• Авторизация


Почему слово "нельзя" НЕ действует на ребёнка?! 18-11-2011 08:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Помню, читала несколько статей о том, что в речи с детьми следует избегать слова "нельзя". Аргумент был такой, что если слово "можно" обозначает возможность действия как такового, то слово "нельзя", как антоним, означает его невозможность: человек может бегать = можно – не может летать = нельзя.

И сейчас, размышляя, становится понятно, почему детки на все наши крики "нельзя" не реагируют даже тогда, когда им угрожает опасность.. Ведь если на весь набор запретов будет только одно обозначение "нельзя", то когда-нибудь ребёнку всё же станет ясно, что очень даже можно ;)

Поэтому, если мы запрещаем малышу бегать по лужам словом "нельзя" и брать острый нож этим же словом, то со временем ребёнок проверит, и окажется, что бегать по лужам очень весело и иногда можно – когда мама не видит. Так почему бы и не проверить то же самое с ножом?! – может это тоже весело??

И дело совершенно не в том, что слово "нельзя" не действенно для запретов, просто количество употребления этого слова перевешивает, так сказать, качество. Ведь если мы будем рассматривать вышеуказанную теорию как верную, то окажется, что ребёнок не задумывается о смысле самого слова "нельзя", даже взрослый об этом не задумывается. То есть не разделяет действия на возможные и невозможные для подбора нужного слова.

С другой стороны, почему слово должно иметь только одно значение и означать не только нереальность, но и ненадобность: "нельзя" = "не надо"!? Ведь какой смысл мы заложим в слово, таким оно и будет обладать, независимо от того, что говорит нам толковый словарь или не менее "толковый" советчик :).

Как сказал кто-то очень умный: "Нельзя найти двух человек, которые вкладывали бы одинаковое содержание в слово, обозначающее предмет или явление объективного мира. В значении слова для каждого индивидуума содержится нечто субъективное". Поэтому очень часто можно говорить "нельзя", а иметь в виду "не надо"...

Задумалась я об этом всём только сейчас, когда мой сын практически не слыша слова "нельзя", стал употреблять слово "не можно", подставляя к глаголу "можно" частичку "не", как и к другим глаголам.

Обычно слово "нельзя" появляется в детском лексиконе наравне со словом "мама" и позже трансформируется в глагол "зя"="льзя", если малыш хочет заявить обратный смысл.

У нас же ситуация совсем иная. Можете подумать, что моему сыну всё-всё можно и он не знает слов запрета... .но это не так, у него тоже обозначены границы.

Анализируя свой опыт я увидела, что запреты у нас разделились на три основные категории: "Опасно", "Моя граница" и "Тебе же хуже будет", причём, многие запреты из категории "Опасно", с возрастом ребёнка, кочевали в "Тебе же хуже будет" и вскоре надобность в первой категории почти отпала, но это только к годам 4-5.

Итак, в категорию "Опасно" входят такие запреты как: любые манипуляции с электрическими приборами, горячим, острым, а также игры и бег возле проезжей части. Запрет так и обозначается: "Маттиас, это опасно!" – если времени на объяснения нет, то ребёнка или опасный предмет убираю, и позже всегда объясняю что к чему. Таких запретов у нас мало :)

В категорию "Моя граница" входит всё то, что я не хочу давать ребёнку в руки или разрешать делать, например: бить меня и других, кусать, нажимать на кнопки лэптопа, мять мои книги и т.д. Этот запрет обозначается словами: "Я не хочу, чтобы...", например, "Я не хочу, чтобы ты меня бил, потому что мне больно!", – и пока ребёнок не понимает объяснений, придерживаю его руку, убираю его от себя.

Категория "Тебе же хуже будет" появилась позже, когда ребёнок начал понимать все мои объяснения и такие абстрактные понятия как "больно, горячо, неприятно, холодно осторожно и т.д." Сюда входит всё то, что может навредить малышу и только то, о чём он точно знает, что это может ему навредить. То есть после нескольких лет моих объяснений о том, что утюг горячий и больно обжигает, бритва острая и больно режется и т.д. теперь достаточно только одного предупреждения: "Мати, утюг включён/горячий", "Этот нож острый, возьми другой!" и т.д.

Вот так и оказалось, что в моём лексиконе не было слова "нельзя" :) Сынок, конечно, знает, что это такое, но активно не употребляет, потому что не слышит, чтобы я его употребляла. А больше ему не с кем по-русски поговорить :))

Поэтому, дорогие мамы, для собственного спокойствия и для безопасности своего малыша подойдите к запретам осознанно и запрещайте то, что опасно, словом "опасно", а словом "нельзя" – всё остальное (хотя лучше и тут попробовать разделить запреты на иные категории). Но опасности должны быть действительно внушительными. Это то, что остаётся НАВСЕГДА опасным: бег по проезжей части, электрические приборы и вода, острые предметы и т.д. – это всё представляет опасность как для детей, так и для взрослых.

Хотя есть такие опасности, о которых трудно сказать, опасны они или нет или их опасность переменчива, например, я иду с кастрюлей, а в ней горячая вода – это опасно. Но ведь сама по себе мама с кастрюлей не опасна, потому что в ней может быть и холодная вода. Чтобы ребёнок не запечатлел картину "мама с кастрюлей" как заведомо опасную, можно употребить слово "осторожно". Ведь в любом возрасте надо быть осторожней, если мама несёт кастрюлю.;)

И ещё следует рассказать, как я учила сына относиться к опасностям. Я не только объясняла, но и активно учила его пользоваться такими "обычно запрещёнными" предметами, ведь для чего-то они нужны.

