• Авторизация


Усадьбы и резиденции в стиле барокко.Часть 21: Большой Трианон (Le Grand Trianon)-1 01-09-2023 12:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Усадьбы и резиденции в стиле барокко.Часть 21: Большой Трианон (Le Grand Trianon)-1

Большой Трианон , прежде Мраморный Трианон — дворец во Франции на территории Версальского парка, сооружение которого король Людовик XIV поручил в 1687 году своему первому архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его изначальное название «Мраморный Трианон», подчёркивая различие с дворцовым павильоном «Фарфоровый Трианон», который находился на этом месте с 1670 по 1687 год

Большой Трианон унаследовал свое название от одноименной деревни, прежде стоявшей на этом месте. Деревня на самом деле была достаточно древней, первое письменное упоминание о ней встречалось в документе от 1163 году. Но с тех пор как по соседству с деревней начали строить самую грандиозную королевскую резиденцию Европы, участь деревни была предрешена.

левое крыло

В разное время дворец Большого Трианона служил местом жительства или гостевой резиденцией для членов королевской семьи Франции и других стран, в числе которых были Людовик XIV, Пётр I а также Мария Лещинская, супруга короля Людовика XV. Впоследствии в этом дворце размещались Президент Франции Шарль де Голль, а также главы зарубежных государств, посещавших Францию с официальными визитами, к примеру, Президент США Ричард Никсон в 1969 году, королева Великобритании Елизавета II в 1972 году, Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв в 1985 году и Президент России Борис Ельцин в 1992 году.

Правое крыло

Дворцово-парковый ансамбль Большой Трианон вместе с Версальским дворцом и его владениями классифицирован как национальный исторический памятник в 1862 году, что впоследствии было подтверждено декретом от 31 октября 1906 года, а также, начиная с 1979 года, включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В дворцово-парковый ансамбль «Большой Трианон» входит дворец, большой двор и садово-парковый комплекс с водоёмами. При въезде в комплекс открывается большой двор, курдонёр  , который окаймляется зданием, состоящим из двух крыльев, связанных между собой крытой галереей с колоннами, носящей название «Перистиль».Перейти к разделу «#Перистиль» Правое крыло продолжено другим, перпендикулярным к нему крылом, «Лесным флигелем Трианона». Задний фасад дворца выходит в регулярный парк с бассейнами.

Большой Трианон (Жан-Батист Мартен, 1724 год)

Так получилось, что судьба Трианона неразрывно связана с мадам де Ментенон и мадам де Монтеспан, двумя самыми влиятельными женщинами французского двора. Каждая из них в свое время оказывала большое влияние на короля и его политику.

Поскольку брак короля заключался только лишь исходя из политических соображений, при дворе был учрежден титул официальной фаворитки, которую король избирал исходя из личных симпатий, несмотря на все эти казалось бы свободные нравы, двор Людовика XIV был очень набожным, король со свитой каждый день посещали мессу и не уставали замаливать свои прегрешения.

Фарфоровый дворец для маркизы де Монтеспан

Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар ( около 5 октября 1640, Люссак-Ле-Шато — 27 мая 1707, Бурбон-л’Аршамбо), известная как маркиза де Монтеспан   или мадемуазель де Тонне́-Шарант— официальная фаворитка короля Франции Людовика XIV в период с 1667 по 1683 годы, мать его семерых детей.

Её «господство» при французском дворе длилось более 10 лет; примерно с 1667 года, когда она впервые танцевала с 29-летним Людовиком XIV на балу в Лувре, устроенном младшим братом короля Филиппом Орлеанским, и вплоть до её предположительного участия в нашумевшем скандале с отравлениями в конце 1670-х — начале 1680-х годов.

Людовик XIV выкупил земли деревни Трианон и разбил на этом месте парк

реконструкция

В 1672 году   был построен первый дворец Трианон, получивший название «Фарфоровый Трианон», который просуществовал 15 лет. Как и практически все подобные сооружения в китайском стиле, Фарфоровый Трианон был далёк от собственно архитектуры Поднебесной: «экзотический» колорит в глазах европейцев придавала зданию облицовка его стен фаянсовыми плитками, фаянсовые вазы и декоративные элементы высокой мансардной кровли из позолоченного свинца

реконструкция

Дворец предназначался для фаворитки короля мадам де Монтеспан. Фаворитка короля фактически царствовала при дворе. Её гнева боялись члены семьи Людовика XIV и самые высокопоставленные лица в королевстве. Король выполнял все ее капризы и тратил на нее баснословные суммы.

 

У этой женщины был собственный двор и  корабли в морях Леванта. Позднее Людовик XIV официально  признал троих детей мадам де Монтеспан, доживших до взрослой жизни, детская смертность в те времена была очень высокой и не щадила даже королевских отпрысков.Но ничто не вечно, а любовь монарха и подавно непостоянны, и маркиза де Монтеспан  утеряла расположение короля, но проживала в своих роскошных помещениях в главном дворце Версаля еще 16 лет.

