Это цитата сообщения
VIPSALE Оригинальное сообщениеШкола рун Урок 11. (Основные термины руники)
Вначале хотелось бы упомянуть о колесе Трота. Наверняка некоторые из вас уже сталкивались с таким термином или мельком его встречали.
Колесом Трота называют восемь основных праздников Асатру. Часто символически его рисуют в виде колеса с 8 "спицами". С философской точки зрения, можно сказать, что Колесо Трота символизирует жизнь человека, рождение, укрепление, зрелость, старение, смерть, переход в мир мертвых и вновь рождение. В данном случае будем рассматривать Колесо Трота, как систему праздников.
1) Йоль. Зимнее солнцестояние в 20-ых числах декабря.
Йоль длиться 14 дней, а лучше сказать ночей, так как раньше время меряли не днями - ночами. Считалось что ночь породила день. Йоль - это начало нового года, смерть старого солнца и рождение нового. Ночь Матери - это ночь до Йоля (канун). В это время нельзя делать никакую работу, вся подготовка к Йолю должна быть закончена до наступления темноты. Эта ночь - своеобразная духовная подготовка к Йолю, эдакое затишье перед бурей. Далее начинается сама Ночь Йоля. Проводится ритуал, жертвы приносятся всему пантеону богов и духов, устраивается пир. Далее 12 ночей, символизирующие 12 месяцев в году. Время колдовства и гаданий. И 13-ая ночь - Ночь Судьбы или Ночь Норн. В эти 13 ночей мир словно замирает и вновь начинает движение после Ночи Судьбы.
2) Дисаблот. В период с 1 по 15 февраля.
Слово «блот» означает жертвоприношение. Таким образом, Дисаблот - жертвоприношение дисам. Дисы - существа женского пола, которых иногда называют "младшими божествами". Они чем-то напоминают норн, Великие Матери, помощницы при родах. Дисаблот - это время, когда боги плодородия еще не вернулись, Земля еще не проснулась, но уже появляются первые признаки того, что скоро зима закончится, и вновь в Мидгард вернется Жизнь. Можно сказать, что это праздник подготовки к пробуждению.
3) Остара. Весеннее равноденствие в 20-ых числах марта.
Праздник назван по имени германской богини весны и рассвета Остары. Христианский аналог этого праздника - пасха, славянский- масленица. Праздник Остары это пробуждение природы от зимнего сна, возвращение летнего солнца, тепла и света. Обычно в этот день сжигают чучело Зимы, провожая ее обратно в подземное царство. Символ Остары - крашеные яйца, яблоки, круглый хлеб, все это
4) Вальбург. 30 апреля-1мая.
Этот праздник означает окончательное пробуждение природы, возвращение бога Бальдра из царства Хель. Празднуется он обычно в два этапа. Первый - ночь 30 апреля, которая еще называется Вальпургиевой. В эту ночь силы Тьмы последние часы до рассвета могут ходить по Мидгарду. Ночь гаданий и колдовства. Утро 1 мая означает начало Лета, устанавливает Майский шест, являющийся фаллическим символом. Иногда устанавливают шест в виде женщины. В любом случае шест символизирует плодородие.
5) Мидсаммер. Летнее солнцестояние в 20-ых числах июня.
Мидсаммер - середина лета. Момент, когда силы Жизни находятся на своем пике. Устраиваются ночные гуляния, большие костры. Раньше в этот день праздновали свадьбы, давались самые крепкие обещания и клятвы, проводились различные посвящения. В эту ночь, аналогично Йолю, жертвы приносятся всему пантеону, устраивается большой пир.
6) Фрейфакси. В период с 1 по 15 августа
Праздник хлеба и меда. Судя по названию, главным "лицом" этого праздника является Фрейр. Это время, когда силы Жизни уже потихоньку начинают ослабевать, но еще есть время радоваться теплу. Устраивались ярмарки, гуляния и, конечно же, пиры.
7) Праздник урожая. Осеннее равноденствие в 20-ых числах сентября.
В этот день Лето начинает уступать место в Мидгарде Зиме. Урожай собран, земля готовится ко сну, приходит время и свои собственные мысли приводить в порядок, собирать "урожай" того, что было сделано за лето, готовить себя к зиме. Вообще, осень - это время раздумий, умиротворенности, спокойствия. На ритуале последний раз обращаются к Ванам, богам плодородия, проводят похороны Бальдра (иногда для этого сжигают майский шест).
Зимние ночи. В период с 15 октября по 1 ноября.
Это последний праздник в году перед Йолем. На западе в это время празднуют День Всех Святых. По сути это праздник когда силы Зимы окончательно берут верх над силами Лета. Это Ночь Духов. В эту ночь мертвые выходят на улицы, начинается Дикая Охота.
