Народный артист СССР (1974)
Герой Социалистического Труда (1984)
Народный артист Киргизской ССР (1969)
Кавалер ордена Ленина
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999, за выдающийся вклад в развитие искусства танца)
Кавалер ордена Дружбы (1994, за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность)
Кавалер ордена Отечественной войны II степени (1985)
«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен… что все, что он исполняет, никто другой не смог бы». Галина Уланова.
Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в селе Старые Атаги в Чечне.
Он окончил лишь шесть классов средней школы, и уже в 7 лет веселил гостей на чеченских свадьбах, кружась в быстром танце. Он начинал свой танец с молниеносного пируэта на пальцах правой ноги, одновременно левой ногой касаясь головы. И делал это с таким мастерством, что ни у кого не вызывало сомнения – у мальчика к танцам есть настоящее призвание. Что вовсе не радовало строгого и сурового Али-Султана – отца многодетной семьи Эсамбаевых. Он прятал от Махмуда одежду, запирал его дома. А когда узнал, что его сын выступает со своим номером, перемещаясь по ближайшим селам с небольшим кочевым цирком, был просто в ярости. «В пастухи пойдешь – там будет больше пользы», – решил судьбу мальчика глава семьи. Братья тоже посмеивались над увлечением Махмуда.
О своем детстве Махмуд рассказывал: «Мой отец чеченец и мама чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз. Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне. Её и только её я всегда называю мамой. Она звала меня Мойше.
— Мойше, — говорила она, — я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко. Это когда всех чеченцев переселили в Среднюю Азию.
Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.
— Мойше! — кричала она.
— Иди сюда.
— Что, мама?
— Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдёшь.
— Хорошая смесь у Мойши, — говорили во дворе, — мама — жидовка, отец — гитлеровец.
Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне. Она ходила в гости к своим знакомым одесситам, Фире Марковне, Майе Исаaковне — они жили побогаче, чем мы, — и приносила мне кусочек штруделя или еще что-нибудь.
— Мойше, это тебе.
— Мама, а ты ела?
-Я не хочу.
Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, а кости шли на бульон. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши. Она умела из ничего приготовить вкусный обед. Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес, она приготовляла селёдку так, что можно было сойти с ума. Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: «Миша! Как ваша мама кормила нас всех!» Но сначала мы жили очень бедно. Мама говорила: «Завтра мы идём на свадьбу к Меломедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше». Я уже хорошо танцевал и пел «Варнечкес». Это была любимая песня мамы. Она слушала ее, как Гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела «Варнечкес». Мама говорила: «На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать». Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка, и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: «Сейчас Мойше будет танцевать». Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: «Мойше, а теперь пой». Я становился против неё и начинал: «Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?..» Мама говорила: «Видите какой это талант!» А ей говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна, что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские — ничего не знают по-еврейски.
Была моей мачехой и цыганка. Она научила меня гадать, воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: «Жиденок, иди сюда, петь будем». Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли. Мама спросила меня:
— Мойше, скажи мне: русские — это народ?
— Да, мама.
— А испанцы тоже народ?
— Народ, мама.
— А индусы?
-Да.
-А евреи — не народ?
— Почему, мама, тоже народ.
-А если это народ, то почему ты не танцуешь еврейский танец? В «Евгении Онегине» ты танцуешь русский танец, в «Лакме» — индусский.
— Мама, кто мне покажет еврейский танец?
— Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
— Как ты покажешь?
— Руками.
— А ногами?
— Сам придумаешь.
Она напевала и показывала мне «Фрейлехс», его ещё называют «Семь сорок». В 7.40 отходил поезд из Одессы на Кишинёв. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец «А юнгер шнайдер». Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад — из другого материала. Я всё это обыграл в танце. Этот танец стал у меня бисовкой. На «бис» я повторял его по три-четыре раза. Мама говорила: «Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? Или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец». В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?». Я отвечал: «Я сам себе разрешил».
Вопреки воле отца Махмуд поступил в хореографическое училище Грозного, и уже в 15 лет будущий великий танцор выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.
Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой, выступал на строительстве оборонительных сооружений и в военных госпиталях. Во время одного из таких выступлений Эсамбаев был ранен в ногу после того, как вблизи сцены, где перед солдатами выступал Махмуд, разорвался снаряд. Осколок попал ему в ногу. Эсамбаев дотанцевал и уже за кулисами упал, потеряв сознание. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям дочери Эсамбаева Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать вы не сможете». Но доктор ошибся – сила воли у юноши была железная, и он совершенно не представлял свою жизнь без танца.
Фронтовая бригада чечено-ингушских артистов. Слева первый сидит Махмуд Эсамбаев.
