Каждый должен играть на своей флейте
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...
[показать]
Палитра впечатлений
Конечно, знакомство с художником должно начинаться с его картин. И так как в галерее Саламова все стены увешаны полотнами, быстро погружаешься в его творчество. Однако описывать живопись словами – занятие неблагодарное. Картины должны восприниматься глазами. И душой. Ничего не попишешь. Но пока вы дойдете до галереи и увидите все сами…
На картинах Байрама больше всего зонтов, яблок, цветов, домов, красивых женщин и музыкантов. Чаще это краски солнца – красная, желтая. У него есть работы, выполненные и в холодных тонах, но они все равно какие-то внутренне теплые. Байрам говорит, что какую бы картину он ни писал, на палитре всегда есть красная краска.
Сам художник свое направление живописи определяет как импрессионизм. И здесь это именно то слово (от фр. impression – впечатление). Свет, нечеткие границы между предметами, яркие цветовые пятна, чистые цвета, вибрирующие мазки – все это есть и в живописи Байрама. Его сюжеты далеки от реальности. Они как зарисовки снов, иллюстрации к спектаклям, фантазии в чистом виде. .
Произведения Саламова находятся в фондах Тольяттинской картинной галереи, частных собраниях России, Германии, Швеции, Италии, Канады, Чехии, Кипра, Ирландии, Англии. В 2001 году его работа «Семья музыканта» была удостоена Гран-при в конкурсе «Картина года», проводимом Тольяттинской картинной галереей. Байрам Саламов – востребованный художник, а его картины призваны прежде всего дарить людям радость. Журналисты вообще назвали его человек-праздник.
[показать]
Там, где спокойно
Родом из детства мы все. И Байрам навсегда сохранил в себе детские впечатления от старинного азербайджанского города Шеки, где он родился. Семья у Байрама была большой по нашим меркам – семеро детей. Байрам смеется: «У нас семья с тремя детьми считается бездетной. В нашей семеро – средняя семья». Сколько помнит себя – всегда рисовал. Представлял себя только художником. В школе ему легче давались гуманитарные предметы: история, литература. А вот математику, физику, химию не принимала душа. Родители Байрама мудро решили: не мешать мальчику рисовать, Художник – так художник. И после окончания средней школы Байрам поступил в Бакинское художественное училище. Отслужил армию, поступил на службу в театр, художником-оформителем. Наверное, оттуда у него много театральных сюжетов.
[показать]
Поездил по стране, пытался остаться в Москве. Но не смог – шумно, суетно, возможностей для продвижения много, а о душе подумать некогда. Так и осел в Тольятти.
– Приехал сюда на одну неделю, – рассказывает Байрам, – а уехать отсюда не могу двадцать лет. Я сам себе говорю, что, наверное, еще не выполнил своего задания в этом городе. Поэтому он меня не отпускает. Замечательный город! Здесь спокойно.
В Тольятти Байрам устроился на работу, был в свое время главным художником ДКиТ ВАЗа. Но долго там не проработал
– Невозможно нести в одной руке два арбуза. Я не понимаю, как можно приходить после работы, выжатый как лимон, и браться за картины. Я и в детстве такой был. Надо было что-то в саду делать, в доме. На меня посмотрели пару раз и сказали: иди лучше рисуй. Я даже квартплату не могу пойти заплатить. Нет, если надо, я, конечно, пойду… Но я не умею и не люблю заниматься бытовыми вопросами. Хотя в обществе ты должен придерживаться определенных правил, соблюдать законы. И там я как все. Но я прихожу к себе в мастерскую, переодеваюсь, включаю музыку – и я уже другой.
Вот что значит заниматься любимым делом. Байраму не нужен отпуск, отдых. Он говорит, что если его лишить возможности писать в мастерской, он будет рисовать где угодно, хоть на салфетке в кафе
[показать]
Рискованное дело
Вообще-то, путь художника – рискованное дело, считает Байрам. Чтобы жить и выживать, надо зарабатывать деньги. Лозунг «художник должен быть голодным» мой герой считает надуманным. Но чтобы зарабатывать, надо картины продавать.
