Недавно, что папин друг, 1938 г.р. мордвин. Для меня это было открытие. Не буду его описывать. Не стоит того. Папин друг и его жена мордва. В 2012 г. нашу квартиру затопила тоже мордвинка. Как тут нашла в Интернете слово, которое мы часто используем в обиходе "замордовали" мордвины. Характеристики давать не буду.
И вот в одной социальных сетей, в мордовском сообществе, я написала всё что я о мордве думаю. Я раньше замечала, что татары их терпеть не могут. Я не понимала за что. Теперь и я "протрезвела" по отношению к мордве. Гораздо хуже татар. Я написала, что не знаю великих людей из мордвы.
В ответ мне были приведены два патриарха, среди них Никон, Василий Шукшин и Лидия Русланова. Я этому человеку перед этим написала, что эрзя и мокша отсталые народности, у них 2 разговорных языка соответственно, но письменного языка у них никогда не было. Я нашла у мордвы 2 известных имени: певицу Надежду Кадышеву (хорошая певица) и актёра Чиндяйкина, и ещё какую-то Хорькину. Всё. Но этот Павл мне и подкинул новость. Василия Шукшина я с молоду не признаю. Поэтому мне плевать какая у него национальность. Про Русланову ничего толком не нашла. Хотя Руслановой надо отдать должное. Замечательная певица, правда то ли воровка, то ли сбытчица краденного. По УК сидела. Так вроде бы Русланова наполовину мордовка, наполовину еврейка. Актёр Чиндяйкин мне нравится. Какого бы происхождения он не был, он талантлив.
Историю религии я уже изрядно подзабыла. И полезла я искать про Патриарха Кирилла и историческую личность Патриарха и Никона.
Патриарх Кирилл, действительно, мордвин.
"Предки нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла происходят из окрестностей небольшого городка Лукоянова на юге Нижегородской области, где население было в основном мордовским. Их родина — село Оброчное Ичалковского района Мордовии. Именно там родился в 1879 году дед Патриарха Василий Степанович Гундяев. Сейчас на мордовской земле находятся могилы дедушки и бабушки Патриарха Кирилла. Часть своего детства он также провел в Ичалковском районе — в доме бабушки. Некоторое время работал на местном конезаводе".
Представителями мордовского народа были и крупнейшие религиозно-церковные деятели России XVII века — Патриарх Никон и духовный лидер старообрядчества протопоп Аввакум.
http://мордва-тольятти.рф/gordost-mordovskskoj-nacii/
А ТЕПЕРЬ ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
Движение старообрядчества в русской истории всегда изображалось
исключительно как противостояние сторонников старого и нового обряда, но на
самом деле в егооснове лежало гораздо большее. Можно даже сказать и
актуальное для наших дней: полемический вопрос об историческом пути России
– есть ли у нее свой особый пут развития или же ей следует идти за Западом.
"АВВАКУМ, протопоп гор. Юрьевца-Поволжского, один из первых расколоучителей и самый замечательный. Он родился в 1620 или 1621 году, в с. Григорове нижегородской губернии и был сын священника. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов. Мордвин. Родившись «в нижегородских пределах за Кудмою рекою, в селе Григорове» от отца-священника, который «прилежаша пития хмельнаго» и матери «постницы и молитвениицы», Аввакум рано лишился отца и много вытерпел от своего сиротства. Только в выборе жены ему очень посчастливилось. По указанию матери женился он девятнадцати лет на обедневшей купеческой дочери "Анастасии Марковне", которая была ему истинной «помощницей ко спасению», верным другом во всех его невзгодах. После женитьбы Аввакум был посвящён в диаконы.Воспитание в духе внешнего благочестия получил от своей матери, по указанию которой, после смерти отца, женился на односельчанке Настасье Марковне, дочери кузнеца, тоже бедной сироте. 21 года был рукоположен во диакона, чрез два года после того — во священника в с. Лопатицы, а чрез восемь лет, в начале 1652 г., в протопопы «совершен» в Юрьевец-Поволжский. Вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения в разных пороках, а также и по другим причинам, Аввакум еще из Лопатиц должен был спасаться бегством в Москву, а в мае или июне 1652 года он и окончательно переселился в столицу, где был причислен к причту Казанского собора. Здешние друзья Аввакума царский духовник Стефан Вонифатьев и протопоп Иоанн Неронов имели влияние на церковные дела; примкнув к их кружку, Аввакум и сам скоро выступил в роли передового деятеля. Пред великим постом 1653 года патр. Никон разослал по московским церквам «память», т. е. указ, чтобы крестились тремя перстами и чтобы число земных поклонов при чтении молитвы Ефрема Сирина было сокращено. Аввакум, с согласия своих друзей, сразу же восстал против патриарха и поданная им по этому случаю челобитная царю была началом того дела, которому протопоп неизменно служил до конца жизни, т. е. началом служения расколу.
