Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеФИЛЬМЫ О ХУДОЖНИКАХ (ЧАСТЬ 16 - ВАСИЛИЙ СУРИКОВ, АНДРЕЙ РУБЛЕВ)
О русских художниках тоже снимали кино.
Василий Суриков
Мосфильм, 1959
Жанр: историко-биографический фильм
Автор сценария: Эмиль (Эммануэль) Брагинский, при участии академика живописи Василия Яковлева
Режиссёр-постановщик: Анатолий Рыбаков
Оператор-постановщик: Гавриил Егиазаров
Композитор: Владимир Юровский
Художник-постановщик: Виталий Гладников, Алексей Пархоменко
94 минуты
В ролях: Евгений Лазарев (Василий Суриков), Лариса Кадочникова (Елизавета Августовна Сурикова, жена художника), Леонид Галлис (Август Шаре, отец Лили), Геннадий Юдин (Алексей Алексеевич Лунёв), Георгий Вицин (Илья Репин), Иван Кудрявцев (Иван Крамской), Борис Терентьев (Иван Шишкин), Анатолий Федоринов (Павел Михайлович Третьяков), Михаил Погоржельский (император Александр III), Владимир Кашпур (юродивый), Евгений Моргунов (комендант снежного городка), Георгий Милляр (ряженый), а также Владимир Марута, Владимир Белокуров, Георгий Черноволенко, Николай Сергеев, Анатолий Кубацкий, Николай Горлов, Яков Ленц и др.
Биографический фильм рассказывает о двух десятилетиях жизни знаменитого русского живописца-передвижника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Факты из его биографии даны в естественной для киноленты литературно-художественной интерпретации. В конце 1860-х годов благодаря финансовой поддержке красноярского мецената золотопромышленника П. И. Кузнецова, талантливый юноша Василий Суриков едет в Петербург и после трёхмесячной подготовки сдаёт экзамены для поступления в Академию художеств. Несмотря на то, что его первая большая картина «Утро стрелецкой казни» была куплена Третьяковым, каждая следующая работа, из-за высокой требовательности Сурикова к самому себе, отнимает много времени и сил.
Верной помощницей для художника оказалась его жена Лиза, чья безвременная кончина послужила поводом для возвращения в родной Красноярск. Дружеский совет и посильное участие всегда были готовы дать товарищи по объединению передвижных художественных выставок Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской.
Некоторое время Суриков был дружен с Алексеем Лунёвым — многообещающим художником, разменявшим свой талант на мелкие салонные заказы. Яркое творческое начало Лунёва сошло на нет, а жизнь закончилась болезненным безумием. Мучительные поиски Суриковым натурщиков для картины «Меньшиков в Березове» дали результаты, он с энтузиазмом работает над масштабным полотном и в дальнейшем берётся за воплощение непростого сюжета из истории русского церковного раскола.

______________________________________________________
Андрей Рублев
1966 г. киностудия «Мосфильм».
Жанр: историческая драма
Идея: Василий Ливанов
Авторы сценария: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский
Режиссёр: Андрей Тарковский
Оператор-постановщик: Вадим Юсов
Художник-постановщик: Евгений Черняев; Ипполит Новодерёжкин, Сергей Воронков
Композитор: Вячеслав Овчинников
В ролях: Анатолий Солоницын (Андрей Рублёв), Иван Лапиков (Кирилл), Николай Гринько (Даниил Чёрный), Николай Сергеев (Феофан Грек), Николай Бурляев (Бориска Моторин), Юрий Назаров (Великий князь), Юрий Никулин (монах Патрикей), Ролан Быков (скоморох), Николай Граббе (сотник Степан), Михаил Кононов (Фома), Ирина Мирошниченко (Мария Магдалина), Игорь Донской (Христос) и др.
Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля (1969).
Премия французской критики «Приз Леона Муссинака» / «Prix Lйon Moussinac» (1970) — лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969 году
«Хрустальная звезда» / «Йtoile de Cristal» — премия Французской киноакадемии актрисе Ирме Рауш (Тарковской) — номинация «Лучшая зарубежная актриса», 1970.
Почетный диплом МКФ в Белграде-73
Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло-73
По итогам опроса киноведов мира в 1978 году включен в число ста лучших фильмов
Первоначально картине предполагалось дать название «Страсти по Андрею». Фильм рассказывает о жизни русского иконописца Андрея Рублёва. Повествование, разделённое на 8 новелл-эпизодов с 1400 по 1423 год, рассказывает о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха Рублёва.
Отдельные новеллы сюжетно мало связаны друг с другом, но ненавязчиво рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики. Первая глава кинополотна не связана с сюжетом — это метафора художественного зрения и полёта, по-видимому, обыгрывающая миф об Икаре.
Завязка сюжета — уход из Андроникова монастыря трёх монахов-богомазов: Даниила, Кирилла и Андрея Рублёва. Пережидая непогоду, монахи останавливаются в избе, где даёт представление бродячий артист — скоморох. Не успевает он отдохнуть после представления, как по доносу неизвестного, его избивают и увозят стражники.
Артель резчиков, которая только что резала по камню палаты великого князя Василия, ослеплена — вероятно, чтобы брату великого князя Юрию Звенигородскому не получить искусной работы тех мастеров, а также для острастки других великокняжеских мастеровых.