Мраморный дворец для мадам де Ментенон

Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон (27 ноября 1635 — 15 апреля 1719) — воспитательница детей Людовика XIV и мадам де Монтеспан, затем официальная фаворитка короля, с 1683 г. его морганатическая жена. Известна также как основательница первой в Европе женской школы светского характера

Людовик XIV заметил столь внимательное и любовное отношение к своим детям, выгодно отличавшееся от отношения к ним со стороны родной матери, видевшей в детях прежде всего способ удержать короля и сохранить положение при дворе, и обратил внимание на уже немолодую и неприметную вдову.

В течение следующего десятка лет отношения между Ментенон и королём становились всё более близкими. Они проводили всё больше и больше времени за совместными беседами. Мадам Скаррон была умна, благодаря покойному супругу вращалась в среде интеллектуальной элиты Парижа и, в отличие от большинства других придворных дам, обладала весьма обширным кругозором.

Большой Трианон (Жан-Батист Мартен, 1724 год)

В 1675 году король возвёл её в маркизы Ментенон и сделал владелицей одноимённого имения близ Шартра. В 1680 году она была причислена к придворному штату дофины. Монтеспан отступила на задний план, а благодаря все более усиливавшемуся влиянию Ментенон удалось склонить короля к сближению с давно покинутой им супругой Марией Терезией.

Король вёл с маркизой де Ментенон долгие разговоры о смысле жизни, о религии, об ответственности перед Богом. И постепенно сочетание сурового протестантизма и нетерпимого католицизма, в которых воспитывалась маркиза, дали отсвет и на самого Короля-Солнце. Его двор, некогда бывший самым блистательным из дворов Европы, стал целомудренным и высоконравственным. Версаль превратился в настолько унылое место, что о нём отзывались как о месте, где «даже кальвинисты завыли бы от тоски».

В 1683 году королева умерла, и вся привязанность Людовика обратилась на Ментенон. В том же году октябрьской ночью маркиза сочеталась тайным браком с королём. При церемонии присутствовал лишь архиепископ де Шанваллон и личный исповедник короля

Фарфоровый же дворец снесли, чтобы он не напоминал королю о закончившихся отношениях и на его месте воздвигли новый дворец из мрамора для новой фаворитки мадам Ментенон. Мадам Ментенон по сути являлась некоронованной королевой, а после смерти Марии Терезии и единственной королевой Версаля.

Большой дворец Версаля  всегда гудел от толп придворных, даже спальня короля не была интимным местом, там даже установили ограждение за которое нельзя было заходить придворным, чтобы как-то отделить кровать короля от посторонних.Поэтому не удивительно, Что Людовик хотел построить себе и любимой женщине отдельный небольшой дворец, чтобы найти немного покоя и уединения там. Он принял большое участие в обсуждении всех деталей строительства и отделки Большого Трианона и парка рядом с ним.



Мадам  Монтеспан была прежде воспитательницей королевских незаконнорожденных детей и была старше короля на три года, на момент начала их отношений ей было 48 лет. Она была удивительно хороша собой по мнению света, не секрет, что взгляды на женскую красоту меняются с течением времени. И ей удавалось очень хорошо выглядеть несмотря на возраст, в 66 лет она выглядела так же как в 30.

Для короля было важно живое общение, разговоры по душам, поэтому так долго пребывала в фаворе короля мадам Монтеспан, и именно поэтому не знала конкуренции мадам де Ментенон. Современники писали, что беседы короля с мадам Ментенон были длинны и продолжались от 6 до 10 часов.

Эпоха Людовика XIV

В первые годы после открытия Большого Трианона король посещал его только в дневные часы. И только после 11 июля 1691 года появилась возможность ночевать во дворце, который наконец закончили меблировать

Стены дворца снаружи были облицованы мрамором, но внутреннее оформление дворца было не столь роскошным из-за финансовых трудностей, поскольку королевство в тот период участвовало в войне Аугсбургской лиги

Взамен там разместили несколько тысяч горшечных цветов, которые меняли дважды в день по желанию жителей, а также чтобы обеспечить непрерывное цветение; по воспоминанию Ленотра «никогда не видели засохших листьев и все ветви были усыпаны цветами». Для внутреннего оформления Большого Трианона в 1687 году было заказано 24 картины, из которых 21 полотно выполнил Жан Котелль; сейчас эти работы размещены в галерее Котелля. 

Спальня бельгийской королевы, дочери Луи-Филиппа

В период с 1691 по 1705 годы внутреннюю планировку дворца поэтапно изменили Если поначалу король занимал южную часть Трианона с видом на Большой канал, то в 1703 году он уступил эти помещения своему сыну, а сам переехал в северное крыло Трианона, поскольку там было прохладнее

Все посетители появлялись в Трианоне исключительно по приглашению короля, как правило, на один день. Король регулярно устраивал ужины, с целью держать двор под своим присмотром. Ночевать оставалось очень мало гостей, из-за того, что количество мест, где можно расположиться на ночлег, было невелико[6]. В последние годы своего правления Людовик XIV немного смягчил правила посещения Трианона.

