имхотепом
Авторитет Имхотепа в последующие периоды египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище.
[показать]
Надпись с именами фараона Джосера и Имхотепа
В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, — Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.
Подробностей о жизни Имхотепа почти не сохранилось. Возможно, Имхотеп родился в пригороде Хет-Ка-Пта (Мемфис). Однако другие классические авторы предполагают, что он был родом из деревни Гебелейн, к югу от древних Фив. Его отцом был архитектор по имени Канофер. Имхотеп был женат на знатной госпоже по имени Ронфре-ноферт. Однако у данных сведений нет достоверного подтверждения. Предположительно, Имхотеп жил в эпоху четырех фараонов. Он был современником Джосера – фараона третьей династии (Старое Царство)
[показать]
Имхотеп также широко известен как жрец Маа, носивший высший титул Ур Маа.
Историки называют его примером "культа личности", когда человек благодаря своим деяниям после смерти считается святым и защитником живых. Приблизительно сто лет после своей смерти Имхотеп был канонизирован как покровитель медицины и письма. В Туринском Каноне, он почитался как "сын Птаха". Его чтили наравне с Тотом – хранителем священной мудрости, и подобно Тоту иногда отождествляли с птицей-ибисом.
Первыми христианами Имхотеп почитался как святой.
Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов. Имхотеп нашел место и в арабских традициях, особенно в Саккаре, где предположительно находится его гробница. Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума.
Есть легенды, что Имхотеп помогал людям после своей смерти, к месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины «модели» больных частей тела. Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба №3518.
Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого - ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Относительно изображений, созданных потомками после его смерти, - статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира.
Гробница Имхотепа не была обнаружена, однако считается, что она должна находиться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре. Некоторые исследователи полагают, что мастаба из Саккары №3518 вполне может принадлежать Имхотепу. Однако, прямых фактов подтвержающих это нет, так как на стенах этой гробницы нет ни одной надписи
Хемиун
Хемиун — древнеегипетский зодчий периода Четвёртой династии Древнего царства. Хемиун является предполагаемым зодчим Великой пирамиды фараона Хуфу (Хеопса) в Гизе.
[показать]
Статуя Хемиуна, Пельзауеский музей, Германия
Сын Нефермаата, родственника Хуфу. Имел титулы «Мастера работ» и визиря фараона. Умер от болезни незадолго до окончания строительства Великой пирамиды, похоронен в сохранившейся мастабе неподалёку.
Инени
Инени — древнеегипетский архитектор и государственный деятель периода Восемнадцатой династии. Под руководством Инени велось сооружение целого ряда строительных проектов в правление фараонов Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Хатшепсут и Тутмоса III.
Инени происходил из аристократической семьи и начинал свой путь архитектора ещё при Аменхотепе I, поручившем зодчему расширить храмовый комплекс в Карнаке. Инени активно поддерживал восхождение на престол царицы Хатшепсут, покровительствовавшей искусствам. Вероятно, он сыграл важную роль в её коронации в 1489 до н. э.
Сенмут
Сенмут (Сененмут, Сенемут) — выдающийся древнеегипетский архитектор и государственный деятель периода Восемнадцатой династии Нового царства. Некоторые факты указывают на то, что он мог быть фаворитом и возлюбленным женщины-фараона Хатшепсут.
[показать]
Скульптурный портрет, изображающий сидящего Сенмута с Неферура на руках. Британский музей.
Сенмут родился в незнатной и небогатой семье провинциального писца-чиновника Рамоса и его жены Хатнофер (Хатнефрет) в Гермонтисе. О Сенмуте известно намного больше, чем о каком-либо другом древнем египтянине, не принадлежавшем к царской семье, во многом благодаря его разрушенной гробнице и совместному месту погребения родителей Сенмута, постройкой которого Сенмут руководил лично.
[показать]
Архитектор Сенмут. Колоннада святилища Анубиса.
Сенмут впервые фигурирует в официальных документах в качестве «Слуги Супруги Бога» (Хатшепсут) и «Слуги царской дочери» (Нефрура). Некоторые исследователи относят восхождение Сенмута, считавшегося выходцем из низших слоёв населения, на ключевые позиции в государственном аппарате ко времени правления Тутмоса I, но вероятнее, что возвышение Сенмута произошло при муже Хатшепсут Тутмосе II (1494—1490 до н. э.). После утверждения Хатшепсут в качестве регента при малолетнем Тутмосе III в 1490 до н. э. положение Сенмута только возрастало, и вскоре он был награждён многочисленными титулами. После коронации Хатшепсут фараоном Египта Сенмут был назначен чати (эквивалент средневекового визиря) Верхнего Египта.
