Настроение сейчас - печальВ ночь на 14 декабря 2011 года на 100-м году жизни скоропостижно скончался
БОРИС ЕВСЕЕВИЧ ЧЕРТОК
Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, действительный член Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, главный научный консультант РКК «Энергия», выдающийся учёный и конструктор в области создания бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники, соратник членов первого Совета главных конструкторов – С.П. Королёва, В.П. Глушко, М.С. Рязанского, Н.А. Пилюгина, В.П. Бармина, В.И. Кузнецова.
"Б.Е. Черток родился 1 марта 1912 года в Польше в городе Лодзи, где его отец работал бухгалтером на текстильной фабрике. В Польше семья оказалась из-за матери-революционерки, которая после разгрома революции 1905 года вынуждена была эмигрировать, жила в Швейцарии, во Франции, а потом осела с мужем в Лодзи. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, когда Польша оказалась зоной боевых действий, семья вместе с потоком беженцев выехала в Россию и поселилась в Москве.
Детство Бориса прошло за Пресненской заставой. Рядом с домом располагались Ходынская радиостанция (в те годы самая мощная в стране) и Центральный республиканский аэродром. Это соседство стало причиной увлечения авиацией и радиотехникой, во многом определившего судьбу Чертока в будущем. Будучи школьником, бегал в радиоклуб и даже печатался в журнале "Радио всем".
В 1929 году закончил среднюю школу и пытался поступить на электротехнический факультет Московского высшего технического училища, но не был принят по причине отсутствия пролетарского происхождения. Пришлось устроиться электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Осенью 1930 года стал работать электромонтером на авиационном заводе № 22 имени "Десятилетия Октября" (ныне - Завод имени Хруничева).
Был активным комсомольцем, в 1932 году по убеждению вступил в РКП (б). Увлекался общественной работой, организовал летную школу, агитировал записываться в парашютный кружок. В 1932 году был избран секретарем комитета комсомола завода.
С увлечением занимался изобретательством. Одно из его первых крупных изобретений - автоматический бомбосбрасыватель. За это изобретение он получил неслыханную по тем временам премию - 500 рублей. Был одним из создателей оборудования для новейших по тем временам самолетов.
В 1934 году, заработав необходимый трудовой стаж, поступил на вечернее отделение Московского энергетического института. В том же году как активный изобретатель был направлен в конструкторское бюро (КБ) Виктора Федоровича Болховитинова и сразу же оказался во главе бригады, разрабатывавшей спецоборудование для самолетов. Работа в коллективе Болховитинова оказалась прекрасной школой для молодого инженера. Нельзя не отметить, что школу Болховитинова прошли многие замечательные отечественные конструкторы: Александр Березняк, Алексей Исаев, Василий Мишин, Константин Бушуев, Николай Пилюгин, Архип Люлька и другие.
В 1937 году Черток был назначен ведущим инженером по спецоборудованию первого самолета ДБ-2, который под индексом полярной авиации Н-209 готовился к перелету из Москвы в США через Северный полюс. Перелет, предпринятый по инициативе известного полярного летчика С. А. Леваневского, закончился катастрофой, причины которой неизвестны до сих пор.
В 1937 года КБ Болховитинова переехало в Казань, но Черток остался в Москве и был переведен на должность начальника бригады спецоборудования и вооружения в КОСТР - серийное конструкторское бюро завода № 22. В конце 1938 года ушел с завода № 22 для окончания учебы на пятом курсе института. В 1939 года возвратился в коллектив Болховитинова, который к тому времени вернулся из Казани в Москву и обосновался на небольшом опытном заводе № 293. Здесь Черток писал свой дипломный проект "Система переменного тока для тяжелого бомбардировщика", который и защитил в том же 1939 году.
На заводе № 293 он проработал до 1944 года, руководил отделом спецоборудования. Один из участников создания первого советского ракетного самолета БИ-1, разработал для него систему зажигания и систему радионаведения".
"Б.Е. Черток с 1945 по 1947 годы руководил группой советских специалистов в Германии по изучению трофейной ракетной техники. С 1947 года — в ОКБ-1 НИИ-88 (ЦКБЭМ, НПО «Энергия», РКК «Энергия» им. С.П. Королёва», г. Калининград/г. Королёв Московской обл.): заместитель главного инженера НИИ-88, заместитель начальника отдела, начальник отдела — заместитель главного конструктора, заместитель начальника предприятия, начальник филиала № 1. С 1966 по 2011 годы — заместитель главного конструктора, руководитель комплекса по бортовым комплексам управления и электрическим системам изделий РКТ, заместитель генерального конструктора по бортовым комплексам управления и электрическим системам изделий РКТ, главный научный консультант РКК «Энергия».
Борис Евсеевич Черток руководил созданием бортовых комплексов управления и электрических систем по программам КК «Союз», «Прогресс», ОС «Салют», «Мир», Российского сегмента МКС. Участник разработки и сдачи на вооружение первых БРДД, создания и запусков высотных геофизических ракет, ракет космического назначения, первых ИСЗ, научных спутников «Электрон», АМС для полётов к Луне, Марсу, Венере, первых спутников связи «Молния-1», фотонаблюдения «Зенит», первых КК, на одном из которых совершил полёт первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин. Под его руководством созданы, отработаны, эксплуатировались бортовые комплексы управления и электрические системы пилотируемых КК «Восток», «Восход», «Союз», пилотируемых КК и РБ для лунных программ Л1, Н1-Л3, для РН Н1, ОС «Салют», «Мир», астрофизического орбитального модуля «Гамма», многоразовой космической системы «Энергия-Буран» и ОК «Буран». Возглавлял проектно-поисковые и научно-исследовательские проработки по бортовым системам управления и электрическим системам пилотируемых комплексов для полётов к планетам Солнечной системы. Создатель научной школы в области проектирования, изготовления, испытаний и применения бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов, космических кораблей, автоматических космических аппаратов и космических систем. Автор более 350 научных работ, монографий, книг, статей, изобретений.
За заслуги перед Отечеством и международным сообществом ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалями «За оборону Москвы», «За заслуги в освоении космоса» № 1, золотыми медалями имени Б.Н. Петрова и С.П. Королёва РАН. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР и Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность». Б.Е. Черток – Почетный гражданин наукограда Королёв".
"До последнего дня своей жизни работал главным научным консультантом РКК "Энергия".
Уважаемые читатели этого дневника! Вдумайтесь в то, что написано выше. Как много было отпущено человеку жизни! И КАК МНОГО ОН УСПЕЛ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ СТРАНЫ, ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Независимо от того, какая была "погода на дворе". Неужели это не пример для подражания?
Единственное, что он не успел сделать, - дожить до своего 100-летия...
(Процитированы некрологи Федерального космического агентства РФ и Интернет-сайта журнала "Новости космонавтики")
[700x493]