семинар *Уровни сознания*л8, ч5
12-01-2012 13:52
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Александр Хакимов, Семинар «Уровни сознания», ч. 8, л. 5
Александр Хакимов
Семинар «Уровни сознания»
Лекция 8
Часть 5
Ответы на вопросы
Вопрос: Может ли неискреннее или бездумное повторение Святых Имен вызвать обратный негативный эффект?
Ответ: Да, но не сразу, не пугайтесь. Я приведу пример – маленький ребенок на руках у матери. Он играет, бьет ее по лицу. Она ругается, а он еще бьет, ему нравится. Это не является оскорблением, правда же? Мать не обижается. А если взрослый сын подойдет и сделает то же самое?
Так вот вначале не бойтесь. Да, мы можем совершать ошибки при повторении Святого Имени, но вначале это не так серьезно, не беспокойтесь. Позже, когда мы обретем квалификацию, будет выше ответственность. Если мы со временем не научимся именно качеству повторения, глубине повторения, не пропустим Святое Имя в сердце, то тогда мы можем взрастить негативные качества – гордость, жесткость, эгоизм. То есть мы можем только увеличить свои тонкие анартхи. Нам можем казаться, что я стал великим святым, поклоняйтесь теперь мне все, я великий человек, я мессия, я воплощение Бога… Это отклонения от нормы, они могут придти тогда, когда практика не очень качественная. Поэтому мы должны быть под управлением коллектива практикующих людей. Общение помогает нам понять своё правильное место.
Это негативный эффект. Обычно же нет. Мы просто можем повторять, не нужно о чем-то думать, фантазировать, просто нужно повторять. Звук сам всё сделает, трансцендентный звук сам всё сделает. Несложно.
Есть такой пример – машина и водитель. Так вот мантра – это то, что включает двигатель. Всё, можно ехать. И мы едем. Но куда едем – выбирает водитель. Куда вы повернете, туда и поедете. То есть мантра дает движение, но нужно еще знать, для чего я это делаю, помнить о высшей цели.
Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение об Ошо Раджнише и его медитационных техниках.
Ответ: В этом я не такой уж большой специалист. Я кое-что слышал об Ошо Раджнише. Он допустил некоторые отклонения от Ведической культуры. Мы не очень хотим отклоняться от Ведической культуры. Например, он давал санньясу и женщинам, и мужчинам. Хотя в Ведах нигде не рекомендуется давать женщинам санньясу, это противопоказано природе женщин. Он также пропагандировал сексуальные отношения между ними, как часть духовной практики. В Ведах нет таких рекомендаций для тех, кто в гуне благости и хотят постичь духовные предметы, им рекомендуется контролировать это чувство разумом. Поэтому мы считаем, что это не совсем Ведическая культура. То есть его учение имеет в основном последователей в западном мире, где люди привязаны к подобному образу жизни. Но на Востоке нет, Раджниш не пользуется таким успехом и популярностью.
Он был хорошим примером йоги. Просто йоги. Он имел видение очень важное для своих последователей, то, что он передал. Он увидел, что весь мир гниет: в СПИДе, сифилисе, герпесе и так далее, вот такие вещи. И он сказал после этого – «пожалуйста, прервите всякие сексуальные отношения. Это мое последнее завещание. Вы погубите себя» – благодаря этому видению. Но поскольку это было его последнее наставление, и оно противоречило его учению, фактически тому, чему он учил, то последователи не приняли его всерьез. Они подумали – «просто ему что-то как-то может быть, показалось». Потому что всю жизнь он говорил обратные вещи, что сексуальная энергия – это главное в развитии, что надо ей пользоваться, что это йога. Есть такая йога на самом деле, описывается в Ведах, но сейчас нельзя ее практиковать в Кали-югу, она запрещена как метод, как путь, она превратится в сексуальную распущенность. Есть такие тантрические моменты, тантрическая йога занимается этим. Бхакти-йога никогда не занимается такими приемами. В тантрической йоге вы занимаетесь сексом, чтобы забрать энергию у партнера. Не отдать энергию, а забрать энергию у партнера. Это то, что я слышал об этом. Так что он, видимо, говорил об этой сфере практики. Но мы считаем, что эта практика в данный момент негуманна, нехороша. Лучше бхакти-йога.