Архитектура
[показать]
Джесер джесеру — погребальный храм Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, построенный Сенмутом.
[показать]
Сенмут является архитектором наиболее выдающихся сооружений периода Хатшепсут. Его известнейшим творением был погребальный храм в Дейр-эль-Бахри (Дер эль-Бахри) на запад от Фив, носивший в древности название Джесер джесеру — «Священнейший из священных» и строившийся на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут, и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II, но его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В свое время, этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за тысячу лет до возведения Парфенона в Афинах.
Джесер джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, ее коленопреклонёнными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке.
[показать]
К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, обожествлённому отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.
[показать]
Хатшепсут
Многие египтологи считают, что Сенмут был возлюбленным царицы Хатшепсут, и приводят в качестве доказательства изображения фаворита рядом с самой царицей рядом с входом в храм в Дейр-эль-Бахри, подобие гробницы Сенмута гробнице Хатшепсут и граффити, нацарапанное на стенах незавершённой гробницы, использовавшейся рабочими, занятыми строительством Джесер джесеру.
[показать]
Сенмут умер ещё до смерти Хатшепсут. Он выстроил себе две гробницы. Одна из них, TT71, находится рядом с гробницами остальных вельмож Нового царства, а другая — у самого храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Оба захоронения были вскоре подвергнуты разорению. Считается, что следы повреждений этих гробниц относятся ко времени правления Тутмоса III, стремившегося уничтожить все сведения о правлении мачехи. Однако отдельные исследователи выдвигают и доказательства в пользу того, что Сенмут мог впасть в немилость ещё при жизни царицы.
Тутмос Младший (скульптор)
[показать]
Тутмес Младший. Бюст Нефертити. Образец амарнского стиля, находящийся в Берлине
Тутмос Младший (Тутмес Младший, собственно Джехутимесу) — древнеегипетский скульптор периода поздней XVIII династии (середина XIV в. до н. э.). Работал при дворе фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в городе Ахетатоне (вероятно, Тутмос находился под началом главного придворного скульптора Бека, или Бака), являясь ярким представителем «Амарнского искусства». Один из немногих древнеегипетских художников, чьё имя известно потомкам.
[показать]
Тутмос получил известность после того, как немецкие археологи в декабре 1912 года обнаружили среди руин Ахетатона остатки его мастерской, в которой были найдены портреты Эхнатона, его жены Нефертити и их дочерей. Там же были открыты гипсовые отливки лиц неизвестных людей — подобные отливки использовались при создании скульптурных портретов. Подписей скульптор на произведениях, разумеется, не ставил, и сейчас нельзя выявить, какие из найденных портретов непосредственно исполнены самим Тутмосом, а какие — его помощниками.
Принято считать, что мастер собственноручно исполнил три знаменитых изображения Нефертити — разноцветный инкрустированный бюст из известняка (Египетский музей и собрание папирусов, Берлин) и две незавершенных головы: одна хранится в Берлине, другая, более поздняя, — в Каире.
В искусстве Тутмоса Младшего прослеживаются серьёзные отличия с традиционным египетским каноном, оно отмечено нехарактерной для древневосточного искусства свободой, внутренней одухотворённостью образов, изысканной красотой, отсутствием условностей, неповторимой тонкостью моделировки.
Манефон
Манефон (др.-греч. Μανέθων; лат. Manetho), точнее Манетон из Себеннита — древнеегипетский историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев, в конце IV — первой половине III вв. до н. э.
Имя «Манефон» является греческой формой древнеегипетского имени, однако споры по поводу настоящего имени древнего историка ведутся до сих пор. Чаще всего, считают, что египетская форма имени Манефона восходит, вероятно, к древнеегипетскому прототипу «Мер-не-Джхути», что можно перевести как «Возлюбленный Тота». Есть и мнение, что имя Манефона восходит к «Любимый Нейт».
[показать]
Хотя до наших дней не сохранилось многих сведений о жизни Манефона, предположительно, он жил и творил (по В. В. Струве) во времена Птолемея I Сотера (323, формально 305—283 до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (285—246 до н. э.). Если же учитывать и упоминание о Манефоне в документе 240/241 до н. э., то он мог продолжать свою деятельность и в правление Птолемея III Евергета (246—222 до н. э.).
