[показать]
[показать]Только один известный русский писатель сумел сформулировать, что означает само понятие "хамство".
Этим писателем оказался Сергей Довлатов. Он превзошел самого Владимира Набокова, так и не сумевшего объяснить своим американским студентам, что же это все-таки такое – наше родное повседневное хамство.
Мы этого тоже не знаем, и поэтому время от времени подвергаем предмет скрупулезному разбирательству. И всякий раз заходим в тупик. Особенно тогда, когда пытаемся квалифицировать нехорошее явление в его повседневном развитии. Что касается Сергея Довлатова, то он объяснил.
Это - такой наш внутренний отклик, когда нам впаривают какое-нибудь фуфло, а мы благодарны за это. (В этом, заметил замечательный писатель, и состоит сила плохого явления и удручающая слабость наша.)
На государственный уровень фуфла ссылаться не будем: на него и без нас сошлются. Сошлемся на бытовой.
Тут поле для интерпретации открывается настолько необозримое, что обозреть его никому не под силу. Виной ли тому наша неухоженная повседневность? Вероятней всего. С той же вероятностью и ухоженная повседневность – необозримое поле для проявления.
Например, мой товарищ два дня назад нарвался на хамство в ресторане со стороны официанта. В другой раз я вышел на лестничную клетку и обнаружил, что опять на ней кто-то из моих соседей душевно намусорил. Как сильно и грубо он мне нахамил!
Вышел в подавленном настроении на улицу и увидел: всю ее опять перекопали. Теперь я должен ходить не по тротуару, а по каким-то доскам. Кто отвечает за хамство, с которым столкнулся я на своей родной улице?
Вопрос еще один. Сформулирую покорретней: жив ли образ давнего и классического трамвайного хама?
В литературе – да, а так - нет. Возможно, это потому, что резко сократилось число трамвайных маршрутов. Меньше стало и металлических вагонов на электрическом ходу. И образ классического трамвайного обзывалы как-то увял и растворился в толпе. Вскоре он будет занесен в Красную книгу исчезающих явлений повседневности.
В разряд редких вошло и давнишнее выражение "А еще шляпу одел!" Именно "одел", а не "надел", как того требуют специалисты в области уличных выражений. Это выражение являлось ругательным в отношении человека интеллигентной внешности, а не какого-нибудь мужика с красной рожей, которую, как говорили, на хромой кобыле не объедешь. Тот, который был в шляпе, был зачастую и в очках. Его очки и вызывали непреодолимое желание ни с того ни с сего ему нагрубить и почему-то именно в трамвае.
Маленько поумялось повседневное открытое издевательство в учреждениях торговли. Там оно получило особо мощное развитие в советские времена, когда продавец был "все", а человек в очереди "ничто".
Длинный людской хвост, стоявший за отдельной колбаской, был готов на любое проявление грубости со стороны упитанной тети-продавщицы. Она кричала: "Эй, дядя! Ты чего рожу кривишь? Ты, дядя, рожу-то не криви, колбасы тебе не достанется! Я тут одна, а вас-то вон сколько!"
Отметим теперь, что, сколько бы ни было нас, мы все хорошо знаем, что стали свободней и с хамством мириться не хотим. Мы так себе и говорим: "Чай, не советские времена. На кой черт мириться?" Учреждений торговли тоже теперь больше, чем за всю историю страны. И всего остального.
А хамство – именно повседневное – никуда не делось. Из трамвая ушло, тут нечего скрывать. Зато появилось во всех прочих местах. Особенно чувствителен разгул его на дорогах страны, среди столоначальников, в телевизионных передачах, в маршрутных такси, в вагонах метро, на рынках, среди депутатов, милицейских чинов, руководителей среднего звена, а то и высшего. Самодурство, наглость, идиотство, глупость опять в моде. Может вас и товарищ обхамить и даже любимая жена. Она, наплевав на любого мужа, вся ощетинится и закричит: "Ты совсем, что ли, дурак или прикидываешься?" Не понимает, дура, что он не прикидывается? А вот если он не дурак и не умеет прикидываться, то тогда она может крикнуть: "Ага, видали мы таких борзых! Ты пургу не неси, ты мне бабок лучше дай!"
Бабки, заметим, повод для нормального повседневного хама проявить себя во всем блеске творчества.
[показать]Именно потому, что за бабки человек (ради хамского обращения с ним) способен подвергнуться любому унижению. Что скажут, то и сделает.
Скажут ему под столом петухом петь, он станет петь. Скажут не петь, он станет молча под столом сидеть. Скажут ему, что вот этот дядя самый лучший в мире, он тут же в это поверит и станет кричать: "Да здравствует дядя самый лучший в мире! Он жену мою щи варить наконец-то научит!"
Не снизил напора на чувствительную душу и научно-технический прогресс. Интернет во власти Хама находится почти весь. На какой блог ни зайдешь, так обязательно прочитаешь: "Че рожа такая? Очко чтоль скукожил?" В кинематографе – тоже самое. Фильмы за редким исключением идиотские, смотреть всей семьей невозможно, так еще и зрители на всех сеансах попкорном хрустят.
Слышен таким образом хруст нашей повседневности. Отчетливо слышен. Самые благие надежды меркнут и сдаются. Самые нежные, лирические души грубеют под напором нашего родного повседневного хамства.
А внешность у него бывает очень милой и невинной, даже рекламной. Иной раз не успеешь оглянуться, а тебе уже нахамили. Стоишь потом и репу чешешь, озираясь по сторонам. И не видишь того, кто нахамил. Ну и идешь дальше с надеждой, что что-то показалось тебе от усталости…