Еще одно размышление на тему музыкальных параллелей.И снова - на примере двух аудиозаписей,вышедших, практически, одновременно в 2016 году.
Первая - опера Д.Б.Перголези,выпущенная фирмой DECCA.
Сначала немного истории.Опера увидела свет 25 октября 1734 года на сцене Teatro San Bartolomeo в Неаполе.Почтановка ее была приурочена к 42 летию испанской королевы Элизабетты Фарнезе,а по существу,к вхождению ее сына Карла в Неаполь и коронации его как короля Неаполитанского и Обеих Сицилий.Праздненства были роскошными и на новую оперу денег не жалели.Главная фишка заключалась в участии великого и ужасного Каффарелли в партии Фарнаспе.Ну великого-понятно,любимый ученик Порпоры.А ужастность заключалась в непростом характере и звездности- его даже в шутку называли 'дива дивная'.Я уже как-то писала о его авантюрах с дамами.Так же он был весьма капризен относительно условий работы и непомерно высоких гонораров.Но здесь все срослось.Более того,все партии в опере ,кроме тенора в роли Озроэ,исполнялись женщинами,так что соперников устранили в принципе(за Адриана пела Maria Marta Monticelli,за Эмирену-La Turcotti,которая отличалась,к слову,весьма пышными формами).Сценическая судьба этого опуса Перголези сложилась весьма удачно для барочной оперы: ее периодически ставят,записывают.Хотя до записи 2015/16 года партию Фарнаспе исполняли певицы-сопрано.Это и великая Мариэла Девиа(1985,постановка фестиваля Флорентийский май,live),хотя она ее сделала более в белькантовом стиле; и Йоланта Омилиан(запись 1985 п/у М.Панни), Аннамария дель Осте( постановка фестиваля в Джези 2007 п/у О.Дантоне,live 2010),и Ольга Пасичник(2009,снова Джези).Пасичник мне понравилась особенно,хотя слышала лишь отдельные номера,скорее всего,левая запись.И ,конечно,услышать запись,более или менее приближенную к звучанию оригинала ,было интересно,Но ради чистоты эксперимента могли бы вместо Миненко пригласить какую-нибудь даму на партию Адриано.Хотя перепеть Франко ,даже при имеющемся раскладе,весьма трудно.Интересно,что знаменитая 'Lieto cosi talvolto' здесь звучит несколько иначе,чем на сольнике 'Arias for Caffarelli',но не менее интересно,при этом трактовка не отвлекает от самой волшебной мелодии.Дамы звучат тоже весьма достойно,но звезда должна быть одна:так повелось со дня премьеры!
Вторая запись,выполненная для NAXOS - опера Ф.М,Верачини на тот же сюжет и то же либретто Метастазио,правда,переработанное.Это первое исполнение ее в новейшее время,можно сказать,мировая премьера.Премьера оперы состоялась 26 ноября 1735 в театре Haymarket в Лондоне,где увидели свет многие произведения Генделя и Порпоры.Состав,певший премьеру,был суперзвездный!В заглавной партии выступал кастрат-альт Синезино- Адриан здесь обрел 'вес',а не был номинальной фигурой,как моцартовы Тито и Силла,либо Полифем у Порпоры,или даже Адриан в опере Перголези.В роли Фарнаспе был сам Фаринелли.Эмирену пела Куццони,а Сабину-контральто Франческа Бертолли.Меня эта музыка захватила с первых звуков.Такое роскошество! В отличии от лирического начала у Перголези,здесь просто пиротехника,даже у баса в партии Озроэ.Правда,здесь злодей Аквиле заменен на злодейку Идальму.И прекрасный состав нынешних исполнителей под руководством маэстро Бьонди делает нам праздник.Sonia Prina в заглавной партии,Ann Hallenberg как Фарнаспе,Roberta Invernizzi как Эмирена,Romina Basso,поющая здесь Сабину,Ugo Guagliardo как Озроэ и Lucia Cirillo как Идальма.
[300x300]