• Авторизация


Музыкальные параллели:'Catone in Utica' Винчи/Вивальди 09-09-2017 13:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[300x300]

Пока нечем себя занять,решила поразмышлять на тему музыкальных параллелей,начатую как-то в 'Артасерсах' и продолженную в' La clemenza'х.Сегодня это будет два 'Катона Утических',вернее,две записи,по которым можно составить представление о теме.Ну и которые мне нравятся.Первая - ранняя по автору,но более новая пр времени производства- несет оперу Леонардо Винчи и выполнена п/у Riccardo Minasi для DECCA в 2015 и представляет мировую премьеру в звукозаписи.Вторая- опера Антонио Вивальди на тот же сюжет,записанная п/у Alan Curtis для NAÏV в 2012/13.

 На одном немецком ресурсе я прочитала,что всего известно 30 опер на либретто Метастазио.Представте,какой еще материал можно освоить! Первой идет уже названная опера Винчи(1728);Л.Лео(1731),И.Х.Хассе(1731),Г,Ф.Гендель(пастиччо,1732),Д,Ф.М.Марки(1733),аноним(1734),П.Томи(1736),А.Вивальди(1737),Э.Р.Дуни(1639),Р.ди Капуа(1740),Д.Верокаи(1743),Г.К.Граун(1744),П.Скалабрини(1744),Г.Латилла(1647),А.Н.фон Хопкен(1753),Д.Б.Феррандини(1753),Н,Йомелли(1754),Г.Баллабене(1755),Ф.П.Дзиньолли(1756),В.Л.Кьямпи(1756),Ф.Л.Хассман(1661),И.К.Бах(1761),Д.Ф.де Майо(1763),Н.Пиччини(1770),Б,Оттани(1777),Ф.А,Торре(1784),Г.Андреоцци(1787),С.Надзолини(1789),Д.Паизьелло(1789),Г.фон Винтер(1791).Имена как известные,так и не очень.И каждый искал в либретто те акценты,которые диктовали время и ситуация,А теперь-немного истории,чтобы узнать,как было на самом  деле,

 Марк Порций Катон(младший),претор,известен как поборник республиканских идей в римском Сенате и противник усиления власти консула,а затем и пожизненного диктатора Гая из рода Юлиев,носящего родовое прозвище Цезарь(Caesar),которое ,по одним сведениям,означает человека,рожденного посредством кесарева сечения,как бы мы ныне сказали;либо человека с серыми глазами,особенностью рода.Позднее,это прозвище стало обозначать монарха вообще(кайзер,цесарь,кесарь,царь).Катон привлек на свою сторону Помпея,с коим начал войну с Цезарем,причем бежал на территорию нынешнего Туниса и там,в Утике,имел нечто вроде центра оппозиции.Жена Помпея,Корнелия Метелла,выведена в либретто как Эмилия(впрочем,у Генделя в 'Чезаре' она фигурирует под своим именем).Поняв,что война проиграна,совершил самоубийство,как было принято.Дочь Катона звалась Порцией,а Марцией- его вторая жена.У Цезаря была любовная связь не с дочерью его,а с сестрой Сервилией.Союзником Катона в Африке был принц Нумидии Юмба II,который в либретто фигурирует как Арбаче.Ну вот теперь можно и о музыке поговорить,

  Опера Леонардо Винчи увидела свет 19 января 1728 в Teatro delle Dame в Риме.Как уже известно,в папских областях был запрет на участие в постановках женщин(продержался до 1798) и весь каст состоял из мужчин.Запись 2015 сделана аутентично,она хорошо известна еще и благодаря постановке в Версале в том же году,правда ,в постановке Сабадус не пел.Основная идея у Винчи- верховная власть,не важно-Папа ли наяву,либо Чезаре на сцене.Посему ,главным героем является именно он и самые выигрышные и красивые арии-у него.Нужно отметить,что в 1987 году была первая попытка исполнения этой оперы в Луго п/у Rinaldo Alessandrini,где Чезаре пела сопрано Cristina Mantese.Но ничего документального не сохранилось.Это я к тому,чтобы иметь понятие о тесситуре партии,с которой Франко справился блестяще.Да и кто кроме него,реально? Сравнивая центральную арию- 'Se in campo armato' из 2д,,коей Чезаре отвечает на реплику Катона 'guerra mi piace' в ответ на предложение мира,типа ,будет тебе guerra,- в записи и на сцене,хочу сказать,что при исполнении в спектакле было накручено в каденциях еще поболе,ибо в зале творилось беснование.Не знаю,какая сценическая судьба ждет эту оперу в будущем,но пока никто не берется.Может,правда,перепеть невозможно не сравнивая?Печальна судьба и самого Винчи: он умер,не дожив до 40:говорят,был отравлен ревнивым мужем,

 Опере Вивальди повезло больше.Она периодически исполняется,ставиться,записывается.Из последних могу отметить постановку на фестивале в Глиммерглассе в 2015 и концертную версию в Concertgebouw,Амстердам п/у Andrea Marcon,где приняли участие Eniliano Gonzalez-Toro(Катон),Anett Fritsch(Чезаре),Roberta Invernizzi(Арбаче),Ann Hallenberg(Эмилия).Вивальди убрал из либретто достаточно,чтобы сделать сюжет более динамичным.Основной темой у него стали переживания Эмилии.Впрочем,остальным героям он дал по три красивых арии.Премьера оперы прошла 26 марта 1737 в Teatro Filarmonico в Вероне,во время карнавала,посему сцена самоубийства Катон осталась за кадром,и в финале он поет вместе со всеми.В записи п/у Alan Curtis принимает участие великолепный состав: Topi Lehtipuu(Катон),одна из моих любимиц,Roberta Mamelli(Чезаре),Emöke Barath(Арбаче),Sonia Prima(Марчия),Ann Halle Berg(Эмилия),Romina Basso(Фульвио).Популярностью пользуются арии Чезаре 'She in campo armato' и 'Se mai senti spirarti sul volto' из 2 д.,разные по характеру: я их слышала в исполнении Симоны и той же Инверниццы.

 И только сейчас меня осенило:'Почему Симона прошла мимо Чезаре Винчи?Ведь она первая спела арии его Арбака из 'Артасерсе'.Но это уже другая история.

 

[300x300]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музыкальные параллели:'Catone in Utica' Винчи/Вивальди | LadyMacbeth - Дневник LadyMacbeth | Лента друзей LadyMacbeth / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»