Хотя Манефон был египтянином и занимался египетской историей, писал он на чистом греческом языке. Манефону, помимо знаменитой «Истории Египта», иногда приписывают следующие сочинения, также не дошедшие до нашего времени:
«Священная книга»,
«Эпитомы (сокращенные выписки) по физике» (Φυσικών ἐπιτομή),
«О празденствах» (Περί ἑορτών),
«О древностях и благочестии» (Περί αρχαϊσμού και ευσεβείας),
«О производстве кифи»,
«Против Геродота» (Τά πρός Ἡροδότου),
«Книга Сотис»
астрологическое сочинение в 6 книгах «Апотелесматика» (Ἀποτελεσματικά).
Вероятно, Манефон был жрецом (ἱερογραμμᾰτεύς) бога Ра в Гелиополе. Сохранились упоминания, что Манефон был одним из главных основателей и первых служителей культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа).
«История Египта»
Манефон является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд по истории Древнего Египта — «Историю Египта» («Египтику», «Αἰγυπτιακά») в трёх книгах. Труд Манефона принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события), написанным по образцу «Истории» Геродота.
«История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов — Иосифа Флавия, Секста Иулия Африкана, Евсебия Памфила Кесарейского, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других, является весьма ценным источником для египтологов, на который часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.
Среди прочих заслуг этого труда следует отметить, что в нём впервые вся история Древнего Египта была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона). Хотя деление Манефоном истории Египта было весьма условным (так как он включал в каждый период по 10 династий фараонов без учёта конкретных исторических тенденций и реалий), но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени. Кроме того, само понятие «древнеегипетская династия» было введено Манефоном для обозначения ряда правителей, правивших последовательно и состоявших в родстве.
Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона (в частности, в вопросах о деятельности Озарсифа и о длительности правления гиксосов), однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.
Английский египтолог Уильям Флиндерс Петри писал о труде Манефона:
Это произведение являлось в его оригинальной форме в высшей степени авторитетным. Составленное при деятельном покровителе учености — Птолемее Филадельфосе — и вполне возможно для большой библиотеки, которую он создавал, и написанное египетским жрецом, который знал, как использовать все дошедшие до его дней документы, оно имеет сильнейшие внешние притязания на доверие. Мы знаем даже из фрагментов, доставшихся нашему времени, какими основательными и систематическими были египетские записи: хроника всех лет и правлений первых пяти династий не имеет себе равных ни в какой стране, и фрагмент ее в Палермо показывает, какая в такую раннюю эпоху существовала систематическая запись; в то время как позднейший Туринский папирус XVIII династии, или до нее, давая протяженность правления каждого короля с суммированиями в интервалах, показывает, что та же самая склонность к точному исчислению сохранялась и в позднейшие времена. Именно тогда были созданы копии тех работ, на которые мог ссылаться Манефон при составлении своей истории для греческого мира»
Сведения о Манефоне и его сочинениях дошли до нас через посредство многих древних и средневековых литератур на разных языках (греческом, латинском, армянском, сирийском, арабском, древнерусском, грузинском и даже санскрите). Эти материалы достаточно подробно исследованы в отношении греческой и латинской традиции, и большей части армянской. Но до сих пор остаются совершенно не исследованными сведения о Манефоне других восточных христианских и мусульманских писателей.
Гораполлон
[показать]
Гораполлон (Хор Аполлон, др.-греч. Ὡραπόλλων), предполагаемый автор сочинения о египетских иероглифах, дошедшего в греческом переводе некого Филиппа под названием «Иероглифика», которое датируется V веком н. э.
[показать]
В византийском словаре Суда Гораполлон назван одним из последних представителей египетского жречества, сообщается, что он преподавал в школе в Менутисе близ Александрии в правление императора Зенона.
[показать]
Сочинение «Иероглифика» посвящено толкованию египетских иероглифов. Изначально было написано на коптском языке, но дошло в переводе. Греческая рукопись была найдена в 1419 году на острове Андрос итальянским купцом.
[показать]
Гораполлон, судя по содержанию книги, иероглифической письменностью не владел, в своем методе истолкования он следует общей эллинистической традиции. Символическое толкование иероглифов в труде Гораполлона оказало большое влияние на историю дешифровки египетских иероглифов. Но попытки прочитать египетские тексты с опорой на сведения Гораполлона, предпринимавшиеся с XVII века (А. Кирхер) вплоть до открытия Шампольона, оказались бесплодными, поскольку египетское письмо не было чисто идеографическим, а сочетало фонетический и идеографический принципы