В 1943 году в освобожденном Пятигорске своим даром 19-летний танцор моментально очаровал администрацию местного театра оперетты, и ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы — «Роз-Мари», «Холопка» и «Раскинулось море широко». Несмотря на молодость Эсамбаева, никто из актеров не сомневался в его бесспорном таланте. Причем Махмуд был за непокорность сослан комендантом в аул, где некоторое время ему пришлось сплавлять лес по горной реке и от верной гибели его спасли поклонники и администрация театра.
В феврале 1944 года чеченцев и ингушей согласно бериевскому плану «Чечевица» начали переселять в Среднюю Азию – из-за горстки бегающих по горам бандитов. По некоторым оценкам, всего половина процента населения Чечено-Ингушетии объединились в формирования, которые стремились изменить действующий строй и ждали гитлеровцев, при этом гораздо больше было молодых людей, которые стремились уйти на фронт, чтобы защищать страну. Мать Махмуда переселения не перенесла, а отец тяжело заболел. Горе сблизило отца с сыном. Как писала позже дочь Стелла Эсамбаева, отец Махмуда, живший с ним в те годы, видел то упорство и настойчивость сына, тот тяжелый труд, с которыми он готовился к выступлениям. «Прости старика, сынок, – как-то сказал он Махмуду, – только теперь я понимаю, как я был глуп»
Но творческая биография Эсамбаева не прерывалась. С 1944 по 1957 год он танцевал в Киргизском театре. В 20 лет он стал солистом Киргизского театра оперы и балета, где Эсамбаеву доверяли главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица». Он также стоял у истоков киргизской хореографии, станцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях.
«Впервые увидев Махмуда Эсамбаева на репетиции, — писал в своих воспоминаниях И.К.Ковтунов, главный балетмейстер театра, — я был восхищен этим бесценным самородком, редчайшим даром природы, певучестью каждой части созданного богом для танца тела». Позже он убедился и в огромном трудолюбии, целеустремленности и дисциплине этого необыкновенного юноши. Молодому артисту не хватало хореографического образования, решил он. Осваивая по ускоренному варианту теоретическую программу балетного училища, Махмуд сразу реализовал ее на практике. Ему помогал в этом интернациональный коллектив. Вскоре под аплодисменты зрителей он начал исполнять не только характерные и народные танцы, но и главные партии в классических русских и других балетных спектаклях: в «Лебедином озере» — злого гения Ротбарта, «Бахчисарайском фонтане» — хана Гирея, «Спящей красавице» — Карабос, «Тарасе Бульбе» — Тараса. Играл в премьерных киргизских национальных балетных спектаклях — «Чолпон», «Анар», «Весна в Ала-Тоо».
Испанский танец из балета «Лебединое озеро» в исполнении М.Эсамбаева и Б.Бейшеналиевой. Киргизский театр оперы и балета.
Свои впечатления о спектакле «Бахчисарайский фонтан» описывал режиссер театра В.Ш.Шахрай: «Вот в самом финале появился Гирей — Махмуд Эсамбаев, — и сцена оживилась высокоодаренным человеком». Всего за 13 лет работы Эсамбаевым в театре были созданы десятки незабываемых образов, в том числе в киргизских национальных балетных спектаклях. Махмуд Эсамбаев об этом периоде свое жизни рассказывал: «У мамы было своё место в театре. Там говорили: «Здесь сидит Мишина мама». Мама спрашивает меня:
— Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
— Мама, — говорю, — у нас нет родственников.
— А разве это не народ носит?
— Нет. Родственники. Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
— Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
— Мойше, — говорит она из под кровати. — Я вижу твои ноги, так вот, сделай так, чтоб я их не видела. Выйди. Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него — тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бичевкой.
— Мама, — говорю, — откуда у нас такие деньги?
— Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно, похоронят и так. Вечером я танцую в «Раймонде» Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идёт занавес. Я фактически ещё не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне роскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего — тоже. Я уже понял, что все это — мамочка. Спектакль шёл в четырёх актах. Значит, и после четвёртого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: подумайте, Эсамбаева забросали цветами. На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы. Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
— Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
— Мойше, — говорит она. — Я не вставала. Я не могу встать.
— Откуда же цветы?
— Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.
Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию, как свою Родину. Ко мне там отнеслись, как к родному человеку. Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:
— Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют ещё дальше. Там уже строят бараки.
— Мама, — говорю, — мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное — нам быть вместе. Я тебя не оставлю.
