|
Цели занятия:
- совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
- отработка в активном словаре необходимых школьных терминов;
- расширение семантического поля слов.
- развитие мимической выразительности;
- автоматизация звука Ч в словах, слогах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- пропедевтика дисграфии;
- уточнение, расширение словаря;
- формирование семантического слова «чай» и развитие
валентности слов;
- развитие функции словоизменения;
- подготовка к словообразовательному анализу;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
- воспитание у детей умения и желания общаться друг с другом;
- формирование правильного речевого дыхания.
Оборудование: зеркала, носовые платки, карточки, наглядный материал, ручки, тетради, ножницы, фломастеры
Спинки ровные у нас,
Это – раз,
Горделива голова,
Это – два,
Очень чётко говорим,
Это три,
Мы живём со всеми в мире,
Это, кажется, четыре,
Не устанем повторять
Всё, что нужно,
Это …пять!
- ну, что, же, если вы согласны повторять за мной всё, что нужно, то тогда послушайте внимательно то, что я вам сейчас расскажу и повторите, какой звук чаще всего слышался в моём рассказе. Готовы? А я напоминаю, что те, кто лучше всех будут работать, получат в конце занятия обязательно какие-то призы!
-
Разбудила мама Танечку: вставай, доченька!
Пока девочка вставала, мама вскипятила воду в чайнике. Насыпала из чайницы свежий чай и залила кипятком. Поставила на стол чайные чашки, вазочку с печеньем и конфетами.
- Садись, дочка, пить чай.
Танечка пьёт чай и мама пьёт чай.
- Дочка, заканчивай чаёвничать, пора в школу. – Какой звук?
-
Сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука Ч, узнавать этот звук в речи.
А чтобы речь наша была красивой, звучной и правильной, мы должны потренировать наше дыхание и голос, потому что если у нас хорошее речевое дыхание, то мы хорошо говорим.
-
1. Вдохнули носом (1- низ живота, 2- середина, 3- снизу = грудью, не понимая плечи, ещё 2 раза, выдохнули ртом.
-
2. Потянули звуки, которые я покажу губами, так долго, как я веду рукой. Если кто-то прервался, то упражнение можно закончить.
А теперь потяните звук со мной вместе.
Знаете, пока вы пели-дышали, я услышала, что не все носики могут хорошо дышать. Давайте поможем тем ребятам, у кого в носики пробрались злющие микробы и мешают им хорошо дышать. Все ходы закрывают. Узнаем, как с этими микробами воевать, чтобы их оттуда выгнать.
3. Упражнение с элементами самомассажа для носа.
Теперь даже те, у кого носик дышал не очень хорошо, почувствовали, как микробы выскочили и убежали, куда глаза глядят, а чтобы они ни на кого больше не прыгнули, давайте их в платок поймаем.
Очень хорошо, замечательно. (удивимся и обрадуемся)А теперь представьте, что у нас не просто занятие, а чаепитие и перед нами вкусный торт черничный. – покажите, как вы рады, а теперь вы почувствовали, что чай необычный – давайте удивимся, но в этот момент кошечка прыгнула прямо на стол и попала в торт. Вы расстроились? Давайте покажем огорчение.
Знаете, у всех почти получилось замечательно, но кто-то почему-то не совсем удивился и не совсем огорчился . а знаете, почему? Это просто губы не послушались. Нет не губы, а мышцы. А наши мышцы тренировать надо. 1.Мне такой массаж поможет,
Это точно знаю я:
Я хороший. Я хороший.
Пальцы медленно скользят,
Гладят голову и уши
И по шее. По плечам.
Я ещё бываю лучше,
Я хороший, знаю сам…
-
Средний с указательным
Движутся старательно
От средины губ к углам –
Усики рисуют нам.
-
С нижних губ от середины
Вверх идём дорогой длинной,
Через губ углы и ввысь –
Ну-ка, клоун, улыбнись!
-
А теперь наоборот –
Вниз от верхних губ идёт –
Через губ углы спустили –
Вместе с клоуном грустили.
То смеётся он, то плачет
И не может жить иначе!
-
От углов губ до средины
Пальцы путь пройдут недлинный
Сверху – раз! И снизу – раз!
«Клювик» вышел тут у нас!
5. И-У, И-У, И-У С-Ш, С-Ш, С-Ш, З-Ж,З-Ж,З-Ж Ч-Ч-Ч
Самомассаж ушных раковин.
-
«Погрели ушки».
Чтобы ушки не болели,
Чтобы ушки не простыли,
Их ладошками накрыли,
Чуть потёрли и согрели.
(Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.)
-
«Потянули за ушки».
. Тянем-потянем
Уши вниз, любя,
С днём рожденья станем
Поздравлять себя –
1,2,3,4,5 –
Могут уши больше стать!
