Единственный выживший ребенок Алсида Делакруа, французского авантюриста и бизнесмена, и британки Фанни Вуллетт, Анри еще в юности был поощрен развивать свой художественный талант кузеном отца, доктором Огюстом Суаном.
В возрасте десяти лет, он брал уроки рисунка и живописи у E.A. Каролюса-Дюрана.
В1878 он поступил в Школу Академии дизайна и архитектуры в Лилле, где учился в течение трех лет у Альфонса Коласа (1818-87).
После этого Анри приехал в Париж, где учился со своим земляком Эмилем Дюпонтом - Джипси (1822-65), которого потом называл в числе своих учителей.
В Париже он подружился с Франсуа Бонвеном, работы которого влияли на него в течение некоторого времени.
Начал показывать свои работы в Салоне с начала 1880-х. В 1881 Делакруа показался в Салоне под английским псевдонимом Кросс, который он выбрал, чтобы его не путали с Анри - Эженом Делакруа, который выставлялся в Салоне в тот же самый период.
Его работы этого периода, существующие в малом количестве - реалистичные портреты и пейзажи, окрашенные мрачной палитрой. [показать]
Под влиянием импрессионистов, особенно после его поездок в 1883 в юг Франции и его встречи с Моне, Кросс изменил свой стиль от темных цветов реализма к более ярким импрессионизма.
В мае 1884 Кросс принял участие в первой выставке Салона Независимых художников и в 1891 был избран Вице-президентом Общества Независимых художников. К тому времени он стал одним из ведущих художников неоимпрессионизма. Его стиль резко изменился. Он красил прямоугольными разделенными ударами, создавая холсты полными цвета, например «Берег на Средиземноморье», «Вечерний бриз».
The Mediterranean, East Wind, 1902
Средиземноморский восточный Ветер, 1902
Многие из его друзей поддерживали анархизм и рисовали иллюстрации для их журналов. Летом 1904 Кросс провел в Сан-Тропезе с Полем Синьяком. Там он познакомился с Матиссом.
Кросс часто посещал Италию, и в 1908 он провел июль и август в Тоскане и Умбрии, посещая Флоренцию, Пизу, Ассайс и другие итальянские города. Здесь он нарисовал много эскизов природы, которые потом использовал для своих пейзажей в 1909 и 1910 годах.
В 2005 году ценовая лихорадка настолько охватила рынок искусства, что даже не слишком известные работы неоимпрессионистов уходят за неоправданно высокие суммы. Последний пример тому — картина Анри Эдмона Кросса (1856–1910) «Сбор винограда» (Vendanges), проданная за 3 миллиона фунтов. Имя этого художника — представителя неоимпрессионизма — упоминается рядам с именами таких грандов живописи, как Жорж Сера, Поль Синьяк, но далеко не в каждой художественной книжке, посвященной нео- или постимпрессионизму, можно найдете его биографию.
Картина «Сбор винограда» является самой известной в творчестве Анри Эдмона Кросса, но в данном случае известность не повод для почти шестимиллионного результата. Найти иные объяснения невозможно. До этого максимум, уплаченный за работу Кросса, составлял 600 тысяч долларов. А тут вдруг и эстимейт 1,3–1,8 миллиона фунтов, и сенсационный результат. Немного странно, что прежний максимум отличается от нынешнего в 10 раз. Кроме того, по статистике artprice.com, 100 евро, условно вложенные в картины Кросса в 1997 году, к июню 2005-го превратились бы в 538 евро.
Нельзя сказать, что полотна Кросса постоянно участвуют в крупных аукционах, а его имя привлекает большое количество покупателей. Возможно, причина сенсации кроется не в художественных особенностях работы, а в попытке создать новое имя на рынке искусства, чему в последнее время мы были свидетелями не раз.