Получался примерно такой диалог: "Мати опасно трогать розетку! В розетке ток и может больно ударить. Туда можно вставлять только штекер, вот такую вилку с двумя "палочками" для двух дырочек и проводом, больше туда ничего вставлять не нужно! А ток нужен для того, чтобы наши электрические приборы, миксер, компьютер – всё, у чего есть мотор и провод и нет батареек, могли работать. Они кушают ток и от этого у них появляются силы работать".

Количество фраз в этом диалоге росло с количеством лет ребёнка. Когда он их понял и осознал, надобность в объяснениях отпала, тут уже можно стало поразмышлять о том, как это всё работает и для чего оно нужно, – но это уже не об опасностях...

Важно с малых лет учить ребёнка пользоваться всем "обычно запретным", например, розеткой. Я всегда просила сына включить (воткнуть в розетку) для меня лэптоп, миксер или лампу. Вначале помогала ему, потом он и сам справлялся; и у него больше не возникало желания засунуть в розетку какой-нибудь посторонний предмет, потому что розетка больше не была "запретным плодом".

Также и с ножами: Маттиас всегда помогал мне готовить; сначала столовым ножом, потом тоже столовым, но "пилой", у которого зубья больше и им возможно хоть что-нибудь порезать, а позже и обычным, не очень острым ножом. Ради такого дела, можно просто выделить ребёнку один из ножей и не затачивать его ;)

С аптечкой сынок тоже очень любил играть. Под надзором, конечно. Я объясняла, что лекарства нельзя глотать просто так и к чему это может привести. Хотя у меня в аптечке шаром покати, только глобулин и пара кремов, ну и старые, выписываемые врачами, жаропонижающие, – но желания чего-нибудь съесть у него не было.

Так же я давала ему использованные пузырики, баночки и настоящие пластыри, бинты и шприцы без игл для его собственной аптечки, можно дать детский крем биологический (такой, который и съесть безопасно:)). И моющие вещества тоже экологичные, пусть помогает мыть и чистить. Если реально найти, то сначала лучше что-то типа порошка или непенящуюся жидкость.

Если ребёнка с опасным предметом знакомит мама, то ему больше не надо в её отсутствие (пока никто не видит и не запрещает) искать себе такие вот опасности, чтобы, наконец, понять для чего они нужны и почему ему их нельзя брать.

Можно даже показать падение ребёнку – поймать в последний момент, он успеет испугаться и будет понимать, почему ему надо быть аккуратным. Я своего ловила со стола, после этого он стал смотреть, где край и мы сохранили друг другу много нервов – мне не приходилось запрещать и бояться, а ему проверять границы.

Есть, конечно, вещи с которыми не познакомишь – машины, например. Тут уж только следить, объяснять и ждать не только того момента, когда малыш поймёт наши объяснения, но и до тех пор оберегать его, пока он не научится взвешивать, анализировать и отделять опасные дороги от неопасных. Ребёнку трудно понять, почему на этом асфальте можно играть, а на вон том нет.

А для совсем маленьких слово запрета реальной опасности должно звучать так, что трогать предмет не захочется. Детки понимают интонацию, также как и животные, пока не начинают осозновать смысл, вложенный в слово.

Поэтому карапузам слово "опасно" должно внушать страх (важно, пореже употреблять это слово). Чтобы понять какой должна быть интонация придётся представить что-то плохое, что случается с малышом, и хорошенько отследить с какими чувствами произносится слово "опасно" в реально опасной ситуации.

Я представляла, как кричала бы сыну, если бы он бежал к дороге с машинами. Но мы не будем долго визуализировать такие ужасные вещи, а только быстро отследим интонацию и потренируем произношение слова "опасно" так, чтобы ребёнку было сразу понятно.

И не забывайте при объяснениях о волшебном слове "можно". Не прогнозируйте падение и порез: "Ты упадёшь/ порежешься" – констатация факта, а укажите на возможность несчастного случая: "Можно упасть/ порезаться", "Ты можешь упасть/ порезаться". Детки будут вам за это благодарны в будущем, потому что простым оборотом речи Вы лишите их многих страхов. Ведь что страшнее: "Я потеряю" или "Я могу потерять"?

И самое главное доверие... Недавно у нас произошла такая история: Маттиас ковырял большим ножом свежий печной хлеб (этот хлеб всегда очень чёрствый, когда свежий) и отрезать у него явно не получалось. Я сидела рядом, пришёл муж и несколько минут наблюдал за всем этим действом, с явным желанием помочь и прогнозированием пореза в голове. Выражение лица было таким, как будто мы уже в больницу едем с обрубленным пальцем.

Помочь он не решался, потому что знал, что я разрешаю сыну брать ножи и самому резать (сейчас ему 4 уже года). И тут муж произносит в мой адрес что-то типа: "И как ты можешь спокойно сидеть и смотреть на такое..." Я, не задумываясь, ответила: "А я просто не смотрю, и ты отвернись!"

Доверьтесь врождённым природным инстинктам, мудрости матушки природы. Если сложно иногда смотреть как ребёнок совершает прыжок с высоты, тренирует сальто мортале или хвастается недавно выдуманным 25-ым способом свернуть себе шею, то лучше честно сказать ему, что смотреть на это Вы не можете. Сказать, что доверяете ему, и пусть сам пробует, а лично у Вас не хватит нервов смотреть на это всё. Так и скажите, что можете всё испортить – Кинуться спасать, например. Но если что случиться, то Вы, конечно, всегда рядом и готовы пожалеть малыша.

Взаимопонимания Вам и Вашим деткам!
Терентьева Татьяна terenteva-tania.livejournal.com
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Почему слово "нельзя" НЕ действует на ребёнка?! | Breeze_of_change - Дневник Breeze_of_change | Лента друзей Breeze_of_change / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»