Человек несокрушимого здоровья, железной воли, редких дарований, натура самых резких крайностей, — Аввакум, как расколоучитель, выделялся среди всех других расколоучителей: это был, можно сказать, расколоучитель — богатырь.
Как организатор внутренней жизни раскола, Аввакум был поповцем. Поповщина в виде беглопоповщины была, так сказать, вынесена на свет преимущественно его энергией и авторитетом. Основным учением, которого неизменно держался Аввакум, было учение о том, что Христово священство пребудет до скончания века и что потому „миру“, т. е. расколу „без попов быть нельзя“. Беспоповщинская доктрина о прекращении иерархии, с лежащею в её основе доктриной о воцарении в грекороссийской церкви духовного антихриста, точно так же, как и доктрина о духовном причащении и о необходимости для членов церкви перекрещивания, — нашла в сочинениях Аввакума самое решительное опровержение и самое резкое осуждение. А так как в расколе не было епископов, а потому не могло быть и попов, то протопоп признал возможным принимать беглых от грекороссийской церкви попов, чином не требующим повторения хиротонии и потому в сущем сане. Только в понимании исповеди пред мирянином Аввакум, нет сомнения, приближался к беспоповщине, но и здесь он отличался от последней тем, что не имел в виду и не узаконял такого порядка вещей, где бы вообще исповедью у мирянина заменялась исповедь у попа, как это есть в беспоповщине, а разумел лишь частные случаи, когда нет возможности получить последнего рода исповедь, т. е. у попа".
https://ru.wikisource.org/wiki/ПБЭ/ВТ/Аввакум_(расколоучитель)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ПАТРИАРХ НИКОН
Никон (Никита Минов), Патриарх Московский и всея Руси, 1605–1681. Отбывал ссылку в белозерских монастырях в 1666–1681 гг., местно чтимый святой.
Родился в селе Вельдеманове Нижегородской губернии. Рано потеряв мать, 12-летний Никита поступил послушником в пустынь Макария Желтоводского, но по зову отца вернулся. По настоянию семьи женился и вскоре принял сан священника. Слава о пастырских добродетелях и благочестивой жизни молодого иерея распространилась до Москвы, куда он перебрался на 22-м году жизни. Похоронив троих малолетних детей, он уговорил супругу разойтись по монастырям. Для себя отец Никита избрал пустынный Анзерский скит Соловецкого архипелага на Белом море, где был пострижен в монашество с именем Никон.
Через 4 года иеромонах Никон оставил Соловецкий монастырь и отправился в Кожеезерскую пустынь. Когда Никон и его спутник плыли в лодке, началась буря, и путешественники едва не погибли. В память о своем спасении Никон дал обет построить монастырь на острове Кий, где лодку прибило к берегу. Устав Кожеезерской обители был общежительный. Желая большей строгости, подвижник, испросив благословение игумена, уединился на острове. После смерти настоятеля братия уговорила Никона стать игуменом. Свой обет основать монастырь он исполнил, когда стал Патриархом, в 1656 г. на острове Кий был основан Крестный монастырь. Юный государь Алексей Михайлович, прослышав о постнических и молитвенных подвигах игумена Никона, повелел представить его ко двору. Вскоре Никон стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и особой, близкой к царю, – его “собинным” другом, а позже восприемником царских детей. Находясь вблизи царя, архимандрит Никон горячо ходатайствовал за бедных, вдов и сирот, искавших правосудия. Через Никона шли к царю челобитные.
