• Авторизация


Память после 40 06-09-2012 07:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Курганская_Надежда Оригинальное сообщение

Память после 40.

 

 


[показать]

Многие после сорока лет начинают жаловаться на память: что поделаешь, возраст… Однако годы тут не при чем. Память можно и нужно развивать.

Сначала проверьте себя с помощью небольшого теста. В течение 1 минуты прочтите 25 слов, потом закройте их и за 5 минут запишите то, что вам удалось запомнить. Сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, Карпаты, Гималаи, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет. 

Подсчитайте, сколько слов вы запомнили.
1) 6 слов и меньше — ваша память (в первую очередь - зрительная) не в лучшем состоянии, вам надо ее тренировать; 
2) 7—12 слов - память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это мешает запоминанию;
3) 13—17 слов — результаты вполне приличные, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет; 
4) 18—21 слово — отличный результат: у вас незаурядная память;
5) свыше 22 баллов — у вас прекрасная память.

Наша жизнь переполнена информацией. Ученые подсчитали, что только в одном выпуске газеты «Нью-Йорк Таймс» сведений содержится больше, чем человек XVIII века получал за всю жизнь. Мозг загружен образами, звуками, которые обрушиваются на нас ежедневно. Чем старше мы становимся, тем больше «засоряется» голова.
Чтобы ничего не забыть, мы используем электронные органайзеры, мобильные телефоны, ежедневники, наклейки с напоминанием. И тем самым оказываем своей памяти медвежью услугу: она лишается ежедневного тренинга. 
Кроме того, после сорока человек, как правило, уже заканчивает обучение: он давно получил нужное образование, освоил все премудрости профессии, многое делает автоматически. Мозгу просто не надо напрягаться. И память слабеет, все чаще дает сбои. Те же люди, которым в силу профессии необходимо что-то заучивать, актеры, например, и в более солидном возрасте запоминают огромные тексты.

«Я все забываю»… 
Наталья в 40 лет родила второго ребенка. Первый еще тоже был маленький – 4 года. Кроме того, ей постоянно приходилось думать о матери, которая все чаще плохо себя чувствовала. «Иногда мне кажется, что я схожу с ума. Я не могу найти дома ключи, мобильный телефон, очки, квитанции платы за квартиру. Иду на кухню, забываю, зачем пришла. Апофеозом был случай зимой, когда я вынесла гулять ребенка, поставила на снег и обнаружила, что не надела ему валенки. Что это – склероз, старческое слабоумие?» - недоумевает Наталья.

На самом деле, причина такой забывчивости вызвана не только не болезнью, но даже не проблемами с памятью. Это просто перегрузка сознания – когда приходится думать о сотне вещей сразу. Достаточно более-менее упорядочить свою жизнь, и память придет в норму. Страх перед забыванием – сам по себе является причиной сбоя работы памяти. Ум драматизирует последствия таких провалов и подавляет даже попытки что-то вспомнить. Важно избавиться от беспокойства, расслабиться, и память будет разблокирована.

Что делать? Если вы долго живете в состоянии цейтнота, забывчивость, рассеянность неминуемы. Это защитная реакция организма. Дайте себе отдохнуть. Выспитесь. Научитесь перекладывать какие-то дела на окружающих. Станьте более организованной. Предметы, необходимые каждый день – ключи, очки, часы, телефон, тапочки – всегда кладите на одно и то же место. Для счетов, квитанций и документов заведите специальные папки – тогда вы не будете тратить время на поиски и ругать себя за «склероз». Постоянно пользоваться ежедневником не стоит, но если у вас напряженный период в жизни, то лучше записывать все предстоящие дела - это структурирует вашу жизнь, сделает ее более упорядоченной. Если вы что-то потеряли, не мечитесь по квартире, наоборот, остановитесь, вспомните, когда и где вы видели этот предмет последний раз, что с ним делали. Скорее всего, подобные размышления позволят вам отыскать его. Пришли в комнату и забыли зачем? Вернитесь к тому месту, откуда вы начали путь, и наверняка вспомните. Если такое невозможно в реальности, сделайте это в воображении. А самое главное – наведите порядок в голове: старайтесь не думать о нескольких вещах сразу. Если чувствуете, что мысли захлестывают вас, скажите себе: «Стоп! Я додумаю до конца одну тему, потом перейду к другой». 

«Не хочу вспоминать» 
Света всегда забывала поздравить старшую сестру с днем рождения. Нет, она помнила, что это надо сделать 7 сентября, заранее записывала в ежедневник, развешивала листочки с напоминанием. Но каждый год этот день проходил, и Света с ужасом обнаруживала, что опять не позвонила. Работая с психоаналитиком по другой проблеме, девушка вспомнила: в детстве она страшно завидовала, что у сестры день рождения в начале сентября. Друзья и подруги, вернувшиеся с каникул, всегда шумно и весело его праздновали. У самой Светы день рождения был в середине лета, и на него собирались лишь родственники…

Это тоже своего рода психологическая защита. Все, что мы пережили когда-то, все, что вызвало у нас чувство дискомфорта, страха, тревоги, мы вытесняем в подсознание. Но время от времени это прорывается в символической форме – например, в виде забывания дня рождения сестры, как у Светланы.

