Эти предметы из частной коллекции, которая нашла приют в Португальском Центре Фотографии в городе Порто.
«Стереоскоп – это телевизор 19 века».
Подобные высказывания часто можно увидеть в текстах, где это устройство упоминается. Его авторы совершенно верно оценивают роль стереофотографии в качестве средства массового досуга, которое служило одновременно источником информации и развлечения.
Стереоскоп и наборы стереокарточек на любой вкус были непременным атрибутом практически любого домашнего интерьера, средством скоротать часок, занять гостей и т.п. Стереоскоп не выходил из моды с начала 1850-х вплоть до конца Первой Мировой войны. Число людей, желающих ознакомиться с окружающим миром, рассматривая объемные картинки, не уменьшалось.
Стереопара представляла собой два изображения, помещенные рядом – для правого и левого глаза. Рассматривание их в стереоскоп создавало иллюзию трехмерности, объемной картинки. Изобретателем стереоскопа считается Чарльз Уитстон, а изобретение датируется то ли 1833, то ли 1837 годом – в общем, незадолго до официального объявления об изобретении фотографии. Первоначально в стереоскоп рассматривались рисунки, но фотографические изображения представляли, разумеется, гораздо более эффектную иллюзию. В конце 1840-начале 50-х Дэвид Брюстер усовершенствовал стереоскоп, снабдив его двумя линзами на расстоянии 2,5 дюйма одна от другой.
Стереоустройства были дешевы, и возможность путешествовать, не выходя из дома, предоставилась любому желающему. Такие производители, как Лондонская Стереоскопическая Компания или «Лангенхейм Бразерс» в США предлагали на выбор тысячи изображений. Например, в 1856 г только в Англии было продано более миллиона стереоскопов. Лондонская стереоскопическая компания проводила программу под лозунгом «Ни одного дома без стереоскопа!» и продавала их дешевле одного доллара, и к 1860 году этот слоган стал практической реальностью. Почти любое фотографическое начинание, если его авторы желали, чтобы плоды их трудов принесли прибыль, должно было изначально исполняться или дублироваться в стерео. Фотографы гражданской войны в США из команды Брэди одновременно с обычными крупноформатными камерами использовали стереокамеры, чего уж говорить об остальных!