Поначалу, за неимением помещений из-за произошедшего накануне сильного пожара, опального поместили в больничных кельях. Позже ему разрешили построить свою келью. Поскольку общение с братией обители ему не дозволялось, то по указу царя Алексея Михайловича надвратная Богоявленская церковь стала домовым храмом патриарха. К ней примыкала келья, в которой, по преданию, и жил Никон некоторое время, пока строилась его келья у Водяных врат. Ферапонтовская ссылка длилась 10 долгих лет. Несколько человек из окружения патриарха последовали за ним в изгнание. Через некоторое время из-за сильных притеснений иные из них стали просить разрешения вернуться в Москву, иных удалили или сослали. Особенно жестоко обходились с патриархом приставы. Окна кельи заковали решеткой, приставили караул, не разрешали выходить и никого не впускали. Послабления в режиме сменялись новыми строгостями. Доносы следовали один за другим. Началось новое “Дело о патриархе Никоне”, по которому в 1676 г. Святейшего перевели в Кирилло-Белозерский монастырь – по сути, на тюремное положение. К нему приставили двух монахов для надзора, которые должны были за ним следить даже в церкви. В жестоких притеснениях прошли еще 5 лет заключения.
В 1681 г. сын Алексея Михайловича царь Федор Алексеевич, крестник Никона, написал в Кириллов собственноручное письмо, в котором величал Никона патриархом, обещая скорое освобождение. Но патриарх был уже тяжко болен. За день до приезда гонца в Кириллов Никон стал собираться в дорогу. Несмотря на слабость, он выслушал царский указ стоя. Ему возвращалась свобода и разрешалось вернуться в Воскресенский монастырь. Было лето, но патриарха везли к пристани на санях, там пересели в струги. У Толгского монастыря под Ярославлем 17 августа 1681 г. патриарх Никон почил на 77-м году жизни после 15-летнего заточения. Тело его было перевезено в Новый Иерусалим. Несмотря на теплое время года, тело за 10 дней не подверглось тлению. Гроб везли в Москву на дрогах, по пути духовенство выходило навстречу траурному шествию. На торжественные похороны приехал царь с семейством и боярами. Дубовый гроб с телом переложили в мраморную гробницу, устроенную в Воскресенском соборе, в приделе Иоанна Предтечи.
С патриархом Никоном связаны многие памятные места в Ферапонтове, в том числе деревня Лещёво, основанная им на пустоши. Особенный интерес представляет рукотворный остров на Бородаевском озере. Святейший со старцами свозил на плотах большие камни и складывал их в форме креста, в центре которого установил деревянный крест. На остров он уединялся для молитвы. Крест был изъят в числе других предметов, на которых была надпись, именовавшая Никона патриархом. В начале XX в. сестры женской обители вновь установили Крест на острове. К 600-летию Ферапонтова монастыря каменный остров был возобновлен, на нем установлен новый Поклонный крест в память Святейшего изгнанника.
В 1649 г. митрополит Новгородский Афония ушел на покой, его место по выбору патриарха и Собора занял архимандрит Никон. В 1652 г. митрополит Никон отправился в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа (Колычева), умерщвленного в 1570 г. опричником Малютой Скуратовым. На обратном пути, везя святые мощи, Никон сделал остановку в Ферапонтовом монастыре, куда прибыл царский гонец с вестью о кончине патриарха Иосифа, произошедшей 15 апреля 1652 г. Новым патриархом избрали Никона.
Став Патриархом, Никон провел ряд мер в отношении церковного устроения, отдававших предпочтение греческому авторитету перед русской стариной. Это вызвало немалое смятение в разных слоях общества. Вскоре Патриарх впал в немилость, чему способствовала боярская знать, которой не по душе оказалась строгость святителя к ее нравам. Не имея согласия с царем, Никон удалился из Москвы на реку Истру, в основанный им Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 8 лет Церковь вдовствовала. В 1666 г. был созван Собор, разрешивший размолвку глав церковной и светской властей. 12 декабря с предстоятеля Русской Православной Церкви был снят патриарший сан. Местом ссылки Никона назначили древний Ферапонтов монастырь на Белоозере. Увозили опального Патриарха торопливо, боясь смуты, прежде остановок посылали вперед стрельцов, чтобы разгонять народ. 21 декабря ссыльный был доставлен в Ферапонтов монастырь. С этого момента для патриарха началась жизнь скорбного изгнанника. Ему приходилось терпеть притеснения охраны, издевательства пристава, лукавство игумена и казначея, обиды от монахов.
