Со стен "военного зала" Эрмитажа с сотен поясных портретов (лишь некоторые написаны в рост) на вас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги"..На груди, переливаясь, словно плавясь на свету, горят высокие награды родины, муар орденских лент, золотое шитье мундиров, аксельбантов, эполет... И все это Джордж Доу
Джордж Доу (1781-1829)-родился в Лондоне в 1781 году в семье гравера и с ранних лет готовился унаследовать профессию отца, интересную, почетную и довольно "хлебную". Он учится в лондонской Академии художеств, получает звание свободного художника, но вскоре отходит от семейного ремесла, берется за крупномасштабные полотна на мифические и библейские сюжеты. И вот первая награда. В 1804 году Доу получает большую золотую медаль лондонской Академии художеств за картину "Бешенство Ахиллеса при вести о смерти Патрокла" (по мотивам "Илиады" Гомера).
«Портрет Михаила Илларионовича Кутузова» [448x700]
Заметив в себе дар портретиста, решительно меняет жанр. Отныне он пишет только портреты. Тонко чувствуя политическую конъюнктуру, Доу создает прославившие его портреты коронованных особ, а затем и участников сражения при Ватерлоо.
"Портрет Ф. А. Лукова" [563x700]
И вот Доу в России. Один из залов Зимнего дворца был отдан ему под мастерскую, и художник сразу приступил к работе. Надо сказать, что столичными художниками и интеллектуальной элитой России приезд Доу был встречен крайне враждебно. Они считали оскорбительным для России, что создание галереи русской славы поручено неизвестному в России иностранному живописцу.
«Портрет императора Александра I» [416x700]
Доу работал на одном дыхании, быстро и неистово. Каждые три-четыре дня появлялся очередной портрет. Современники отмечали, что художник мгновенно схватывал суть образа, и вскоре портрет становился узнаваемым - сходство было поразительным, и это всех удивляло.
Ему позируют живые герои, а погибших и умерших к тому времени он пишет по сохранившимся в семьях изображениям и рассказам очевидцев. Порой Доу приходилось покидать столицу в поисках удачных изображений или описания облика героя со слов родных и близко знавших его.
«Портрет Я. П. Кульнева» [627x700]
Поражает обилие ракурсов - фас, сбоку, сзади с поворотом тела, головы; разный взгляд - вверх, вниз, вбок. Вскоре, однако, Доу понял, что исполнить гигантский труд ему не по силам, и запросил помощи. Художники с именем отказались от предложения, и тогда в помощь маэстро были предложены юные даровитые художники - Гейтман, Тон, Голике, а вскоре и Поляков, искусный крепостной художник, выкупленный на два года в мастерскую Доу за 800 рублей у костромского помещика генерала Корнилова.Однако, не поделив что-то, двое первых вскоре покинули маэстро.
Портрет Александра Николаевича Рылеева [604x700]
Уже через год, в 1820-м, - первая большая выставка в Санкт-Петербурге - и ошеломляющий успех. Безвестный дотоле в России художник из Англии теперь популярен, моден. Он завален заказами от самых знатных лиц столицы. Портреты невероятно дороги - по 800-1000 рублей, что в 9-10 раз выше, чем платили другим художникам. Иметь в семье портрет кисти Доу стало престижно, модно.
Портрет Иллариона Васильевича Васильчикова [604x700]
Выставки следуют одна за другой. К 1827 году Доу состоял членом Петербургской и Лондонской академий художеств, был избран в Венскую, Флорентийскую, Парижскую, Мюнхенскую, Дрезденскую и Стокгольмскую академии.
Портрет Ильи Ивановича Алексеева [611x700]
Мы мало знаем о жизни Доу в России. Но вот о характере мэтра кое-что известно. Он был скуповат, любил деньги, но скромен в тратах, трудолюбив. Заказов принимал больше, чем мог выполнить. Стараясь все успеть, Доу зачастую жертвовал качеством, и тогда его небрежность была видна даже неспециалистам. Но он быстро брал себя в руки и старался не допускать подобных послаблений, - и вновь оказывались на высоте его рвение, талант и мастерство.
Портрет Ильи Федоровича Чернозубова [604x700]
Девять лет в России - и более 400 полотен (а с неучтенными сторонними - больше 500), несмотря на частые недомогания и болезни. И хотя известно, что не все портреты Доу исполнял один, весь художественный процесс, весь внутренний механизм творения образа и львиная доля физического труда ложились на плечи самого мастера.
Портрет Ильи Михайловича Дуки [619x700]
Доу заочно полюбил своих героев, в их портретах он хотел оттенить черты доблести, мужества и решимости победить врага.
Портрет Иосифа Карловича Соколовского [612x700]
.Доу мог остаться в Англии и больше никуда не стремиться. Своими портретами он приобрел себе не только славу, но и огромное состояние. Он стал одним из самых богатых людей Англии. Доу мог вложить свои деньги в доходные предприятия и жить припеваючи до конца своих дней. Но нет! Его вновь тянуло в Россию.
Портрет Иосифа Корнелиевича Орурка [610x700]
. Осенью 1828 года Джордж Доу еще раз вернулся в Россию. Здесь он исполнил свои последние работы, нарисовав в полный рост Кутузова, Барклая-де-Толли, Веллингтона и брата царя, великого князя Константина Павловича..
Портрет Иосифа Николаевича Галатте [611x700]
Недомогания донимали его все больше и больше, и он, уже тяжело больной, во второй половине 1829 года вернулся в Англию и вскоре скончался в доме своей сестры, жены гравера Томаса Райта, 10 октября 1829 года. Доу похоронен в Лондоне в часовне-скрипте собора Святого Петра.
Портрет Ивана Ивановича Палицына [612x700]
Портрет Ивана Ивановича Дибича-Забалканского [610x700]
Портрет Ивана Федоровича Удома [610x700]
Портрет Ивана Алексеевича Хрущова [611x700]
Портрет Ивана Николаевича Дурново [610x700]
Портрет Ивана Сергеевича Леонтьева [611x700]
Портрет Ивана Васильевича Мантейфеля [610x700]
Портрет Ивана Давыдовича Панчулидзева [619x700]
Портрет Ивана Дмитриевича Иловайского [612x700]
Портрет Ивана Ефимовича Трощинского [611x700]
Портрет Роберта Егоровича Ренни [612x700]
Портрет Федора Васильевича Тейль-ван-Сераскеркена [595x700]
Портрет Фердинанда Федоровича Винцингероде [619x700]
Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре [596x700]
Портрет А. С. Шишкова [521x700]
Портрет А. С. Меншикова [505x700]
Портрет Александра Францевича Мишо де Боретура [611x700]
Портрет Адама Петровича Ожаровского [604x700]
Портрет великой княгини Марии Павловны [430x700]
Портрет герцога Веллингтона [407x700]
Портрет Якова Алексеевича Потемкина [612x700]
Портрет великого князя Константина Павловича [399x700]