Женой Эсамбаева стала врач по специальности армянка Нина Аркадьевна Ханумянц. Эсамбаев с ней познакомились, когда ему было 17 лет. Позже у них родилась дочь Стелла. Эсамбаев рассказывал: «Когда умер Сталин, она сказала: «Теперь будет лучше». Она хотела, чтобы я женился на еврейке, дочке одессита Пахмана. А я ухаживал за армянкой. Мама говорила:
— Скажи, Мойше, она тебя кормит? (Это было ещё в годы войны).
— Нет, — говорю, — не кормит.
-А вот если бы ты ухаживал за дочкой Пахмана…
— Мамa, у неё худые ноги.
— А лицо какое красивое, а волосы… Подумаешь, ноги ему нужны.
Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба. Я начал преподавать танцы в училище МВД, появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине купил белые металлические часы. Жена говорит:
— Маме ты купил с золотой цепочкой вместо того, чтоб купить их мне, я молодая, а мама могла бы и простые носить.
— Нина, — говорю, — как тебе не стыдно. Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у неё есть такие часы.
Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметя пол, вышла с мусором, мама сказала: «Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше». Это единственное, что она сказала в её адрес.
У меня родилась дочь. Мама брала её на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: «Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая. И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо, она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать». Они с Ниной стали жить дружно. Отец за это время уже сменил нескольких жён. Жил он недалеко от нас. Мама говорит: «Мойше, твой отец привёл новую никэйву. Пойди посмотри». Я шёл.
— Мама, — говорю, — она такая страшная!
— Так ему и надо.
Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У неё была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у неё: «Софа, приезжай. Миша уже семейный человек. Он не пропадёт месяц-другой без тебя». Как я её отговаривал: «Там же другой климат. В твоём возрасте нельзя!» Она говорит: «Мойше, я погощу немного и вернусь». Она поехала и больше уже не приехала. Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять».
Стелла Эсамбаева рассказывала о взаимоотношениях своих родителей: «Вы знаете, на самом деле она сыграла огромную роль в его становлении, так как она тоже была с очень большой силой воли. И видя, что он талантлив, она этому способствовала всю жизнь. Она как бы была в тени. Мне неудобно говорить, это мама, но вела всегда очень скромно, и она была за папой. То есть он, конечно, был прекрасный семьянин, необыкновенный муж, с ним было легко. И когда даже папу спрашивали: «А вы что, никогда не ругаетесь?», а он говорит: «Это ненормальная семья, где не ругаются. Значит в этой семье все очень плохо». Всякое бывало, но в основном он видел в маме очень большую поддержку, большого друга, которая в любой момент его поддержит в любом его начинании. И когда начинал думать о новом танце. Он обязательно о нем рассказывал маме. И они домысливали, какой это будет танец, кто его поставит, какой у него будет костюм. То есть мама понимала, что в тот момент, когда у него возникает идея об этом танце, он одержим этим танцем, и больше он ничего слышать не хочет и видеть. И она постоянно как бы способствовала его, нельзя сказать росту, а его фантазиям, как он хочет сделать этот танец, она его дополняла — а, может быть, вот так сделаешь? Мама была очень большим для него другом, она была слишком, можно сказать, самоотверженна во всем. Она принимала его гостей, он же безумно любил гостей. Она очень хорошо готовила, и успевала быть прекрасной мамой, бабушкой. То есть она так же была универсальна в том, чтобы ему было дома тепло, хорошо, она говорила: «Для папы нужно создавать очень большой уют, чтобы ему было уютно, потому что он очень устает». Я помню, когда я была маленькая, папа пришел домой, чтобы он отдохнул по-настоящему. И потом, когда он исполнял свои новые танцы, она всегда присутствовала. Потом она делала ему замечания. Хотя по профессии далека была от искусства, но она хорошо разбиралась в искусстве. И она ему говорила: «Знаешь, тебе здесь лучше так сделать, а вот здесь свет так должен быть». То есть она с ним была как профессионал».
В середине 1950-х годов, к моменту восстановления ЧИ АССР, Эсамбаев решил перейти на эстрадную сцену, чтобы исполнять танцы народов мира. Для этого им был накоплен огромный опыт и имелись безграничные технические и профессиональные возможности. Игорь Моисеев и Галина Уланова рассказывали, что когда впервые увидели Махмуда Эсамбаева, сразу поняли, что перед ними редкий самородок и предложили ему выступить на его первом международном конкурсе, где он занял первое место и получил золотую медаль.
Свои танцы-новеллы Эсамбаев собирал не только у себя в родной Чечено-Ингушетии, но и в Москве, Индии, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили, Перу, во Франции и во многих других странах мира, где ему довелось бывать на гастролях.
М.Эсамбаев — Боб. Р.Самгина — Бианка. Балет «Под небом Италии».
Эсамбаев создал уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. «На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы – «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева — это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра — это, я бы сказал, маленький законченный балет», — восторженно отмечал известный балетмейстер Юрий Григорович.