Поначалу, за неимением помещений из-за произошедшего накануне сильного пожара, опального поместили в больничных кельях. Позже ему разрешили построить свою келью. Поскольку общение с братией обители ему не дозволялось, то по указу царя Алексея Михайловича надвратная Богоявленская церковь стала домовым храмом патриарха. К ней примыкала келья, в которой, по преданию, и жил Никон некоторое время, пока строилась его келья у Водяных врат. Ферапонтовская ссылка длилась 10 долгих лет. Несколько человек из окружения патриарха последовали за ним в изгнание. Через некоторое время из-за сильных притеснений иные из них стали просить разрешения вернуться в Москву, иных удалили или сослали. Особенно жестоко обходились с патриархом приставы. Окна кельи заковали решеткой, приставили караул, не разрешали выходить и никого не впускали. Послабления в режиме сменялись новыми строгостями. Доносы следовали один за другим. Началось новое “Дело о патриархе Никоне”, по которому в 1676 г. Святейшего перевели в Кирилло-Белозерский монастырь – по сути, на тюремное положение. К нему приставили двух монахов для надзора, которые должны были за ним следить даже в церкви. В жестоких притеснениях прошли еще 5 лет заключения.
В 1681 г. сын Алексея Михайловича царь Федор Алексеевич, крестник Никона, написал в Кириллов собственноручное письмо, в котором величал Никона патриархом, обещая скорое освобождение. Но патриарх был уже тяжко болен. За день до приезда гонца в Кириллов Никон стал собираться в дорогу. Несмотря на слабость, он выслушал царский указ стоя. Ему возвращалась свобода и разрешалось вернуться в Воскресенский монастырь. Было лето, но патриарха везли к пристани на санях, там пересели в струги. У Толгского монастыря под Ярославлем 17 августа 1681 г. патриарх Никон почил на 77-м году жизни после 15-летнего заточения. Тело его было перевезено в Новый Иерусалим. Несмотря на теплое время года, тело за 10 дней не подверглось тлению. Гроб везли в Москву на дрогах, по пути духовенство выходило навстречу траурному шествию. На торжественные похороны приехал царь с семейством и боярами. Дубовый гроб с телом переложили в мраморную гробницу, устроенную в Воскресенском соборе, в приделе Иоанна Предтечи.
С патриархом Никоном связаны многие памятные места в Ферапонтове, в том числе деревня Лещёво, основанная им на пустоши. Особенный интерес представляет рукотворный остров на Бородаевском озере. Святейший со старцами свозил на плотах большие камни и складывал их в форме креста, в центре которого установил деревянный крест. На остров он уединялся для молитвы. Крест был изъят в числе других предметов, на которых была надпись, именовавшая Никона патриархом. В начале XX в. сестры женской обители вновь установили Крест на острове. К 600-летию Ферапонтова монастыря каменный остров был возобновлен, на нем установлен новый Поклонный крест в память Святейшего изгнанника.
МЫ С МОЕЙ СЕСТРОЙ БЫЛИ В КОНЦЕ 1970-х ГОДОВ В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ В ТУРПОЕЗДКЕ, НО НИКТО НАМ ОБ ЭТОМ НЕ РАСКАЗЫВАЛ.
А теперь и новость, во всяком случае для меня. Я то думала, что и Аввакум и Никон оба русские. Оказывается Патриарх Никон защитил нашу православную веру, хотя русским он не был.
Сообщая об этнической принадлежности Никона, почему-то мало кто из исследователей обращается к свидетельствам протопопа Аввакума (1620/21-1682), выдающегося писателя, одного из лидеров староверов, сыгравшего одну из ключевых ролей в расколе Русской Православной Церкви в середине XVII века. Аввакум лично знал Никона. Вначале они были соратниками и единомышленниками в деле исправления церковных «нестроений ». Затем, когда Никон взошел на патриарший престол и начал проводить церковную реформу, они стали непримиримыми врагами. В своих сочинениях Аввакум не раз упоминает о Никоне. В частности, он сообщает о том, что отец Никона был марийцем. По какой-то причине эти свидетельства не использовались и С.К. Севастьяновой при написании ею своей книги.
