Это цитата сообщения
truskovalent Оригинальное сообщениеЛюдмила Савельева
[351x487]
БИОГРАФИЯ
САВЕЛЬЕВА
Людмила Михайловна
Родилась 24.01.1942, Ленинград
Народная артистка РСФСР (1985).
Балерина
Людмила Савельева родилась в Ленинграде во время блокады. В 1962 году она Савельева окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай…
Наташа Ростова
На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир». Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы. Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову.
На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева.... Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа».
Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно. Но видимо все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти на следующий день.
Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, как она волшебным образом преобразилась.
Людмила Михайловна вспоминает: «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие... И вообще какой-то гадкий утёнок... Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось».
Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль.
О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна рассказывает: «Сергей Фёдорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно сама всё делаю. Пробовалась я очень долго, с разными актёрами. Последняя проба оказалась самой сложной - нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, как это сделать. В горле пересохло... Я пробовалась тогда с замечательным актёром Иннокентием Смоктуновским, он мне подыгрывал. Когда я произнесла фразу "Год, неужели целый год?", то вдруг увидела - по лицу Смоктуновского катятся слёзы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла, что такое актёрское братство. Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета, и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался, как у нас идут дела, и здорово помог мне».
Наша Одри Хепберн
Съемки фильма "Война и мир" продолжались несколько лет. Интерес к нему был огромен – еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение. В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева. Снялся и сам режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила Савельева.
Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось это «раздвоение» физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на уроках классики, и на съёмочной площадке. И тогда она решила оставить балет. Позже у нее спрашивали – не жалеет ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая карьера. «Поначалу, может быть, и жалела, - признается актриса. - А когда окончательно "вросла" в Наташу, всё в моей судьбе решилось».
Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его ждал настоящий триумф – жюри американской киноакадемии было повержено, и советскому фильму был присужден «Оскар».
Была отмечена и работа Савельевой. На Московском кинофестивале юная Савельева получила сразу две награды - за лучший дебют и приз зрительских симпатий. Но самое главное – это неподдельная любовь зрителей всего мира. Один факт - во Франции после выхода картины на экран мамы стали называть своих родившихся дочерей Наташами.
Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы экранизировали роман «Война и мир». Наташу Ростову в той картине прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в этой роли никто не мог. Но, после того как зритель увидел Людмилу Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и вся.
Брак
Покинув театр оперы и балета, Савельева с 1967 года стала актрисой театра-студии киноактера.
В те же годы изменилась и личная жизнь актрисы. Она вышла замуж за Александра Збруева, который к тому времени уже приобрел известность благодаря фильмам «Мой младший брат» и «Два билета на дневной сеанс». Для Збруева это был второй брак. Первой его женой была актриса Валентина Малявина.
1970 год
Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет. Возникает естественный вопрос – неужели не было предложений со стороны режиссеров? Людмила Михайловна рассказывает: «Предложениями засыпали. Но для меня много значила литературная основа. Пока снималась у Бондарчука, спала с томиками "Войны и мира" под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки, роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу».
Ей повезло. Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль Серафимы Корзухиной в фильме "Бег" по Михаилу Булгакову. Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы.
В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.
Стоит упомянуть и еще об одной работе Людмилы Савельевой. В 1970 году она снялась в французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи». Молодой актрисе выпало сниматься вместе с несравненными Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. И хотя эту картину вряд ли можно назвать большой удачей, опыт, приобретенный в работе с мировыми звездами бесценен.
В заключении следует отметить, что 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой.
70-е – 80-е годы
Как уже стало понятно, Людмила Савельева серьезно подходила к выбору ролей. Однажды задав для себя высокую планку, она не собиралась ее снижать. Вероятно, поэтому в ее биографии так мало фильмов. В 70-е годы вообще можно отметить лишь два. В 1973 году она вместе с Олегом Видовым снялась в главной роли Луизы Пойндекстер в приключенческом фильме Владимира Вайнштока «Всадник без головы». Четыре года спустя Савельева сыграла главную роль в советско-болгарском историческом фильме «Юлия Вревская», рассказывающем о драматической судьбе замечательной русской женщины - графини Юлии Петровны Вревской, вложившей все свои средства в организацию добровольческого санитарного отряда в период русско-турецкой войны.