– Тебя могут признать, а может – нет, – рассуждает мой собеседник. – Или признание появится, как мираж, и исчезнет. Мир искусства меняется, как мода. И везение должно быть у художника обязательно. Сейчас многие думают: «Вот бы жить во Франции, меня бы там ценили». Ребята, езжайте, посмотрите, там таких много. Если в тебе что-то есть ценного – тебя заметят. Есть Интернет, есть выставки, пути открыты. Хороший художник – это как хорошая нефтяная вышка. Галеристы, арт-дилеры смотрят, можно продать этого художника или нет, можно ли на нем деньги делать. Но они могут тебя и не взять, просто потому, что сейчас хорошо продаются другие стили и направления, а не тот, в котором ты работаешь. Известность могут дать выставки в разных городах, странах. Но ты можешь в них участвовать, только если у тебя есть деньги. Потому что картины надо подготовить к показу, упаковать, заказать багет. Если ты едешь за границу, то тебе еще нужно для каждой работы получить разрешение на вывоз. А это делается только в двух городах – в Москве и Нижнем Новгороде. Если у тебя захотят работу купить приезжие иностранцы, им тоже надо будет получать разрешение на вывоз. Художников в России целая армия. А вот хороших галеристов почти нет. Продавать картины – это тоже целое искусство. И не сам художник должен этим заниматься.
[показать]
Жить и выживать
Байраму Саламову, видимо, удача улыбалась не раз. Он уже давно занимается только своим творчеством, выставочной деятельностью. В прошлом году наконец-то смог открыть свою галерею. Здесь он сам себе хозяин. Но и на одном везении много не заработаешь. Труд, огромный душевный и физический труд вложен в каждое его произведение.
[показать]
– Выживать сегодня и сказать в искусстве свое слово – кому-то дано, кому-то не дано, – считает Байрам. – Я состою в творческих союзах – художников России и международной федерации художников ЮНЕСКО. Когда-то членство в союзах давало возможность получения мастерской. Сейчас каждый сам по себе. И я всегда говорю: «Никто не виноват, что ты художник».
Эта фраза во многом определяет отношение Байрама Саламова к своему делу. Ты сам выбрал свой путь. Чтобы идти по нему, нужна вера в себя, в свою вершину.
– Внутренняя сила должна быть, – говорит он. – Надо не жалеть себя, а работать, выжимать из себя все до капли. Я никогда не думаю о том, что вот потом, после моей смерти, мои картины будут стоить миллионы. Мне надо сейчас жить. Сейчас у меня есть вот эта галерея, и я не хочу ничего другого вокруг видеть. Куда я иду – это никому не известно. Это время покажет. А живу я здесь и сейчас. Важен процесс, движение
.
[показать]
Играть на своей флейте
Байрам любит писать по ночам. Когда не отвлекают телефонные звонки и прочая суета. Когда можно уйти с головой в картину.
– Идея зарождается в голове, – говорит Байрам, – но пока она через твои руки на холст выйдет, она видоизменяется. Ты представляешь одно, а получается другое. Когда появляются идеи? Когда работаешь! Чем больше не работаешь, тем дольше ничего не приходит. Бывает, попадаешь в депрессию. И у всех художников это было. Но выходишь из этого состояния только тогда, когда начинаешь что-то делать.
[показать]
– В живописи самое главное – живопись, – говорит Байрам. – Бывает в картине какая-то социальная тема или философская, а живописи нет. Живоописание должно быть прежде всего, значит, картина должна красиво, изящно, хорошо смотреться. А потом будет тема. Да и нет такой темы, на которую кто-то еще не писал. Я не люблю такие картины, возле которых висит большая бумага, на которой написано, что же хотел сказать этим художник. Живопись должна быть доступна, понятна. Хорошие работы те, на которые обращают внимание. А обращают внимание, потому что в них есть какое-то свое слово художника. Например, идет человек по выставке. И вдруг останавливается возле какой-то картины. Вот это ценно. Ты просто должен на своей флейте играть
СТАТЬЯ Ирины Хавронич