Это главные 8 праздников.Важно отметить, что праздники имеют достаточно четкое строение, два солнцестояния, два равноденствия и четыре "промежуточных" праздника. При этом праздники, которые имеют разницу в полгода, близки по значению. Например, Йоль и Мидсаммер. Оба праздника - это наступление определенного пика, переломный момент, точка максимума. Только на Йоль умирает старый и рождается новый год, а на Мидсаммер этот год достигает своего пика. Вальбург и Зимние Ночи. Оба праздника носят мистический характер, оба праздника можно назвать "Ночь Духов". Только в Вальбург они уходят из Мидгарда, а в Зимние Ночи - наоборот. И так со всеми остальными праздниками.
Теперь о терминах... Руна – в переводе разные варианты - «шепот» и «тайна». Можно сказать, что это «тайна, поведанная шепотом». Это графический символ, обозначающий некое действие. Всего есть 24 руны, которые в совокупности обозначают все действия всех объектов Вселенной.
Также руны передавали отдельные звуки при «буквенном письме».
Необратимые руны - каждому из девяти миров соответствует своя ключевая, необратимая руна. Необратимая руна выглядит одинаково в нормальном и перевернутом положении. Миров - девять, необратимых рун - девять. Необратимые руны, ключевые руны открывают доступ к познанию, исследованию девяти миров.
Старший Футарк – система из 24 рун, расположенных в строго определённом порядке. Использовался на территории расселения и миграции германских и скандинавских племён до 8 века н.э.
Руника – все направления рунического искусства в совокупности – рунагальд, рунакрафт, руналор, рунамал,– плюс знания по лингвистике, истории и мифологии рун.
Руналор – искусство познания смысла рунических знаков.
Рунагальд – искусство рунической «магии», настройки через руны себя или иного человека на определённые действия.
Руник, Рунолог (Ренемейстер) – практикующий рунику человек.
Эриль – рунемейстер наивысшей категории.
Вёльва - ведьма.
Витки – рунический маг.
Валхалла, Вальхалла (или Валгалла) - небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов.
Рунескрипт – руническая надпись строкой (или столбиком) - это, фактически, рунное заклинание, которое будет переводом вашего желания на язык рун. Это рисунки, собранные из рун, которые необходимы вам для наложения заклинания.
Рунестав (Вязь) – руническая надпись, созданная наложением знаков.
Рунатейн – рунический амулет.
Рунакрафт – искусство непосредственного создания рунических амулетов и наборов, практическое творчество.
Гальдрставы - в гальдрставы, кроме рун, включаются различные фигуры, такие как: круг, крест, решетка, квадрат, исландский знак Молота Тора (свастика). В более поздних гальдрставах также используются алхимические знаки и латинские литеры. Важно, что каждый рисунок имеет свое название и описание, однако никогда не расшифровывается.
Агисхьяльмы – защитные вязи,относимые к гальдраставам, так называемые «Шлемы ужаса», они защищают своего обладателя потому, что внушают любому нападающему чувство ужаса. Иными словами, импульс агрессии, исходящий от нападающего, преобразуется Агисхьяльмом и направляется на агрессора, внушая ему страх. То есть задача данных символов — подавление воли противника. Агисхьяльм — это именно боевой предмет, это Щит и Меч вместе. Искусство создания Агисхьяльмов, как и любое Руническое искусство, во многом зависит от вдохновения. Символы Агисхьяльмов воины не только наносили на шлемы, они рисовали их на лбу углём, слюной или просто пальцем перед сражением, и таким образом не только «отпугивали» врагов, считалось, что некоторые Агисхьяльмы настолько активно влияют на противников, что обладатели этих символов становятся невидимыми для врагов, вытесняются из поля их восприятия. Известны описания, утверждающие о способности Агисхьяльмов помочь человеку остаться незаметным для преследователей. Такой способностью Агисхьяльмы обладают именно благодаря своей способности быть опорными точками для соответствующих «охранных» вихрей. Важным моментом является то, что Агисхьяльмы всегда носили на лбу. Считалось, что их питает особая, так называемая «змеиная» сила, исходящая оттуда, именно она дает символу возможность формировать защитный вихрь. Хорошо известно, что Агисхьяльмы строятся на основе креста, составленного из четырех Рун Альгиз. Таким же образом из креста восьмиконечного (известного также как «небесная звезда») символ, весьма распространенный в средневековой Европе: он украшал каменные здания и деревенские деревянные изделия, а нередко использовался и в церков ной утвари. Считается, что этот символ превосходит все предыдущие по качеству обеспечиваемой защиты; многие современные авторы называют его «Крестом Непобедимости». Именно Альгиз, «лось, опасный в гневе», является активным элементом Агисхьяльма. Направленный во все стороны, этот отражающий импульс создаёт типичный четверочастотный вихрь, наделённый соответствующим намерением. Эта база дополняется другими руническими символами, дополняющими и видоизменяющими основную идею. Скандинавы считали, что агисхьяльм отразит все «отрицательное» волшебство, направленное на владельца и пошлет его назад, в колдуна или ведьму. Поэтому магия Агисхьяльмов требует большой осторожности и внимательности при их создании, иначе знак будет отражать не только плохие, но и хорошие влияния, а кроме того – может покалечить любого, кто направит свою волю в направлении оператора – в том числе и любящих его людей, посылающих к нему импульсы добра: отразив и трансформировав эти импульсы, Агисхьяльм может обратить их во вред автору.