Немного чаще Савельева снималась в 80-е годы. Вместе со своим мужем Александром Збруевым она сыграла в героико-приключенческом фильме Георгия Николаенко «Шел четвертый год войны» и психологической драме Константина Худякова «Успех». Из других работ тех лет самой заметной является главная роль в психологической драме Виталия Кольцова «Нам не дано предугадать».
Личная жизнь
С начала 90-х годов Людмила Михайловна и вовсе перестала сниматься в кино. А спустя несколько лет начали распространяться слухи о том, что многолетний брак Александра Збруева с Людмилой Савельевой распался. Артиста стали все чаще видеть в обществе другой женщины. Сам он от любых расспросов на этот счет категорически уходил, заявляя «Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда не рассказываю ни о жене, ни о дочери». Не очень то распространялась на эту тему и Людмила Савельева.
Зато бывшая жена Збруева Валентина Малявина летом 1997 года заявила: «Саша совершенно запутался в женщинах. Сегодня у него две жены, и он как-то с ними не справляется: обе мне на него жалуются...»
Как бы то ни было, супруги по-прежнему живут вместе.
Возвращение в кинематограф
После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки». После этого последовали главная роль в драме Сергея Соловьева «Нежный возраст», и роль в картине все того же Владимира Наумова «Часы без стрелок».
Признание и заслуги
1967 — по результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года.
1985 — народная артистка РСФСР.
орден Трудового Красного Знамени.
Фильмография:
1967 — по результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года.
1985 — народная артистка РСФСР.
орден Трудового Красного Знамени.
Фильмография[править | править исходный текст]
1964 — Спящая красавица — нереида
1967 — Война и мир — Наташа Ростова
1970 — Подсолнухи — Маша
1970 — Бег — Серафима Владимировна Корзухина
1970 — Чайка — Нина Заречная
1972 — Всадник без головы — Луиза Пойндекстер
1977 — Юлия Вревская — Юлия Вревская
1981 — Шляпа — Мила
1981 — С вечера до полудня — Нина Жаркова
1983 — Шёл четвёртый год войны — Надежда Мороз
198? — Снег (к/м) — Татьяна Петровна, актриса
1984 — Нам не дано предугадать — Ольга Николаевна Мичурина
1984 — Успех — Инна, бывшая жена Фетисова
1986 — Чужая Белая и Рябой — Ксения Николаевна Старцева, актриса
1989 — Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви — мать Александры
1991 — Сюжет для двух рассказов — мать Володи
2000 — Нежный возраст — бабушка («Ночная ведьма»)
2001 — Часы без стрелок
2006 — Седьмое небо — Маргарита, мать Егора
2008 — Чемпион — эпизод
2009 — Анна Каренина — княгиня Щербацкая
Фотографии разных лет, кадры из фильмов:
[699x700]
[329x425] На Международном кинофестивале.Серго Закариадзе, Людмила Савельева и Софи Лорен
[640x390]
75897 (640x390, 111Kb)" />
[572x700] .На Международном кинофестивале
[600x407]
[404x600] Людмила Савельева и Александр Збруев
[528x640] Фото с обложки журнала "Советский фильм"
[503x700] "Война и мир". В роли Наташи Ростовой
[560x289]
[560x280]
[350x500]
[550x530]
[700x651]
[608x700]
[413x700]
[542x700]
[700x483] Всадник без головы
[550x503]
[700x421] Бег
[700x295]
[452x425] С вечера до полудня
[700x577] Шел четвертый год войны
[700x420] Шляпа
[570x361] С Витторио Де Сика на съемках фильма "Подсолнухи"
[500x459] Нежный возраст
[672x512] На съемках фильма "Подсолнухи": София Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмила Савельева
[700x472] " Анна Каренина"/2009/
[700x378]
[444x700] С актрисой Кирой Головко
[700x531]
[388x600]
[400x559]
[486x700]
[532x439]
[600x476]
[600x437]
[527x700]
[454x700]
[400x617]
[499x700]br /