Больше нам не нужно –
Всё закончим дружно
( Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.)
-
«Послушаем тишину».
Тише-тише-тише- тише
Тишину сейчас услышим –
В тишине сейчас утонем –
На уши легли ладони.
Раз – и всё вернулось снова
Всё до шепотка, до слова!
А что вы услышали?
- Ч-ч-ч.
- Вы знаете, что это такое? Это мы с вами в поезде едем, там колёса стучат, а мы чай пьём.
-Где мы едем?
-Что там стучит?
-А мы что пьём?
- А ну-ка, подумайте, в каких словах вы Ч услышали?
Давайте-ка поглядим, какой он, этот звук (профиль)
- губы, зубы, язык (Ч)( в зеркале)
- Какой буквой на письме обозначают звук Ч, давайте нарисуем в воздухе.
Сколько звуков обозначает эта буква?
( -) - Ч (че)
(ч)
фонетическая характеристика
- на что похожа буква Ч?
На что же Ч похожа?
На стул на потолке.
Сидеть на нём не можем,
Но уместим в строке.
- Сколько элементов в строчной букве Ч?
- Два. Первый верхний (волнистая линия), второй – нижний ( наклонная линия с закруглением внизу).
- пропишите широким взмахом руки букву Ч в воздухе. На счёт 1,2.3.
напишите ( СТОЯ) у соседа по парте на спине несколько строчных Ч. Сосед д. посчитать и сказать, сколько. А теперь поменяемся ролями.
Нарисованный чайник – с Ч.
Найдите, сколько букв Ч.
- шесть
- напишите столько Ч, сколько мы насчитали. Под буквой, которая получилась лучше всего, поставьте точку.
Чтение слогов с Ч
А теперь подберём чашки и прочитаем на них слоги. ( выборочно по диагонали и т.д.)
Автоматизация.
Выделение главного слова.
- Доскажи словечко:
1. Черепаха, не скучай,
Пей из чашки вкусный …чай.
2. Если утро, отвечай,
Что пьёшь с бутербродом …чай!
Объясните, как вы понимаете значение слова Чай.
Работа с толковым словарём.
- произнесите чётко слово чай, проговаривая все звуки.
- Сколько слогов? Почему.
- Сколько звуков?
- Назовите их последовательно.
- Определите место Ч в слове.
- Послушайте внимательно ещё раз рассказ. О каком напитке идёт речь?
( на доску – слова)
- что пила Танечка?
ЧАЙ,
В чём вскипятила воду мама?
ЧАЙник,
- как называется маленький чайник для заварки?
ЧАЙничек
- какие чашки ставила мама?
-ЧАЙные
прочитайте слова, чётко произнося звук Ч. Назовите общую часть в этих словах.
Чай.
Ах, какое это счастье: слово делится на части,
Может каждый грамотей слово сделать из частей! Ный + Сон и т.д.-
Это так интересно, слова на кусочки резать и потом другие из них, как в конструкторе строить,
- но чай остывает, надо вернуться. Ой, ломтик лимона зацепился за край чашки, надо его сдуть.
Слова-действия.
Что делает тот, кто собрался пить чай?
наливает, пьёт, заваривает.
Составим словосочетания.
Дети читают по указке +чай
Расположите картинки в правильной последовательности.(заваривает, наливает, пьёт)
У меня слова,
(Чашка, блюдце, сервиз, ложки, церемония, пара, розы, куст), а у вас карточки.
Прочитайте, что написано у вас на карточках.
Чайная, чайное, чайный, чайная. Сейчас я буду произносить свои слова, а вы помогать мне подбирать к этим словам «Какие?»
А вот чайный чайник сказать нельзя, но зато их посчитать можно. Поможете мне?
Развитие функции словоизменения.
|
Один
|
Два
|
Много
|
|
чайник
|
|
|
|
чайничек
|
|
|
Составьте предложение по картинке. Дайте имя девочке
Танечка пьёт чай.
Сколько слов?
Назовите первое слово,2,3.
Назовите слова со звуком Ч, найдите его место в слове.
Начертите схему в тетради. Напишите над словом Ч.
А теперь проверим себя.
Итог.
Ко мне подойдут те, кто научился или учится дружить со звуком Ш: повторите:
Ша-ша-ша, речь сегодня хороша, молодцы, встаньте справа от доски,
Подойдите те, кто подружился совсем или почти со звуком Р:
Повторите: Ра-ра-ра – нам домой пора, - встаньте слева от доски.
Подойдите остальные, повторите: лы-лы-лы - гоЛоски наши милы.
С каким звуком мы сегодня работами? – все, вместе, дружно: со звуком …
На что же Ч похожа?
На стул на потолке
Сидеть на нём не сможем,
но пишем на доске.
|