Если очень хочется праздника - нужно пойти в музей. Да непростой, а тот, где женщинe будет очень интересно.
Такой музей есть в Петергофе.
«Особая кладовая»!
Корпус под гербом. Большой Петергофский дворец
«Особая кладовая» - великолепный музей императорских реликвий, драгоценностей и дипломатических подарков.
Он находится сбоку от Большого дворца, во флигеле, который называют «Корпус под гербом». Это действительно так - сверху на вас смотрит трехглавый (!) орел, снабженный флюгерным механизмом.
Знаете, почему у него 3 головы? Чтобы с любой стороны он выглядел двуглавым. Вот такой секрет.
Здесь начинались парадные выходы в дворцовую церковь, которая находилась в противоположном конце дворца, одевали невест перед церемонией венчания, отсюда несли крестить царственных младенцев.
Сегодня в «Особой кладовой» можно увидеть драгоценные реликвии, хранящие память о российских императорах - от Петра I до Николая II.
![]()
Веера из "Особой кладовой"...
Желтая гостиная императрицы Екатерины II. А в витрине они - веера! Их владелицей была великая княгиня Александра Иосифовна, супруга великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая I.
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
До чего же красивые! Пластинки сделаны из кости, из перламутра, других материалов. Экран может быть изготовлен из пергамента или шелка, расписан просто орнаментом или сюжетной сценой.
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
![]()
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
Великолепные пластинки веера выполнены из слоновой кости и украшены резьбой. Сюжетная сцена какой-то прогулки, дамы любезничают с кавалерами. Очень живописно))
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
![]()
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
Еще один вариант. У этого веера пластинки - целое произведение искусства. Экран из пергамента, расписан медальонами с различными изображениями: натюрморты, музыкальные инструменты... Веера Александры Иосифовны - французские. Это понятно, Франция - законодательница мод.
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
В эпоху барокко дама с веером могла быть только аристократкой. А вот рококо сделало этот аксессуар доступным и для буржуазии. Но все равно главным поставщиком вееров являлась Франция, хотя у англичан производство было поставлено на промышленный уровень.
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
Расписывали веера даже знаменитые художники. Надо сказать, что эта работа была очень почетной.
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
Чудесные веера из пластинок слоновой кости. Какая тонкая работа, какая ажурная резьба!
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
![]()
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
![]()
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
И еще одно зрелище, приятное глазу. Комплект золотых украшений с бирюзой - серьги, браслет и кулон. Бирюза - камень любви, раньше в России обручальные кольца делали с бирюзой.
Брошь рядом тоже великолепная!
Желтая гостиная. Особая кладовая, Большой Петергофский дворец
Веера могли быть складными («плие») и нескладными. В XIX веке писком моды считались веера из страусовых перьев. В коллекции Александры Иосифовны таких нет, она уже не застала это время.
Конечно, все знают про «язык веера», дамы прошлого активно им пользовались. Например, касание веером губ или сердца однозначно говорило об испытываемой симпатии. А если правой рукой взять веер и приложить к левой щеке, сразу понятно - на ухаживания тратить время бессмысленно.
Удобно, правда? И никто не уличит - всегда можно сказать, что плохо разглядел)) Вот такие секреты помнят эти веера!
![]()
Из коллекции императрицы Марии Федоровны...
Веер совершенно уникальный аксессуар. На нем можно запечатлеть памятное событие, изобразить сюжет картины или какую-нибудь сцену - да все, что угодно.
Давайте посмотрим на коллекцию императрицы Марии Федоровны - в ней есть веера работы русских мастеров. Такое было нечасто, обычно их привозили из Франции.
Веер императрицы Марии Федоровны. Россия, 1883. Репс, карельская береза, шелк, гуашь. Источник hermitage.guide
Все приглашенные были в исторических костюмах - от рыцарей до бояр. На лицевой стороне экрана веера с правой стороны можно разглядеть парадную лестницу со стоящими на ней участниками бала в маскарадных нарядах.
![]()
Роспись на втором веере, посвященном этому балу, тоже принадлежит кисти российского художника. Ее автор - Иван Александрович Всеволожский, сценарист и художник, тайный советник и театральный деятель, обер-гофмейстер и директор императорских театров.
И вот что удивительно - здесь карикатурное изображение участников бала-маскарада! Такой стиль исполнения - большая редкость.
Веер императрицы Марии Федоровны. Россия, 1883. Черепаха, репс, гуашь. Роспись И. А Всеволожского. Источник hermitage.guide
Всеволожский, по рассказам современников, обладал великолепным чувством юмора и нередко рисовал карикатуры на своих друзей и знакомых. Двумя годами раньше Иван Александрович уже расписывал подобный веер в память о костюмированном бале, изобразив 33 карикатурных образа членов Государственного совета в восточных костюмах.
Надо сказать, что среди изображенных гостей бала нет хозяев, великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, а также императорской четы, Александра III и Марии Федоровны.
![]()
Третий веер расписывала женщина. Он продолжает тему бала-маскарада 25 января 1883 года. Роспись на экране веера изображает русскую боярыню.
Веер императрицы Марии Федоровны. Россия, 1883. Карельская береза, репс, шелк, гуашь. Роспись Е. Барсуковой. Источник hermitage.guide
Елена Барсукова - русская художница, окончила Академию художеств в Петербурге и работала в Императорском обществе поощрения художников. Женщины в художественной среде того времени - явление довольно редкое. Тем ценнее подобные работы!
![]()
![]()