Так, в одном из своих писем, так называемом «Послании отцу Ионе», протопоп Аввакум, отвечая на вопрос Ионы о том, является лиПатриарх Никон антихристом, писал: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне; отец у него черемисин, а мати русалка, Минка да Манька… »5 Важность определения места рождения и национальности родителей Никона при ответе на вышеназванный вопрос объясняется тем обстоятельством, что антихрист должен родиться, как писал Аввакум, «от Галилеи, от колена Данова, от жены жидовки »6. Таким образом, по Аввакуму, Никон не являлся «последним антихристом», а был лишь его предтечей. В другом своем сочинении Аввакум писал: «Мы с Никоном ис тех мест… Я от попа родился, а Никона черемисин Минька добыл в деревнишке…»7 Из приведенных отрывков следует, что Аввакум с Никоном земляки (оба уроженцы Нижегородского края), села, где они родились, находились рядом, что Аввакум — сын священника, а Никон — сын крестьянина (жителя деревни), что родителей его звали Миной и Манькой (уменьшительное от имени Мариамна) и что отец Никона был марийцем. Что касается его матери, предстающей мифическим существом «русалкой», то это, скорее всего, описка переписчиков послания Аввакума (его сочинения ходили по рукам староверов в виде списков). Так же считал биограф протопопа Аввакума А. Бороздин. Он полагал, что в рукописи слово «русалка» явилось в замену слова «русачка», то есть русская8. Здесь следует также заметить, что маловероятно, чтобы Аввакум, родившийся в краю, где встретить мордвина или марийца было обычным делом, не различал их между собой. Поэтому вопрос о том, что Аввакум, называя отца Никона «черемисом», просто путал его с мордвином, отпадает сам собой.
Особый интерес вызывает сообщение Аввакума о том, что Никон родился между «Мурашкина и Лыскова», недалеко от «родины» Аввакума. Известно, что Никон родился в с. Вельдеманово, а Аввакум в с. Григорове. Если взглянуть на карту Нижегородской области, то мы увидим, что села Вельдеманово и Григорово действительно расположены относительно близко друг от друга. Однако Вельдеманово находится южнее не только Лыскова, но также и Большого Мурашкина, — то есть оно никак не может быть между ними. Неужели Аввакум ошибся в определении географического положения места рождения Никона? Возможно, что и нет, если предположить, следуя свидетельству Аввакума, что будущий патриарх родился не в с. Вельдеманово, а в некой «деревне», название которой, к сожалению, осталось неизвестным, располагавшейся как раз где-то между Мурашкино и Лысково. Не исключено, что деревня была марийской, так как в начале XVII в. марийцы еще жили в этих местах9. В село же Вельдеманово, которое по этническому составу, вероятно, было мордовским, отец будущего Патриарха вместе с семьей, как мы полагаем, переселился уже после рождения Никона.
Такая версия не выглядит необычной, если учитывать то об
стоятельство, что Никон родился в мае 1605 г., когда Россия уже погружалась в хаос Смутного времени. Тысячи и тысячи людей были вынуждены покидать насиженные места, опасаясь за свои жизни, и переселяться в более или менее безопасные местности России. Дороги, судоходные реки, бывшие источниками благосостояния окрестных сел и деревень, теперь приобрели зловещее значение. Неровен час, придут по ним ватаги разбойных людей, ограбят, разорят хозяйство, покалечат или убьют. Вероятно, руководствуясь подобными соображениями, отец Никона принял решение переселиться в с. Вельдеманово, удаленное от больших трактов и крупных рек.
В с. Вельдеманово Никита хорошо освоил русскую речь (он уже в ранние годы научился читать у местного грамотея) и, возможно, мордовский язык. Марийский же язык Никита, по-видимому, не знал. В окружении немарийского населения необходимости в знании родного языка не было.
Таким образом, свидетельства протопопа Аввакума ставят под сомнение распространенную в настоящее время версию о том, что Патриарх Никон был мордвином, и, вероятно, сочинения Аввакума являются единственным источником XVII в., в которых совершенно определенно называется национальность родителей седьмого Патриарха Московского и Всея Руси Никона.
http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=261
ДОБАВЛЮ:
Интересно, а в Москве или в области хотя бы один мариец живёт? Взглянуть бы хотя бы одним глазком.