Вопрос: Можно ли обобщить и кратко сформулировать: что такое преданное служение и что такое сознание Кришны.
Ответ: Преданное служение – это термин, которым объясняется слово бхакти. Бхакти можно перевести как любовь, чистая и бескорыстная деятельность. Поэтому мы и говорим – чистое преданное служение. Это бхакти-йога. Это йога любовных отношений с Богом, которые формируются через служение, через процесс служения и ответ. То есть на служение мы получаем какой-то духовный взаимообмен, и так понимаем кто такой Бог, очень просто. То есть любовный обмен раскрывает любую личность. Это применимо и к Богу, прежде всего. Это называется преданное служение. Чистое означает, что нет мотивов. То есть я не прошу взамен на это служение ничего. Я доволен тем, что просто бескорыстно служу Богу, и у меня нет желания взамен что-то получить. Это называется любовное чистое преданное служение.
И что такое Сознание Кришны? Сознание Кришны очень просто – вы сознаете Кришну, вот и всё. Мы говорим – «свет солнца». Но какой свет может быть без солнца? Мы говорим – «Сознание Кришны». Но какое сознание может быть без Кришны? Бог источник сознания. Только в присутствии Кришны мы можем понять самого себя. Сознание Кришны – это процесс самоосознания. И в Ведах, в Бхагавад-Гите это называется сознание Васудевы. Васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах.
То есть такой человек видит, что Васудева есть всё, есть только Бог, и Он разнообразен. И са махатма судурлабхах – очень редко встречается такая великая душа, человек, обладающий сознанием Бога, сознанием Кришны, сознанием Васудевы, можно называть по-разному.
Вопрос: Вы говорили, что в своем бесконечном развитии душа постоянно поднимается и падает. Что заставляет поднявшуюся душу, осознавшую себя, вновь упасть? Если можно, доступный пример из нашей жизни.
Ответ: Даже если живое существо осознало Бога, осознало себя, как душу, но не закрепилось в служении Богу, оно упадет снова в материальный мир. Например, человек спит. И проснулся. Но если он не встанет и не вернется к деятельности – он снова уснет. То есть, нужна деятельность, которая меня зафиксирует навечно на этом уровне, это отношения. Поэтому пока я не разовью отношения с Личностью Бога, всё мое духовное совершенство вернет меня снова в материальный мир. Что я буду делать в этом совершенстве, если там нет никакой деятельности, никакого разнообразия? Видите, если я не достиг именно личных отношений с Богом, с Его окружением, с этим разнообразием, и просто освобождаюсь в Духе, то там нет разнообразия, я не могу применить свои чувства, свою деятельность, свою индивидуальность. И тогда я, находясь в этом духовном измерении долгое-долгое время, начинаю думать – «а что там сейчас в материальном мире, пятница или суббота?» То есть меня привлекает какое-то разнообразие. И тогда я снова возвращаюсь к материальному разнообразию и снова попадаю в цикл рождения и смерти. Поэтому даже люди, которые достигли духовного совершенства, но не закрепились именно в принципе бхакти, преданного служения, возвращаются снова в материальный мир. Такова сила чувств, желания наслаждаться. Поэтому Сознание Бога или Сознание Кришны – это уже окончательная ступень, когда уже возврата обратно в материю нет. Достигшие обители Кришны не возвращаются в этот мир никогда, так написано в Бхагавад-Гите.
Вопрос: Вы художник? Можно ли познакомиться с вашими работами?
Ответ: Да, я художник, но у меня нет с собой картин, я не вожу с собой картины. Как с ними познакомиться – не знаю. Работаю только время от времени, потому что у меня мало времени на живопись. Я занимаюсь живописью, когда болею, допустим, какое-то время у меня появляется, тогда меня влечет к краскам, к холсту. Также я стал последнее время рисовать в компьютере, потому что это не требует возить с собой краски. Компьютерная графика и живопись есть, в каких-то программах рисовальных это можно делать. Что-то я делаю иногда, когда хочется. Это как бы моя природа. Но показать картины – может быть в будущем. У меня есть кое-что в компьютере, но он у меня дома. Может быть, в будущем покажу какие-то свои картины.