Людовик XIV часто проводил здесь время со своей морганатической супругой и семьёй.В салонах Трианона бывали многие принцы королевской семьи: Великий Дофин, герцогиня Бургундская, герцог Беррийский и герцогиня Беррийская, Филипп II Орлеанский, герцогиня де Бурбон и герцогиня Орлеанская.

Апартаменты Императрицы
Залы в этой части южного крыла занимал король Людовик XIV в период с 1691 по 1703 год. В 1703 году монарх уступил эти апартаменты своему сыну, Великому Дофину, переехав в северное крыло Большого Трианона.

Спальня Императрицы

спальня императрицы Жозефины, позже  императрицы Марии-Луизы.

Являясь спальней короля-солнце, этот салон сохранил своё оформление, в котором имеются коринфские колонны и красивая скульптурная мозаика на деревянных стенных панелях. Впоследствии этот салон стал спальней герцогини Беррийской, и доставленная для неё мебель сохранилась вплоть до наших дней. Исключением является кровать, которая, прежде чем попасть сюда, находилась во дворце Тюильри в покоях Наполеона и на которой в 1824 году скончался его преемник Людовик XVIII. В Большой Трианон эту кровать перевезли для супруги короля Луи-Филиппа I, Марии Амалии. Она стала последней жительницей Большого Трианона.

Зеркальный салон


В период, когда эти апартаменты занимал Людовик XIV, помещение служило Залом Совета. Расположенный в самом углу южного крыла, этот салон имел самые замечательные виды на Большой канал, на парк и на Версальский дворец, а благодаря декору из зеркал он считался самым красивым в южном крыле. Этот салон, как и почти весь Большой Трианон, сохранил своё первоначальное оформление интерьера, однако его мебель была продана в эпоху революции и Наполеону пришлось поставить новую. В период с 1810 по 1814 год здесь располагался Большой кабинет второй супруги Наполеона, императрицы Марии-Луизы.

Салон Часовни

Ван Лоо, Жан-Батист. Мария Лещинская, королева де Франции

В салоне Часовни (освящённой 29 августа 1688 года), расположенном в южном крыле, в наше время представлены портреты Людовика XV и Марии Лещинской в полный рост работы Жана Батиста Ван Лоо. Углубление, которое можно заметить в стене напротив среднего окна, указывает на место расположения алтаря, не сохранившегося в наше время

Перистиль
Перистиль Большого Трианона — это крытая галерея с колоннами, связывающая южное крыло дворца с северным, а также двор с садами. Со стороны курдонёра галерея образована открытой аркадой, а со стороны садов — колоннадой. Изначальное название «Мраморный Трианон» возникло именно благодаря этому перистилю, пилястры которого были выполнены из мрамора

Вид из «перистиля» Большого Трианона на галерею Котелля

Во времена революций дворец серьезно пострадал, но был восстановлен. Мебель была полностью утрачена. Дворец был обставлен заново по приказу Наполеона.

 

Галерея Котелля
Галерея Котелля  – почти Зеркальный зал большого дворца Версаля, но народу значительно меньше, что не может не радовать, не у всех туристов хватило сил дойти до Большого Трианона.

На стенах галереи развешены 21 картина этого автора, изображающая боскеты садов Трианона.

Продолжение следует...

Серия сообщений "ВЕРСАЛЬ":
Часть 1 - Дворцы и парки Версаля. Часть 1
Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: Франция. Дворцы и парки Версаля.Часть 2
...
Часть 47 - Дворцы Франции:Малый Трианон (Petit Trianon) Часть 2
Часть 48 - Любимая деревня королевы Марии- Антуанетты- Амо-де-ля-Рен(Hameau de la Reine)
Часть 49 - Усадьбы и резиденции в стиле барокко.Часть 21: Большой Трианон (Le Grand Trianon)-1

Серия сообщений "Дворцы Франции":
Часть 1 - Королевский дворец Компьен-вехи истории Часть 1.
Часть 2 - Дворцы Франции:Броньяр (Palais Brongniart)
...
Часть 44 - Дворцы Франции:Дворец в Э(Château d’Eu)
Часть 45 - Жемчужина Эльзаса-Страсбург.Часть 7.Старый город.Дворец Рогана
Часть 46 - Усадьбы и резиденции в стиле барокко.Часть 21: Большой Трианон (Le Grand Trianon)-1

Серия сообщений "Стиль Барокко в искусстве":
Часть 1 - Русское барокко.Кунсткамера.
Часть 2 - Русское барокко:Большой Екатерининский дворец.Часть 2.Янтарная комната
...
Часть 45 - Дворцы и резиденции в стиле барокко.Часть 19:Фриденштайн (Schloss Friedenstein)
Часть 46 - Замки Чехии:Славков( Аустерлиц)(Slavkov Castle)
Часть 47 - Усадьбы и резиденции в стиле барокко.Часть 21: Большой Трианон (Le Grand Trianon)-1
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Усадьбы и резиденции в стиле барокко.Часть 21: Большой Трианон (Le Grand Trianon)-1 | leonarija2011 - Дневник leonarija2011 | Лента друзей leonarija2011 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»