Что делать? Если вы заметили, что в вашей жизни есть повторяющиеся провалы в памяти на одну и ту же тему – вы часто теряете ключи от квартиры, постоянно забываете имя одного хорошо знакомого вам человека, прячете какую-то вещь в такое место, где трудно ее найти – подумайте: может, с этим связано что-то неприятное? Лучше, конечно, это выяснять с психоаналитиком, но можно попробовать и самому разобраться. Если вам удастся выяснить причину забывания, возможно, проблема будет решена. 

Помнить все? А зачем? 
Задайте себе вопрос: а для чего вам хорошая память? Вы собираетесь выступать на сцене и произносить многостраничные монологи из Шекспира? Хотите стать ходячей энциклопедией и помнить, в каком году Дарий Великий покорил Вавилон? Научиться писать по-китайски? Это не праздные вопросы. Дело в том, что главное для запоминания – мотивация. Широко известный пример: женщина учит английский в школе, в институте, не раз оканчивает курсы. Но язык так и не осваивает. Вдруг у нее появляется итальянский поклонник, и она за год научается прекрасно говорить на его родном языке. Мы многое не запоминаем или забываем просто потому, что нам это не нужно. После 40 мозг начинает работать более рационально: он не хранит информацию «на всякий случай». Не используются какие-то сведения – стирает или отправляет в долговременную память. Оказавшись в критической ситуации эта дама, возможно, вспомнит и английский. Но пока он ей не нужен, учить его будет трудно. 

Три кита запоминания 
У каждого из нас свои индивидуальные различия в темпе, точности, прочности запоминания. Кто-то лучше помнит то, что увидел, кто-то – то, что услышал, кто-то то, что записал. Поэтому сначала выясните, какой вид памяти у вас является ведущим. Возьмите четыре отрывка из прозаического произведения. Один прочитайте про себя (зрительная память), другой вслух (слуховая), третий перепишите (двигательная), четвертый попросите кого-нибудь записать на диктофон и прослушайте (образная). А потом попробуйте воспроизвести все четыре отрывка. Какой из них вы запомнили более точно? Этот способ восприятия информации у вас и будет главным. Тем не менее, если вам необходимо что-то хорошо выучить, нужно использовать все виды памяти. Например, иностранные слова надо не только прочитывать и записывать, но и прослушивать, повторять вслух, соотносить с образами, которые они означают.

Помните пословицу: «Повторенье – мать ученья»? К сожалению, именно это до сих пор остается главным методом запоминания. Все новомодные способы типа обучения во сне, по принципу 25-го кадра остаются весьма спорными. Возможно, иностранные слова, которые вы таким образом пытались запомнить, где-то и осели в памяти, но обратиться к ним осознанно, целенаправленно вы не сможете. Для запоминания непременно нужен определенный уровень сознательной активности. А вот поспать после интенсивного занятия или хотя бы расслабиться очень даже полезно. Мы обучаемся не только тогда, когда что-то делаем, но и во время передышки - когда закрепляем полученные знания.

И наконец, третье условие запоминания – умение создавать ассоциативные связи, причем, чем более они нелепы, тем лучше усваиваются. Например, вам нужно запомнить, что новую сотрудницу зовут Марина Викторовна. Мариной звали вашу подружку, когда вы играли в песочнице, а Виктором – двоюродного брата. Теперь представьте своего кузена с Мариной на руках. Мужские имена можно запоминать, ориентируясь на классиков, знаменитых героев. Например, Василий Михайлович. «Василием» звали Чапаева, «Михаилом» - Ломоносова. Вообразите себе картину: впереди Чапаев на боевом коне, а за ним – помпезный Ломоносов. Последовательность здесь очень важна, иначе вы можете назвать человека Михаилом Васильевичем.

Аэробика для памяти 
Чтобы укрепить память, ученые предлагают делать особую зарядку для мозга, которая получила название «нейробика». Попробуйте выполнять какие-то привычные действия – умываться, одеваться – с закрытыми глазами. Если вы правша, почистите зубы левой рукой, несколько раз в день попишите ею же. Меняйте маршрут своей привычной прогулки или дороги на работу. Смените свои развлечения – если, допустим, вы любите разгадывать кроссворды, начните играть в компьютерные игры. Приготовьте необычное блюдо, отправьтесь в путешествие в незнакомую страну. Словом, делайте все, чтобы не дать вашему мозгу «атрофироваться». И тогда никакой возраст не будет помехой для хорошей памяти.

Наталья Баранцева

 

 

17-04-2012
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Память после 40 | met_la - Мой дом за углом, этого дня... | Лента друзей met_la / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»