Вопрос: Современное миропонимание по-вашему согласно Ведам будет ли постоянно всегда?
Ответ: Да-да, ничего нового нет, всё уже вечно. То есть, например, есть атеизм, смотрите, он описан в Ведах, как наука. Есть шесть атеистических философий, и весь мир укладывается в них. Это вечные принципы. И атеизм провозглашает, что Бог – это не высший принцип.
Например, одна из ветвей атеизма в том, что называется философией карма-канды, что всё зависит от наших усилий. Вот работаете – получаете результат, не работаете – результата нет. Подумайте сами, видите? Не Бог, а я зарабатываю всё. Именно этим аргументом когда-то пользовались после революции в России. Люди шли в церковь и просили Бога – «дай мне хлеб насущный». Тогда был голод и прочее, они религиозны, просят. Комиссары подгоняли машину с хлебом к церкви, люди выходили и они спрашивали у людей – «ну как, вы получили хлеб от Бога?» «Да нет пока что, только попросили». «А мы даем вам. Вот берите. Надо просто работать. Зачем ходить к Богу и молиться, просто работайте». И затем страна переключилась на этот режим работы, карма-канда. Днем и ночью Советский Союз работал, это была самая работящая страна. А к чему пришли? Вот результат, видите. Утрачена была высшая цель, и поэтому всё разворовали. Практически экономика разрушилась из-за недостатка сознания. Хотя коммунисты были самые сознающие люди. Но не было удерживающей силы, которая бы поддерживала этот уровень и поднимала его. Он опускался. Сознания Бога не было, великой ответственности не было. Поэтому всегда существуют такие современные миропонимания.
И к чему же приводит атеизм? Однажды я подошел к одному человеку и сказал – «вот есть Бхагавад-Гита, есть философия, древняя Ведическая культура, есть учение о Боге». Он сказал – «нет-нет-нет, я атеист». Затягиваясь сигаретой, там у него еще пиво было. Но тогда я был горячим проповедником, меня это стало раздражать, что он называет себя атеистом.
- Нет, вы не атеист! Атеист – это ученый, с ним можно обсудить любую философию, даже Бхагавад-Гиту. А вы – продукт атеизма. Вы просто бездумно наслаждаете чувства. Это уже то, к чему приводит атеизм.
Поэтому всё начинается с веры, с какой-то науки, с Сознания Бога, потом есть какие-то атеистические концепции, которые тоже люди начинают проповедовать, говорить – «нет, не всё от Бога, мы тоже что-то можем». Постепенно атеизм развивается, а почему он развивается? Потому что религия приходит в упадок. Религия может приходить в упадок, и когда такая религия, где нет достаточных качеств, где священники начинают обманывать, эксплуатировать, проявлять такие вещи, тогда современная материальная наука устраняет эту религию. Говорит – «зачем вообще религия? Есть наука. Религия ненаучна». И на место религии становится именно материальная наука. Она становится богом, высшим авторитетом. В этом была историческая необходимость, потому что религия утратила силу и знания. А теперь, видите, и наука исчерпала себя, и мы уже знаем, что и религия себя исчерпала, что же делать? Теперь мы говорим – синтез науки и религии, давайте вместе попробуем всё это, научно осознать положение Бога. То есть как-то это всё к лучшему, так или иначе, складывается, наш опыт российский, в сторону духовности. Хотя и тяжелый опыт конечно.
Вопрос: В разных религиях существуют разные способы погребения. Исследования, проведенные недавно, зафиксировали, что труп при кремировании посылает биотоки аналогичные ужасу живого существа. Что вы думаете, какой способ правильный – погребение в земле, мумификация или кремирование?
Ответ: Ведическая культура такова, что тела кремируют. Живое существо находится уже вне тела. Но оно еще переживает, безусловно, этот процесс, и какая-то тонкая связь с телом сохраняется, особенно первые 9 дней. Поэтому какой-то импульс вы можете почувствовать какими-то приборами, но это не тот ужас, который испытывает человек в огне. Нет, он не ощущает этой боли. Просто страдает психически, поскольку привязан к телу, и его собственное тело на глазах сжигают. Но это и большое облегчение, поскольку если его не сжечь, он будет на кладбище витать в форме привидения еще неизвестно сколько. Пока вы помните о нем, это будет продолжаться, и это сильно сдерживает его эволюционное развитие. Поэтому кремирование ускоряет этот процесс, это лучше, чище. Не кремируют только святых людей. Это называется самадхи. Их закапывают в землю, это называется самадхи, и с такими людьми вы можете приходить и общаться даже после их смерти. В Индии есть такие самадхи, мы ездим туда, посещаем такие места. И там можно получать духовные откровения. Но это люди святые, это особый разговор. Обычных людей кремируют. Остается пепел, и пепел высыпают в Гангу, священную реку.