Скальд - это скандинавский поэт. Но в связи с традициями скандинавской поэзии, стихотворения обильно сдабривались кенингами. Чем "этажнее" был кёнинг, тем круче считался скальд. Поэтический дар скальда был свидетельством особого отношения богов к нему. Стихотворное проклятие скальда (Нид) было одним из тягчайших наказаний для человека. Основные сведения о поэзии скальдов содержатся в «Младшей Эдде». Устная традиция передавалась от поколения к поколению, произведения скальдов исполнялись без музыкального сопровождения. В самом начале скальды были оракулами, ведь в те времена все знали, что руны наполнены магией и даны людям Богами. Человек, просто знавший все 24 руны, уже владел магической силой. Что же говорить о скальдах, которым руны служили инструментом для работы?
Другим "видом деятельности" скальдов были Висы - славословления. За хорошую вису скальд мог получить любой подарок: от кольца, богатой одежды или секиры, до драккара, нагруженного золотом. Висы - это хвалебные стихи, подобие заклинаний на удачу или во здравие.
Обязательная форма висы - восьмистишие. Висы бывали отдельными, из вис состояли Драпы (хвалебные песни с припевом) и Флокки (менее почетные, без припева, бытового содержания). Скальдическая поэзия знаменита строгой формой, одиозным содержанием и сложным обильно приукрашенным языком, типа кеннингов (поэтических перифраз, например, воин - клен битвы, женщина – сосна наряда, рысь звона серег, ворона – чайка ран).
Поэзия строилась не на рифме, а на аллитерации, т.е. созвучии начальных звуков слов, стоявших под смысловым ударением и повторявшихся с определенной регулярностью в двух соседних строках стиха. Этим они оказывались «связанными». В каждой строке, кроме внешних, имелись и внутренние рифмы.
Нидды (Ниды) - те же висы, но хулительного свойства - проклятья, (а еще Нид - это жердь с насаженным конским черепом, использовалась с той же целью, что и нидды - навредить), они являются аналогами проклятия или анафемы. Редко кто из конунгов решался обидеть скальда, ведь он мог и отомстить. Не мечом или секирой, а ниддом. После такой мести от обидчика могла отвернуться удача, он мог заболеть и даже умереть, особенно если скальд был действительно "вкусившим Кровь Квасира", к таким часто прислушивались Асы.
Ниддинги - это отверженные, отторгнутые обществом. Мансег — принудительное «любовное» заклинание, своего рода «приворот». Для Мансега также, как и для Драпы и Нида, характерны свои строгие правила рифмообразования и частые употребления кённингов — «переименований». Сочиняя мансег, Скальд добивался человека, который в жизни, ни при как условиях не «отдал» бы ему свое сердце. Согласно Младшей Эдде, такой вид приворота связан с именем Фрейи: «Ей по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви».
Слово «Гальдр» или «Гальдор» (Galdr, Galdor) в старонорвежском первоначально означало «кричать» или «крик», т.е. «заклинание» или «магическая песнь». Позже это стало означать волшебство вообще. Однако в своем изначальном смысле Гальдр — это именно словесная магия. Гальдром можно называть только магические песни и заклинания, произносимые вслух. Именно факт произнесения, то есть воплощения мысли, намерения, наделял эту мысль реализационной силой. Заклинания Гальдра обычно описываются словами, имеющими значение петь, то есть произносить речитативом. Заклинание Гальдра несёт в себе магию само по себе, и исполняется главным творцом магии — Гальдркрафтом (Эрилем). При этом заклинания Гальдра максимально активны, экспансивны, воинственны. И маг Гальдра также должен быть силен и уверен в себе, вплоть до бравады, иначе его магия не будет иметь успеха. Первое заклинание Гальдра Один прошептал на ухо своему мертвому сыну Бальдру, когда тот лежал на похоpонных дрогах.
Брисингамен - Ожерелье (или пояс) Фрейи . Его сделали для нее карлики - цверги. За это сокровище Фрйея, по словам Локи, заплатила всем четверым любовью.
Орлёг – предназначение, судьба.
Рагнарёк -в германо-скандинавской мифологии гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.
Рунатал – часть «Речей Высокого» Старшей Эдды, в которой рассказывается о том, как Ас Один обрёл руны.
Серия сообщений "Уроки по рунам":
Часть 1 - Урок по рунам. 25-ая пустышка
Часть 2 - "Славянские руны" большой гадательный набор
...
Часть 11 - Школа рун Урок 9. Мировое древо. Мировой ясень Иггдрасиль и 9 миров.
Часть 12 - Школа рун Урок 10. (Введение в рунологию, архетипы)
Часть 13 - Школа рун Урок 11. (Основные термины руники)
Часть 14 - Школа рун Урок 12. Понятие даров
Часть 15 - Школа рун Урок 13. Контакт
Часть 16 - Школа рун Урок 14. Висы и заклинания
Часть 17 - Школа рун Урок 15. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ МАГА
Часть 18 - Школа рун Урок 16, Как выбрать рунический набор