Языческий праздник — ночь под Ивана Купала в глухой деревне. Праздник греховной плоти: следуя древним обрядам, обнажённые юноши и девушки перед глазами художника купаются в реке. На следующее утро он видит охоту стражников князя на язычников.
Новелла «Набег». Княжеские междоусобицы приводят к страшному набегу на Владимир татарской орды Эдигея. Разграбление города и храма татарскими воинами. Фрески и иконы Рублёва изуродованы и гибнут под сапогами захватчиков. Рублёв видит, как один из варваров тащит за волосы юродивую девушку, и спасает её, разбивая воину голову топором.
Все эти страшные картины воспринимаются как испытание веры Рублёва. Через весь фильм проходит философский спор Рублёва и Феофана Грека. Разочарованный и надломленный Рублёв возвращается в свой монастырь, сомневаясь, нужны ли его иконы людям. Сомнениям и страданиям Рублёва противопоставлено спокойное и умиротворённое религиозное восприятие мира Феофана. Он наставляет Андрея и просит его, несмотря ни на что, продолжать творить. Один из монахов, Кирилл, в начале сюжета, проклиная Феофана, уходит из монастыря. Но он возвращается вместе с Рублёвым и униженно припадает к ногам настоятеля монастыря, умоляя простить его грехи. Рублёв, искупая страшный грех - убийство человека, берёт на себя обет молчания. Судя по сюжету, он держит обет пятнадцать лет.
Последняя новелла «Колокол» - апофеоз фильма и средоточие его тем. Это рассказ о юноше, который ради спасения жизни притворился знающим ключ к искусству, а потом обнаружил, что таинство созидания и в самом деле нечуждо ему.
В разрушенном Суздале нужно отлить новый колокол для звонницы храма. Слуги князя пытаются отыскать колокольного мастера, но после набега и эпидемии в живых никого не осталось. Единственный, кого им удалось найти, — это юноша Бориска, сын одного из мастеров, который якобы знает «секрет литья». Князю не остаётся ничего другого, как поручить несовершеннолетнему парнишке отливку огромного колокола.
Бориска, понимая всю ответственность задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен, и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу для испытаний. Наступает момент истины, язык колокола, раскачавшись, касается стен инструмента и могучий голос плывёт над землёй. Рублёв, наблюдающий это чудо, решает завершить свой обет и говорит Бориске:
Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать... Какой праздник для людей...
Финальные кадры картины показывают в цвете, очень крупным планом то, что осталось нам от Рублёва и его современников, — иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу». Завершают фильм кадры пасущихся под дождём лошадей — последний аккорд в веренице запоминающихся и не всегда объяснимых образов животных, которыми изобилует фильм.
Заявку на фильм Тарковский подал ещё в 1961 году. Съёмки прошли с сентября 1964 по ноябрь 1965 года. В 1967 году состоялась ограниченная премьера, которая вызвала у кинематографического начальства СССР смешанные чувства. Создатели фильма были обвинены в пропаганде насилия и жестокости. Фильм был перемонтирован и сокращён. В ограниченный прокат он вышел только в 1971 году. Фактически картина попала «на полку». По-настоящему широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году.
Во время съёмок пожара в Успенском соборе во Владимире начался настоящий пожар. Для имитации пожара были подготовлены дымовые шашки, которые следовало положить на металлические подносы с песком. Однако песок на них насыпан не был, и раскалённые дымовые шашки нагрели подносы, от которых загорелись деревянные стропила, и начался настоящий пожар, который вскоре был потушен. Сцены новеллы «Страшный суд» сняты в интерьерах Успенского собора (Владимир).
Картина, несмотря на её полузапрещённый статус, стала событием в кинематографическом мире. Впервые можно наблюдать эпический и необычный взгляд на историю и культуру Руси XIV—XV веков. Андрей Рублёв, будучи главным героем, при этом остаётся словно сторонним наблюдателем событий, передающим зрителям атмосферу времени. Троица главных героев, будто противопоставленная христианской Троице, являет столкновение столь разных по характеру героев.
Сам Тарковский так писал о своём фильме:
Если бы мы пошли по пути воссоздания живописной традиции, живописного мира тех времён, то возникла бы стилизованная и условная древнерусская действительность… Одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, то есть представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал «памятниковой» музейной экзотики… Для того чтобы добиться правды прямого наблюдения — правды, если можно так сказать, «физиологической»,— приходилось идти на отступления от правды археологической и этнографической».
Тарковский планировал включить в фильм масштабную новеллу о Куликовской битве с масштабными батальными сценами, но из-за проблем с бюджетом был вынужден отказаться от этого замысла.
Обет молчания, показанный в фильме, — один из немногих дошедших до нас фактов из жизни Рублёва. Герои фильма изъясняются на современном русском языке, в речи то и дело звучат такие анахроничные для XV века слова, как «артель» и «секрет». Частушки скомороха в исполнении Ролана Быкова были написаны им самим. Когда актёр готовился к роли, он изучил вопрос, и оказалось, что подлинные частушки того времени сплошь содержат ненормативную лексику.

____________________________________________________