Вопрос: Есть ли сущности в тонких мирах, которые помогают всему живому на земле?
Ответ: Не только помогают, но чаще всего мешают. Тонкие сущности, лишенные тела, чаще всего мешают живым существам. Тонкое тело – что это такое? Ну, во сне мы чувствуем его. Во сне мы можем летать, допустим, слышать хорошо. А вот нюхать во сне не можем и вкус чувствовать тоже не можем. Там есть три тонких компонента, а два грубых отсутствует в тонком теле. Соответственно запах и вкус отсутствуют. Если вы хотите человека, потерявшего сознание, вернуть снова в сознание – дайте ему нашатырный спирт понюхать. Запах вернет его снова в физическое тело, свяжет его с физическим телом. Потому что там, в тонком теле запаха он не может почувствовать, нет такого обоняния. Это означает, что жизнь там неполноценна по чувствам, а здесь более полноценна. Также сексуальное желание тонкие сущности не могут там удовлетворить, тела нет для этой цели. Поэтому они входят в физические тела живых людей и наслаждаются с ними, побуждают их пить, курить, чрезмерно есть, грешить – они наслаждаются через всё это. Во многих из нас есть такие сущности, они паразитируют. Во многих-многих-многих людях сейчас. Практически любой человек, кто курит, выпивает, уже имеет этих паразитов. Нам нужно очищение, и вы увидите, как легко обходиться без этих тонких сущностей. Поэтому повторяйте Харе Кришна, и они быстро разбегутся. Как черт от ладана, говорится.
Но есть и другие тонкие сущности. Но это уже не те тонкие миры. Есть эфирные тонкие миры, это не привидения. Например, Луна, она близко к нам и есть сильная связь с Луной, она влияет на ум человека. Чандра – это Луна на санскрите, и Чандра также ум. Лунатики под влиянием света Луны, их ум под влияние подпадает. И тонкие сущности на Луне эфирные, это не духи, они более совершенные, это райское тело. Луна – это райская планета. Мы не видим, конечно, Луну настоящую, мы видим лишь ее отблеск в физическом измерении. Там есть эфирное измерение, более высокое.
Но есть низшие уровни, там тонкие тела предназначены для страданий. И есть бхуты – какие-то привидения и всё остальное. Есть много тонких существ. И некоторые нам помогают, действительно, как посланники Бога, а некоторые нам мешают.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, что может больше всего вдохновить повторять Святое Имя? Раньше два года повторял мантру, после этого два года не повторял. Сейчас снова хочу начать. Вдохновите меня, пожалуйста, на повторение, вы очень авторитетны для меня.
Ответ: Так, мне сейчас нужно вдохновить кого-то повторять мантру. Очень просто – приходите к тем, кто практикует, имеет вкус, садитесь рядом, берите четки и вместе повторяйте. И вы сразу вдохновитесь. Увидев человека, который испытывает такой удивительный вкус, это немедленно передастся вам, это желание делать так же. Такого вкуса больше нет нигде. Вы общаетесь с Богом лицом к лицу. Поэтому практикуйте с кем-то, не в уединении. С тем, кто так же стремится к этому, вместе. Будут как бы удвоенные усилия, это помогает нам. Поэтому что мы делаем? Собираемся, вместе обсуждаем, потом вместе же и практикуем. И в этом наша сила. Можем поддерживать друг друга. Общение с чистым преданным – это самый главный принцип, развивающий наше сознание Бога. Всегда общайтесь с тем, кто более продвинут, и вы будете всегда успешны.
Гокуланатх дас, большое спасибо за транскрипт лекции
Метки: Александр Хакимов, Семинар «Уровни сознания»
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote