• Авторизация


СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ 04-09-2012 08:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

[300x334]СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
 
Задачи словарной работы
1.      Обогащение словаря = расширение – усвоение новых, ранее неизвестных слов (рекомендуется 4-6 слов ежедневно).
2.      Активизация словаря – перевод слов из пассивного словаря в активный.
3.      Уточнение и закрепление словаря (освоение нюансов языка – многозначность, синонимичность и др.)
4.      Устранение нелитературных слов из речи детей (перевод их в пассивный словарь).
 
Содержание словарной работы
Данный пункт раскрывает направления работы воспитателя по расширению словаря дошкольников. Чтобы легче было организовывать, проводить и контролировать работу воспитателя все слова, которые будут изучаться в ДОУ, разбиты на несколько групп (см. ниже).
Содержание словарной работы обуславливается кругом присваиваемой ребенком культуры, т.е. это лексика (слова), необходимая для общения, удовлетворения потребностей, ориентировки и познания окружающего.
Содержание словарной работы:
1.      БЫТОВОЙ СЛОВАРЬ – части тела, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.
2.      ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – названия явлений живой и неживой природы (времена года, осадки, растения, животные и прочее).
3.      ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – явления общественной жизни – труд, профессии, страна, президент, праздники, традиции, армия и др.)
4.      ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТТЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – синонимы, точные антонимы, фразеологические обороты (бежать сломя голову), слова качественной оценки предметов (хороший, плохой и др.), слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства.
5.      ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, КОЛИЧЕСТВО и др.                                      
 
Последовательность работы над словом                                      
1.      Знакомство с новыми словами, то есть обогащение (расширение) словаря проводят на основе наблюдений, обследований предметов, осмотров, экскурсий. Во время этих видов деятельности ребенок воспринимает изучаемый предмет «вживую» = непосредственно, значит это методы непосредственного ознакомления со словом. Также, знакомить дошкольников с новыми словами можно в процессе рассматривания картин, предметов, игрушек, при чтении литературы, просмотре диа-, кино–, видео– фильмов, телепередач. При этом картины, игрушки и прочее должны быть малознакомы детям. Так как в этот момент непосредственно изучаемый материал отсутствует, то эта группа методов называется – методы опосредованного ознакомления со словом.
2.      Уточнение и закрепление словаря производится с помощью уже знакомых ребенку иллюстраций, игрушек, в дидактических играх и упражнениях, при чтении художественных произведений это методы уточнения, закрепления и уточнения словаря.
3.      Использование слова в активной речи (активизация словаря) производится в беседах, разговорах, речевых ситуациях, речевых поручениях, играх, упражнениях и др.
 
Речевые ситуации (занести в перечень приемов) – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.
 
Речевые поручения (занести в перечень приемов) – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».
 
Словарная работа в разных видах деятельности
Работа над словарем детей происходит постоянно, во всех видах деятельности путем комментирования (что значит этот термин?) воспитателем всех действий своих и ребенка, при ответе на вопросы ребенка, при задавании вопросов, рассказе о чем либо и прочее.
1.      Бытовая деятельность – при воспитании культурно-гигиенических навыков (далее КГН), такие слова как одежда, обувь, туалетные принадлежности, их качества, действия с ними, обороты взаимообращений.
2.      Трудовая деятельность – ручной труд на занятиях, во вторую половину дня, дежурства, труд на прогулке, уборки в группе и прочее. Слова – орудия труда, инструменты, действия, качества предметов и др.
3.      Игровая деятельность – позволяет в естественной форме отработать все группы содержания словарной работы.
4. Занятия (см. другие лекции). Словарь отрабатывается и на специальных речевых занятиях и на других видах занятий (изобразительная деятельность, математика, физическая культура, экология и пр.).

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
  5. Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
  6. Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
  7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.
  8. Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.
  9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду.
  11. Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.
  12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.
  13. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
  14. Журнал «Дошкольное воспитание».
  15. Нефедова Е.А. Готовимся к школе.
  16. Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском  саду.
  17. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению. 

 

словарная работа/1346731245_Odnoklassniki_1 (126x90, 9Kb)

  1. Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
  2. Здесь можно самостоятельно и бесплатно за 30 мин. сделать свой сайт о педагогике, психологии, своем учебном заведении и прочее http://nsportal.ru/page/bystryi-start
  3. Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей http://idi-k-nam.ru/profile
  4. Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/
  5. Активная группа логопедов в «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ | logopedskype1 - Логопед по скайпу | Лента друзей logopedskype1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»