Поклонники и почитатели у Эсамбаева были повсюду – руководители государств считали за честь оказаться с ним рядом. Его друзьями были Иосиф Кобзон, Алла Баянова, Эдита Пьеха и много простых людей. Иосифа Кобзона Махмуд Эсамбаев называл «любимый младший брат». Иосиф Кобзон рассказывал: «Я пришел к нему на концерте за кулисы. Был 1962 год. Он посмотрел на меня: «А я тебя знаю, ты певец, я тебя по телевизору видел». А меня к тому моменту два раза в «Голубых огоньках» показали. «Значит, не такой ты дурак, раз на балет пришел». Я часто приезжал на гастроли в Грозный, и всегда меня встречал Махмуд. Мы обязательно шли на рынок, а за нами толпа, человек 200—300. В Чечне Махмуда боготворили. «Иосик, ты обязательно должен попробовать наши лепешки!» — «Хорошо, Мамудо!» И подходили ко всем. «Почем твои лепешки?» — спросил Махмуд у молодой чеченки. У той аж ноги от таких покупателей подкосились. «Угощайтесь, все бесплатно!» Эсамбаев долго выяснял цену. «Пятьдесят копеек», — наконец сдалась она. Что тут началось! «Да как ты можешь! Да как тебе не стыдно! Надо же землю вспахать, зерно посеять, урожай собрать, муку намолоть, лепешку сделать, а ты — пятьдесят копеек?» И давай ее ругать по-чеченски. «На двадцать пять рублей, иди домой, накорми детей». Помню, как они со своим дядей наперебой приглашали меня в гости. А дядя у него, Ваха Татаев, был министром культуры Чечни. И вот я, на правах гостя, пригласил их к себе. Дядя тост говорит, а Махмуд, нахмурившись, сидит. «Встань, я же твой дядя!» — не унимается Ваха Ахметович. Тот сидит. «К тому же я министр культуры!» — «Ты — мой министр культуры. У тебя вся культура — Махмуд Эсамбаев». И это была правда».
Писатель Ч.Айтматов, кинорежиссер С.Бондарчук, М.Эсамбаев и М.Фоменко.
Его ждали в республиках, где его знали не только как великого танцора, но и как прекрасного тактичного собеседника и яркого рассказчика. Эсамбаев не кичился своими многочисленными званиями, наградами и регалиями. Так, бывая с гастролями в Северной Осетии, Эсамбаев почти никогда не останавливался в гостинице – всегда был дорогим гостем в доме Кочисовых, с которыми связывали его родственные узы. «Какая-то сила тянула к нему людей, – рассказывала Зинаида Кочисова. – Оказавшись рядом с ним, вы будто попадали в особое измерение, в котором замечательно себя чувствовали. Это был удивительный человек!».
Махмуд Эсамбаев среди земляков в селении Старые Атаги.
Визитной карточкой на новом витке жизни и творчества Эсамбаева стал индийский храмовый ритуальный танец стиля Бахарат Натьям «Золотой Бог», поставленный в 1957 году Элеонорой Грикуровой.
«Золотой Бог».
Танец рассказывал о том, как, проснувшись, бог Шива зорким смотрел на все события, происходящие на земле Индии от восхода до захода солнца. Танцующий Эсамбаев изображал бога солнца. Его танец начинался с того, что Махмуд сидел на полу на корточках. В балете это называется полное «плие». Из этого положения танцору было необходимо медленно и плавно, как встает утром солнце из-за края земли, незаметно для глаз подняться за полторы минуты в полный рост. В таком положении танец продолжался в течение шести минут. После этого также незаметно для глаз за полторы минуты надо было уйти в первоначальное ритуальное положение. Самым сложным было правильно подняться и опуститься. Стоило ногам танцора чуть-чуть задрожать или допустить едва заметное резковатое движение — моментально зазвенели бы чуткие колокольчики, прикрепленные к щиколоткам танцора, и все впечатление от танца было бы испорчено. Весь танец длился 9 минут. Этот танец был выучен Эсамбаевым за 20 дней, хотя индийские специалисты утверждали, что меньше, чем за 8 лет, это сделать было невозможно.
Впервые в СССР Эсамбаев исполнил «Золотого Бога» в 1957 году в Москве в зале имени П.И.Чайковского. На Всесоюзном художественном конкурсе и Всемирном фестивале молодежи за исполнение «Золотого Бога» Махмуд Эсамбаев был удостоен золотой медали, а за «Таджикский воинственный танец с ножами» в постановке народной артистки РСФСР Тамары Зейферт и испанский танец с кастаньетами «Булерияс» — серебряных медалей.