Сегодня я хочу обратить внимание любителей оперы на три события,между коими можно провести некую общую линию,ибо два из них- обращение к раритетам,а третье- мировая премьера. Музыкальный театр им.Станиславского обратил свой взор на 'Медею' Л.Керубини,что само по себе похвально,ибо в нашей стране она ставилась единожды в новейшей истории- в 1982,в Самаре.Но...Я неоднократно выражала своё мнение в отношении постановок опер итальянских авторов,в основе которых лежат либретто на французском языке,а их немало.К чему использовать итальянский перевод?Слушала я недавно уже историческую постановку 'Don Carlos' 1997г.,Шатле,с Аlagna,и слушала совершенно другую оперу!Другие акценты,другие мотивации поступков героев.То же и относительно 'Телля'.Но вернусь к 'Медее'.Во французском оригинале музыкальные номера чередуются с декламацией.Используемая ныне(в том числе,и в данном случае) гибридная версия на итальянском языке и с речитативами была выполнена Carlo Zangarini для постановки в Скала в 1909г. с Ester Mazzoleni.Про Каллас - пропущу,ибо пели многие,а вспоминают только её.В оригинале ,как 'Medée',опера исполнялась в 1995 на фестивале Valle d'Itria и в 1997 в Alice Tully Hall,Нью-Йорк(оба исполнения записаны live).Что касается нынешней версии А.Тителя,то после просмотра многих материалов меня не покидало чувство,что нечто подобное я уже где-то и когда-то видела:Турин,2007,Hugo de Ana,Antonacci,ну,разве что,без джаз-бэнда в начале.Заглавную партию исполняет Хибла Герзмава- думаю,чисто вокально она не представила такой опытной певице каких-то трудностей.Дирижёр- Ф.Коробов.Премьера- 14 мая. 16 мая Парижская Опера на своей большой сцене Opera Bastille представила вниманию публики оперу Э.Шоссона 'Le roi Arthus',которая так же не является частой гостьей даже во Франции(если память мне не изменяет,последнее знаковое её исполнение,правда,концертное,было на Эдинбургском фестивале в районе 99г.с S.Keenlyside в заглавной партии).Сюжет - всё тот же:король Артур,Ланселот,Гвинивера,Мерлин и др.Только здесь,в отличии от фильма с Гиром,финал иной:Гвинивера(здесь-Жиневр) от угрызений совести удушается своими волосами,а сам Артур(Артю) уплывает на ладье в поисках нового идеала взамен пошатнувшегося Камелота.Постановщик ,Грэм Вик(Graham Vick),делает спектакль в свойственной ему разрушительной манере.Заглавную партию исполняет Thomas Hampson,Ланселот- Roberto Alagna,Жиневр- Sophie Koch,Мерлин-Peter Sidhom.Дирижёр- Philippe Jordan. A в La Scala 16 мая высадился экологический десант.И я не шучу.Тема оперы Giorgio Battistelli 'CO2',мировая премьера которой с огромным успехом прошла в этот день,посвящена именно теме экологии и судьбе планеты Земля в целом.Либретто (автор Ian Burton) написано по мотивам книги Нобелевского лауреата А.Гора 'Неудобная правда'.Опера-денонсация,как определяет её сам автор,включает в себя девять сцен с прологом и эпилогом.История Земли прослеживается от Эдемского сада до сцен Апокалипсиса в эпилоге.Каждая сцена содержит в себе некую проблему(стихийные бедствия - в аэропорте,ГМО- в супермаркете,не говоря уже о самом симпозиуме в Киото,куда едет главный герой- доктор Дэвид Адамсон- 'сын Адама').В одной из заключительных сцен появляется Мать-Земля - Гея.Герои оперы - многочисленны,и наряду с учеными мужами и народом в супермаркете здесь действуют архангелы-созидатели Гавриил и Уриил,Адам,Ева,Змий-искуситель.И это все- страницы на дисплее огромного планшетного компьютера!Благодаря современным технологиям мне удалось кое-что увидеть и услышать.Среди исполнителей отмечу Anthony Michaels-Moore(д-р Адамсон),Orla Boylan(миссис Мэйсон/архангел Гавриил),Jennifer Johnson(Гея),Pumeza Matshikiza(Eва),Sean Panikkar(Адам).Режиссер- Robert Carsen,дирижёр-Cornelius Meister.
[492x329]