Рис. - скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО
Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой "Однокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию "однокоренные слова" еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как "родственные" слова.
|
Любите поработать? |
Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.
Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.
Игры по теме "Родственные слова" размещены ниже, после подборки картинок.
Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм , сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.
Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег - снеговик - снегурочка =удачный пример; снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.
Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.
1.
[494x700]
2.
[494x700]
3.
[494x700]
4.
[494x700]
5.
[494x700]
6.
[494x700]
7.
[494x700]
8.
[494x700]
9.
[494x700]
10.
[494x700]
11.
[494x700]
12.
[494x700]
13.
[494x700]
14.
[494x700]
15.
[494x700]
16.
[494x700]
17.
[494x700]
18.
[494x700]
19.
[494x700]
20.
[494x700]
21.
[494x700]
22.
[494x700]
23.
[494x700]
24.
[494x700]
Примерные игры и задания. Тема "Родственные слова". Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.
Д/и "Объяснялки". Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".
Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.
1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).
На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.
Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).
2. Д/и «Доскажи словечко»
--Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью… (снеговою)
На полянки, на лужок
Всё снижается… (снежок)
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в … (снежки)
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили… (снежком)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег). [1]
Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил… (дом)
Рядом жил поменьше гномик
Пол кустом он сделал… (домик)
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко)
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой… (домище)
Был он стар и был он сед
И большой был… (домосед)
А за печкой за трубой
Жил у гнома… (домовой)
Очень строгий, деловитый
Аккуратный… (домовитый)
Мох, калину, зверобой –
Всё из леса нёс… (домой)
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас… (домашний)
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда… (дома)
Всех встречал радушно гном
Все любили этот … (дом).
Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:
Лес, лесок, лесной, лесник;
гриб, грибок, грибник, грибной;
вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
сахар, сахарный, сахарница;
носят, поднос, носильщик;
гора, горка, гористый, горный, пригорок;
лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;
дуб, дубок, дубовый;
ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;
весна, весенний, веснянка, веснушка.
3. Д/и «Найди «лишнее» слово»
Горе, горный, гора;
Боль, большой, больница;
Водить, вода, водный;
Лес, лесник, лестница;
Море, морщины, морской;
Беседа, беседка, соседка.
4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»
Зимушка, зимовать, зимний;
Животное, живёт, живой;
Пасёт, пастух, пастушка;
Печка, печник, испечь;
Дворик, дворник, дворовый;
Сорить, мусор, насорит;
Звонить, звонок, звонкий.
7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»
Сосны и сосенки – в сосняке,
А ели и ёлочки – в ельнике.
Дубки и дубочки растут в дубняке,
И в нём не найдёшь можжевельника.
У дуба крепкая кора,
Красив листок дубовый.
Дублёнку надевать пора,
К зиме готовясь новой.
Ивушки, ивы растут у реки,
Низко склоняясь над водой.
Из ивовых прутьев плетут старики
Корзиночки долгой зимой.
Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами – подосиновики,
Такие грибы красивые.
В лесистой местности лесочки и леса,
Здесь лесники работают вокруг,
Чтобы лесная дивная краса
Не пострадала почему-то вдруг
Мы маслим кашку маслом,
Храним его в маслёнке.
Одежду коль замаслил –
Держи её в сторонке.
В морях морские пароходы,
В морях всегда есть мореходы,
И я хочу быть моряком,
Но только не сейчас – потом.
Бывают домики, домишки и дома,
Домашнее хозяйство мы ведём,
А домоводству я учусь сама.
Своих домашних дома мы найдём.
Наступила зимушка, зимушка-зима,
Всю одежду зимнюю достала я сама.
Видно, очень долго придётся зимовать
И о лете красном с грустью вспоминать.
С лиственных деревьев падает листва,
Все листочки жёлтые осень принесла.
Листопад бывает осенью большой.
Листья вновь появятся раннею весной.
Мы все живём на родине,
В своём родном краю.
Люблю своих родителей
И родину люблю.
В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например: