Дорогие друзья! Сегодня, в канун праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы, мне хотелось бы рассказать об одном из моих любимейших православных церковных песнопений, поемых на этот праздник, – стихире «Совет превечный». Если вы будете сегодня в церкви на Всенощном бдении под Благовещение, вы услышите эту стихиру 6 гласа. Поется она часто и на благовещенской Литургии как запричастный концерт.
Мне неоднократно доводилось и самой петь эту стихиру. Наш хор пел ее именно на тот старинный знаменный распев, который я привожу в этом посте. Мелодия удивительно подходит к словам. Спокойная, внешне простая, но очень красивая, она так естественно выводит к ликующему восклицанию: «Радуйся!» и величественно завершается словами: «С Тобою Господь». Необыкновенное чувство охватывает всегда и поющих, и слушающих.
Что это за «Совет превечный»? В современном значении «совет» - это согласование намерений нескольких субъектов. Но когда в Священном Писании речь идет о «Божием совете», о «совете Святой Троицы», то имеется в виду явление миру акта Божественного решения, принятого «по благоволению хотения». Таким образом, слово «совет» здесь означает то же, что и «завет».
Слово же «превечный» - в современном варианте «предвечный» - означает то, что случилось «прежде век», то есть «прежде времен», было предопределено Богом еще до Сотворения мира. Господь знал о грядущем грехопадении человечества и об искуплении грехов Крестной смертью Того, кто родится от Девы. И вот эту страшную Божественную тайну открывает Деве Архангел Гавриил.
И далее восхваляет Ее чистоту. Девственность Марии – один из основных догматов христианского вероучения. «Приснодева» - «Вечно Дева», так отныне будут называть Ее.
[538x700] Икона Божией Матери "Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
«Прежде Рождества и по Рождестве Дева» - есть икона с таким названием. Только такая Дева могла стать Матерью Спасителя.
Неопалимая купина (куст) – это образ из Ветхого Завета. Такую горящую и несгорающую купину увидел пророк Моисей, и из огня с ним говорил Бог. Живя среди людей, видя их страсти, Дева осталась непорочной – огонь греха не коснулся Ее. И, как Неопалимая Купина, Она смогла носить в себе Огонь Божества, и не опалиться им.
О великой тайне Божественного зачатия говорит Гавриил, называя Деву глубиной неудобозримой, то есть непроглядной, которую невозможно понять и постичь обычными человеческими разумом и чувствами.
Поскольку Мария была рождена земными родителями, а удостоилась быть избранницей Духа Святаго, то Она явилась как бы мостом между Божественным и земным мирами. И Она ведет нас к миру Горнему, во-первых, своим примером, а во-вторых непрестанно молясь за род человеческий. Вот почему Гавриил называет Ее мостом, ведущим в Небеса.
[503x700] Боровиковский. Благовещение. Центральная часть триптиха
«Лествица (лестница) Иакова" – это тоже ветхозаветный образ.
Патриарх Иаков, добродетельной жизнью заслужившей особое Божие благоволение, увидел как-то во сне лестницу, соединяющую землю и небо, по которой восходили и сходили Ангелы. Именуя так Богоматерь, Гавриил опять-таки подчеркивает Ее роль как связующего звена между земным и Горним.
Не все знают, что такое «стамно манны» (вариант: «ручко манны»). «Стамна», в переводе с церковнославянского, означает какую-то емкость, обычно сосуд или чашу. Такое же значение имеет слово «ручка», ведь рука, горсть - это и есть прообраз чаши. Манной, упавшей с небес, то есть хлебом, питал Господь ветхозаветных евреев во время их сорокалетних странствий по пустыне после бегства из Египта. Христа же часто называют Хлебом Небесным.
«Разрешение клятвы» - отмена Божественного проклятия, навлеченного на себя человечеством через первородный грех. Изгоняя Адама и Еву из Рая, Господь приговорил их не только к полной трудов и бед земной жизни, но и к смертности – «земля еси и в землю отыдеши». Но Дева родила Христа, который свою смертью «искупил ны от клятвы законныя». Недаром в тропаре Благовещения поется: «Днесь спасения нашего главизна», то есть начало. Наше спасение от вечной смерти началось именно с зачатия Девой от Духа Святаго.
О том же говорит Гавриил словами: «Радуйся, Адамово воззвание». Адам и Ева после смерти томились в аду, и только Христос, воскреснув, освободил (воззвал) их оттуда.
Запись сделана еще в то время, когда этим хором руководил великий подвижник православного певческо-регентского искусства отец Матфей (Мормыль)(1938-2009).